Ирина Борисовна Кайль
Рабочая программа младшая группа на 2020–2021 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Березка» с. Мамонтово
Утверждаю:
Заведующий МКДОУ
детский сад «Берёзка»
___А. А. Халтурина
«___»___2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2020-2021 учебный год
Воспитатель: Кайль И. Б.
с. Мамонтово, 2020 г
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка…. …. 2
Темочки:
1.2. Отличительные особенности программы…. 2
1.3. Цели и задачи реализации рабочей программы в младшей группе…. 4
1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы в младшей группе. …. 6
1.5. Характеристики группы….….7
1.6. Возрастные особенности воспитанников младшей группы…. .8
1.7. Планируемые результаты…. 8
1.8. Целевые ориентиры…. 13
1.9. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников младшей груп-пы….13
1.10 Система оценки результатов освоения рабочей програм-мы…. ….14
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Общие положения….15
2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ре-бенка, представленными в пяти образовательных областях…. 16
2.2.1. «Социально-коммуникативное развитие». 16
2.2.2.«Познавательное развитие». 20
2.2.3. «Речевое развитие». 25
2.2.4. «Художественно-эстетическое развитие. 28
2.2.5.«Физическое развитие». 34
2.3. Региональный компонент…40
2.4. Взаимодействие взрослых и детей. 41
2.5. Взаимодействия воспитателей с семьями детей дошкольного возраста …42
2.6. Преемственность в работе группы….….42
2.7. Взаимодействие группы и социума…. 44
2.8. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик ….45
2.9. Способы и направления поддержки детской инициати-вы…. 48
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Материально – техническое обеспечение рабочей программы …. 52
3.2. Описание методических материалов и средств обучения и воспитания …52
3.3. Режим дня …. ….…. 55
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды …60
3.5. Сложившиеся традиции группы. …. 61
3.6. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей дошколь-ного возраста….62
РАЗДЕЛ 4 Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация программы….…63
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенно-стей образовательного учреждения, региона. В законе «Об образовании в Российской Феде-рации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ ст. 2 ч. 9 под образовательной программой понимается «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые резуль-таты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, ка-лендарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». Программа является основным инструментом нормирования и планирования образовательного процесса в группе.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки, позитив-ной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Обязательная часть Программы разработана на основе основной образовательной про-граммы дошкольного образования «От рождения до школы» (авторы редактор АНО ВПО «Московской педагогической академии дошкольного образования», декан факультета пси-хологии образования РГГУ, доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эс-тетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова Т. С. Комарова; Заслуженный учитель России, Отличник народного просвещения СССР, Отличник народного просвещения РСФСР М. А. Васильева).
Обязательная часть Программы, формируемая на основе комплексного подхода, обеспе-чивает развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных облас-тях.
Вариативной частью Программы разработана на основе следующих парциальных про-грамм:
• И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста — Сан. Пет. : «Композитор», 1999. — 83 с.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми докумен-тами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-ции»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Обутверждении Федерального государственного образовательного стандарта до-школьного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образова-ния»; - постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федера-ции от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13».
1.2. Отличительные особенности Программы
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уваже-ние к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование тради-ционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках сле-довать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получе-нию знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последую-щей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо полу-чать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забо-та о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представ-лений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организа-ции жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ре-бенка и пр., так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Особенности структуры Программы
Наиболее существенной структурной характеристикой программы «От рождения до шко-лы» является принцип подачи материала – содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого- педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка
В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделен тематический блок «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», в котором содержание психолого- педагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает возмож-ность видеть временную перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что по-зволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивиду-альный уровень развития ребенка.
Простота введения вариативной части
Изложение содержания Программы по тематическим блокам позволяет при написании ООП легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками образова-тельного процесса) – учитывать видовое разнообразие МБДОУ, приоритетные направления, и пр. В частности, МБДОУ может заменить один или несколько смысловых блоков на пар-циальные и авторские программы либо переписать содержание этих разделов.
Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность включена во все образовательные облас-ти. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необ-ходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.
