Лена Козачек
Рабочая программа музыкального руководителя разновозрастная группа (1–3 лет, 4–7 лет) 2015–2017 г. часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
МБДОУ № 35
П. Первомайский
Новопокровский р-он
Протокол № от
«___»___2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ № 35
Карпенко Н. Е___
«___»___2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
разновозрастная группы( 4-7 лет)
2015-2017 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 посёлка Первомайский Новопокровского района,
Публикация «Рабочая программа музыкального руководителя разновозрастная группа (1–3 лет, 4–7 лет) 2015–2017 г, часть 1» размещена в разделах
- Младшая группа
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Музыкальный руководитель :
Козачёк Е. З.
Первомайский 2015
№ п\п Содержание Стр.
1. Пояснительная записка.
2. Условия реализации программы.
3. Разновозрастная группа (с 4 до 7 лет)
3.1. Тематическое планирование
3.2. Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности
3.3. Перспективный план праздников и развлечений
4. План работы с воспитателями
5. Формы работы музыкального руководителя по организации совместной деятельности с семье для реализации образовательной области «МУЗЫКА».
6. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста
Методическое обеспечение
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей разработана на основе целей и задач общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/
Программа разработана в соответствии с :
• Законом РФ «Об образовании»;
• Концепцией модернизации российского образования;
• Концепцией дошкольного воспитания;
• Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
• программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей младшей, старшей групп.
Парциальные программы :
• О. П. Радынова «Музыкальные шедевры»;
• Каплунова «Ладушки»;
• Буренина «Топ, хлоп малыши»
• «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Б. Зацепина
Рабочей программе определены музыкальные задачи, необходимые для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка средствами музыки как одной из областей продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, для ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада, для формирования общей культуры, для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного музыкального детства, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, всестороннее развитие музыкальных. Психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи программы :
• Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
• Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.)
• Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре.
• Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
• Развивать коммуникативные способности.
• Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
• Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
• Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
• Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Методические принципы:
• Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
• Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.
3. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях.
• Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.
• Принцип вариативности – материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.
• Принцип креативности (организации творческой деятельности).
• Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
8. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.
• Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.
• Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
2. Условия реализации программы
Основная форма работы - обучение детей на НОД по музыке и вечер развлечения (один раз в месяц).
Возрастная группа Продолжительность НОД Кол-во НОД Вечер
в неделю развлечения в месяц
Разновозрастная группа 20-30 минут 2 1
(от 4 до 7 лет)
Виды образовательной деятельности.
Виды ОД. Характеристика.
1. Индивидуальные
Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии.
2. Подгрупповые
Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников.
3. Фронтальные
Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников.
4. Объединенные Организуются с детьми нескольких возрастных групп.
5. Типовое (или традиционное)
Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.
6. Доминантное
Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка).
7. Тематическое
Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.
8. Комплексные
Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т. д. Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств;
о взаимосвязи искусств.
9. Интегрированные
Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержании разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого – либо явления, образа.
Образовательная деятельность по музыке состоит из следующих частей :
1. Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель- настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть.
Слушание музыки.
Цель – приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии
и аккомпанемента, создающих, художественно-музыкальный образ,
эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель- развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска.
Материально – технические (пространственные) условия
• Уголок музыкального развития в группе;
• Музыкальные инструменты
• Куклы для музыкального театра.
Технические средства обучения
• Музыкальный центр;
• Баян, пианино
• CD и аудио материал
• рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр для музыкального развития детей :
• На развитие динамического восприятия;
• На развитие ритмического восприятия;
• На развитие звуковысотного восприятия;
• На развитие тембрового восприятия;
Наглядно – образный материал
• Иллюстрации;
• Наглядно - дидактический материал;
• Игровые атрибуты;
Связь с другими образовательными областями:
1.
Социально-
коммуникативное развитие.
• формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
• развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
• формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
2. Познавательное развитие.
• расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие,
• формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества
3. Речевое развитие.
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки;
• развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4. Художественно - эстетическое
развитие.
• развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений, закрепления результатов восприятия музыки.
• Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
• Развитие детского творчества.
использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия
5. Физическое развитие.
• развитие физических качеств музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения
различных видов детской деятельности и двигательной активности
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,
• формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
Контроль реализации программы
Критерии для диагностики
Разновозрастная группа (с 4 до 7 лет)
Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма
1 Внимание Подпевание знакомой мелодии с Воспроизведение в хлопках, в притопах, на
сопровождением музыкальных инструментах ритмического рисунка
2 Умеет ли различать жанры
3 Высказывание о характере
Музыки
Пение малознакомой попевки (после нескольких
её прослушиваний) с сопровождением
Узнаёт ли песню по вступлению Соответствие эмоциональной окраски движений
характеру музыки с контрастными частями
Соответствие ритма движений ритму музыки
4 Узнавание знакомой
мелодии по фрагменту Активность исполнения
Активность в играх
3
4. Разновозрастная группа 4-7 лет
«Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
• развитие музыкально художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству».
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству
Слушание
• Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш).
• Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.
• Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца).
• Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.
• Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро).
• Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).
Пение
• Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжна подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы).
• Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
• Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
• Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Песенное творчество
• Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты
хочешь - кошечка?», «Где ты?»).
• Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
• Музыкально-ритмические движения
• Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения
в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.
• Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.
• Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно, подскоки.
• Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный).
• Развитие танцевально-игрового творчества
• Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).
• Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.
Игра на детских музыкальных инструментах
• Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
4.1. Тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Всего
занятий Количество занятий
Теоретические практические
1. День знаний 8 1 7
2 Осень 8 1 7
3 Я в мире человек 4 1 3
4 Моё село, моя страна 4 1 3
5 Новогодний праздник 8 1 7
6 Зима 8 1 7
7 День Защитника отечества 8 1 7
8 8 Марта 8 1 7
9 Знакомство с народной культурой и традициями 4 1 3
10 Весна 4 1 3
11 День Победы 4 1 3
12 Лето 4 1 3
сад»