Галина Влезько
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей-подготовительной группе общеразвивающего вида. Целевой раздел
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка.
1.1. Нормативно – правовая база.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
2. Характеристика особенностей развития детей.
2.1. Распределение детей по группам здоровья.
2.2. Сведения о родителях.
3. Планируемые результаты освоения Программы.
3.1. Целевые ориентиры.
II. Содержательный раздел.
Публикация «Рабочая программа образовательной деятельности в старшей-подготовительной группе общеразвивающего вида, Целевой раздел» размещена в разделах
1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей.
1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
1.2. Образовательная область «Познание».
1.3. Образовательная область «Речевое развитие».
1.4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
1.5. Образовательная область «Физическое развитие».
2. Особенности организации образовательного процесса.
2.1. Демографические особенности.
2.2. Национально – культурные особенности.
2.3. Климатические особенности.
3. Содержание направлений работы с семьей по областям.
4. Учебно – тематическое планирование.
5. Календарно – тематическое планирование.
III. Организационный раздел.
1. Распорядок дня.
1.1. Режем дня (холодный период года).
1.2. Режим дня (теплый период года).
2. Физкультурно – оздоровительная работа.
2.1. Режим двигательной активности.
2.2. Режим закаливающих и оздоровительных мероприятий.
3. Воспитательно – образовательный процесс.
3.1. Планирование образовательной деятельности.
3.2. Расписание НОД.
4. Культурно – досуговая деятельность.
5. Развивающая предметно – пространственная среда группы.
6. Материально – техническое обеспечение группы.
7. Программно – методическое обеспечение образовательных областей.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного Образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПин 2.4.1.3049 – 13;
- Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 г.» от 01. 06.2012г. №761;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Устав МКДОУ «Детский сад №…»;
- Лицензия МКДОУ «Детский сад №…» на осуществление образовательной деятельности.
- Договор об образовании между МКДОУ «Детский сад №…» и родителями (законными представителями) воспитанника.
Рабочая Программа старшей - подготовительной группы разработана для детей в возрасте от 5 лет до окончания образовательных отношений на основе образовательной Программы МКДОУ «Детский сад №…» с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013 года) на переходный период.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей – подготовительной группы общеразвивающего вида МКДОУ «Детский сад №…».
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми старшей - подготовительной группы детского сада и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 лет до окончания образовательных отношений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание образовательного процесса в рабочей программе старшей – подготовительной группы выстроено в соответствии с Образовательной программой МКДОУ «Детский сад №…», с учетом требований ФГОС ДО и комплексом парциальных программ для осуществления приоритетного направления деятельности МКДОУ «Детский сад №…» :
«Красота. Радость. Творчество» Т. С. Комарова, М., Педагогическое общество «Россия», 2002; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство – Пресс» Санкт – Петербург, 2004;
«Ладушки» под редакцией И. Каплуновой, И. Новосельцевой, «Композитор» Санкт – Петербург, 2008;
«Наследие» Е. В. Соловьева, Е. Б. Спорышева, «Добросвет – 2000», М., 2004.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть предполагает комплексность подхода и обеспечивает развитие детей во всех образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы, методические пособия Т. С. Шорыгиной).
Цели и задачи реализации Программы
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию у дошкольников патриотизма, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям.
Для достижения целей Программы важное значение имеют:
- забота о здоровье и всестороннем развитии ребенка;
- создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;
- творческая организация воспитательно – образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.
Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка.
Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Программа строится на принципе культуросообразности. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры.
Программа :
- соответствует принципу развивающего образования;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
- основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы полностью соответствуют заявленным в ООП ДУ.
Характеристика особенностей развития детей
Распределение детей
старшей – подготовительной группы
по группам здоровья
№ Группа здоровья Количество человек Количество процентов
1 I группа 13 43 %
2 II группа 14 47 %
3 III группа 3 10 %
Сведения о родителях
детей старшей - подготовительной группы
Общее количество родителей – 52
Служащие Военно-служащие Рабочие Предприниматели Работники образовательных учреждений Неработаю-щие Инвали
ды по группе
19 – 34,6 % -- 14 – 26,8% 5 – 9,6 % 7 – 13,5% 7– 13,5 % --
Общее количество семей - 30
Полные семьи Неполные семьи Семьи, имеющие 1 ребенка Семьи, имеющие 2 детей Многодетные
22 – 73,3% 8 – 26,7% 10 – 33,3 % 19 – 63,3 % 1 – 3,4%
Образование родителей
Высшее Среднее – специальное Среднее - техническое Среднее
Мамы (30чел.)21 – 70 % 4 – 13,3 % 3 – 10 % 2 – 6,7 %
Папы(22 чел.)13 – 59,1% 2 – 9,1 % 7 – 31,8 % --
Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в старшей – подготовительной группе совпадают с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования.
№ Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
1. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
3. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
4. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
5. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей.
6. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей.
7. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
8. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
9. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
10. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
11. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать их и управлять ими.
12. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
13. Проявляет ответственность за начатое дело.
14. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
15. Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
16. Проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде.
17. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.
18. Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представления о многонациональности, важнейших исторических событиях.
19. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
20. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважении е к старшим и заботу о младших.
21. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.