Технологичность программы
Большим преимуществом программы является ее технологичность и успешность приме-нения в массовой практике. Для реализации программы не требуется каких-то особых усло-вий, нестандартного материально-технического обеспечения или специфической подготовке педагогических кадров. Программа может быть реализована педагогами, имеющим соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям.
1.3. Цели и задачи программы
Обязательная часть
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитив-ной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цель и задачи образовательной программы группы сформулированы в соответствии:
- с ФГОС дошкольного образования;
- Уставом ДОУ;
- «От рождения до школы» (авторы редактор АНО ВПО «Московской педагогической академии дошкольного образования», декан факультета психологии образования РГГУ, док-тор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова Т. С. Комарова; Заслуженный учитель России, Отличник народного просве-щения СССР, Отличник народного просвещения РСФСР М. А. Васильева);
- на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потреб-ностей детей и родителей (законных представителей, социума, в котором находится ДОУ.
Цель программы : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребен-ком дошкольного детства, с помощью проектирования социальных ситуаций развития ре-бенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, по-знавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в пе-риод дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социально-го статуса.
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
5. Формирование основ базовой культуры личности детей, развитие их социальных, нрав-ственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
6. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуаль-ным особенностям детей.
7. Воспитание у детей таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, твор-ческий подход в решении различны жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентно-сти родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья детей;
9. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Для достижения поставленных задач первостепенное значение имеют:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем разви-тии каждого ребенка.
2. Создание в группах ДОУ атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интегра-ция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и индивидуальными возможностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного уч-реждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключаю-щей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений включает в себя:
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений
• Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
• Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре
• Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям
• Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
• Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме
Региональный компонент
Цель: становление духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций, эстетическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию через мир искусства родного края, создание условий для становления у дошкольников основ национального самосознания, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала.
Задачи:
• Пробуждать устойчивый интерес к познанию родного края, перерастающий в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию.
• Создать комплекс условий для активного освоения ребенком культуры родного народа, в котором пространство взаимодействия с миром расширяется с учетом возрастных особенностей, развивающихся личностных ценностей и свободы выбора сферы интересов.
• Побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
• Способствовать становлению у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к семье, дому, родному краю.
• Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
1.4. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы группы
Обязательная часть
Программа построена в соответствии с принципами и подходами, предъявляемыми ФГОС дошкольного образования:
• Поддержки разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности;
• Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и де-тей;
• Уважения к личности ребенка;
• Реализация Программы в формах являющиеся ведущими для периода дошкольного детства.
В программе учтены общие принципы, изложенные в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак-сы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (см. с. 11-13 основной образовательной программы ДО «От рождения до школы»)
В программе отражены принципы, декларируемые педагогами группы.
Принцип управляемости реализацией программы
Предполагает постоянное регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспита-тельно-образовательного процесса.
Принцип системности
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельно-сти взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятийной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Принцип личностно-ориентированного подхода.
Предусматривает реализацию идей развивающего обучения, целью которого является раз-витие ребенка в соответствии с его возрастными, психофизиологическими и индивидуаль-ными особенностями.
Принцип интеграции.
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе взаимодействия образова-тельных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности.
Игровой принцип.
Заключается в том, что при реализации общеобразовательной программы отсутствует же-сткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игру, а не на учебную деятельность.
Принцип комплектно-тематического построения воспитательно образовательного процесса.
Осуществляется через реализацию совместных проектов, тематических, событийных праздников, развлечений.
Принцип мобильности.
Предполагает постоянное изучение, исследование, анализ и своевременную коррекцию структуры и содержания образовательной программы.
Принцип этнопедагогического подхода.
Учитывает специфику национальных и социо-культурных условий села Мамонтова.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Принципы реализации программы
• тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям;
• контрастного сопоставления репертуара;
• адаптивности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психо-физиологических особенностей каждого ребенка
• синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.
Региональный компонент
Принципы и подходы:
• Системность и непрерывность.
• Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
• Свобода индивидуального личностного развития.
• Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
• Принцип регионализации (учет специфики региона)