Наталия Гейнбихнер
Рабочая программа «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Публикация «Рабочая программа „Познавательно-речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне.», «Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется,
грустит и т. д.
Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Формирование словаря
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года
дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.
Звуковая культура речи
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов)
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.
Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи
Совершенствовать грамматическую структуру речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька,
куда пошла?»).
Связная речь
Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).
Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта.
Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.
Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Ожидаемые результаты к концу года:
К концу года ребенок:
1. Рассматривает сюжетные картинки
2. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения
3. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами
Связь с другими образовательными областями
«Физическая культура» Развитие связной речи (диалогической и монологической форм речи) при организации и проведении подвижных игр, обогащение словарного запаса
«Здоровье» Развитие связной речи (диалогической и монологической форм речи) при воспитании культурно-гигиенических навыков (чтение потешек и т. п., формировании начальных представлений о здоровом образе жизни, обогащение словарного запаса
«Безопасность» Развитие свободного общения с взрослыми при возникновении опасных ситуаций, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности, в природе и ближайшем окружении, обогащение словарного запаса
«Социализация» Реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», развитие диалогической речи дошкольников, развитие свободного общения с взрослыми и детьми с соблюдением общепринятых норм и правил поведения, обогащение словарного запаса
«Труд» Развитие связной речи детей, умения составить связный рассказ о трудовой деятельности и последовательности выполнения трудовых поручений, обогащение словарного запаса
«Познание» Развитие связной речи детей, умения составить описательный рассказ о предмете, его качествах и свойствах, его месте в экосистеме; формирование целостной картины мира, расширение кругозора, обогащение словарного запаса
«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для развития связной речи детей, умения составлять связный рассказ по прочитанному произведению; различать виды устного народного творчества, обогащение словарного запаса
«Художественное творчество» Обогащение словарного запаса, знание названий средств художественной выразительности, умение составить рассказ по написанной картине
«Музыка» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие монологической речи, способствующей сольному пению; развитие артикуляционного аппарата; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности
Сентябрь
В период адаптации проводятся индивидуальные занятия, разговоры с детьми, показ игрушек-забав, организация занимательной деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей
Тема недели НОД Форма организации работы Интеграция областей Взаимодействие с семьей Развивающая среда
«Здравствуй, детский сад» «Мишка у нас в гостях»
Задачи: Активизировать словарь по теме; учить дифференцировать понятия «большой - маленький», отвечать на вопросы: развивать речь, мелкую и общую моторику, слуховое восприятие Физкультминутка «Миша лапу занозил, наступил на шишку»
Д. /и. «Найди домики для мишек»
С. р. и. «Мишка у нас в гостях»
Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко»
Сюжетная игра «Кукла и Мишка ходят в гости друг к другу»
Работа с парными картинками «Детские игрушки».
Игра-занятие «В детский сад привезли продукты». Упражнение «Передай предмет, беседа о работе столовой «Физическая культура»
"Социализация»
Папка-передвижка «Здравствуй Детский сад!»
Цель: познакомить родителей с работой детского сада; привлечь их участвовать в совместной работе по воспитанию детей
Две игрушки медведя (большой и маленький),
Д. /и. «Найди домики для мишек», крупный конструктор, посуда детская, стол, стульчики
«Солнышко и дождик»
«Научим куклу раздеваться после прогулки»
Задачи: Помочь детям запомнить названия предметов одежды, цвета, последовательность раздевания после прогулки; воспитывать бережное отношение к одежде; развивать внимание, речь, мелкую и общую; моторику; учить классифицировать и группировать предметы по цвету.
П. /и. «Повторяй за мной!»
Игра «разноцветная одежда»
Раздевание куклы, определение последовательности раздевания после прогулки.
Игровая ситуация «Куда спряталась одежда?»
Упражнение «Умоем куклу»
Дидактическое упражнение «Ветерок»
П/И «Ветер и тучки». Пение песни «Дождик», рус. нар. мелодия, обр. В. Фере
«Физическая культура»
«Социализация»
«Музыка» Консультация «Значение детского фольклора для нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»
Цель: актуализировать знания родителей о значении детского фольклора, его влияние на сознание ребенка в воспитании нравственно-патриотических чувств
Одежда для кукол, соответствующая сезону (колготки, платье, штаны, кофта, пальто, шапка, перчатки и т. д., кукла