Ольга Алексеевна Мошкоркина
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Функциональная грамотность
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
города Рошаль Городского округа Шатура»
(МБОУ «СОШ № 2 г. Рошаль»)
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей начальных классов
Порцевская О. Н.
___
Протокол №__
от «___» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
Дремлюга Ю. Г.
___
Протокол №__
Публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности „Функциональная грамотность“ в начальных классах» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
от «___» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
И. о. директора
Борисова Н. А.
___
Приказ №___
от «___» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для 1 «В» класса начального общего образования
на 2023 – 2024 учебный год
Составитель: Мошкоркина О. А. ,
учитель начальных классов
Г. о. Шатура, г. Рошаль 2023
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М. В. Буряк, С. А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы : создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс) :
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Деловые беседы;
• Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
• Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса :
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса :
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность» :
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность» :
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность» :
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность» :
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Содержание программы 1 класс (33 ч)
№ п/п Раздел Кол-во часов Содержание Формы внеурочной деятельности
1 Читательская грамотность 1
1
1
1
1
1
1
1 В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Грузинская сказка. Лев и заяц.
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата. Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого 8
2. Математическая грамотность 1
1
1
1
1
1
1
1 Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка и лисичку.
Про медведя, лису и мишкин мед. Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого 8
3. Финансовая грамотность 1
1
1
1
1
1
1
1 За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль делили.
Как мужик золото менял. Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого 8
4. Естественно-научная грамотность 1
1
1
1
1
1
1
1
1 Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко. Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого 9
Итого 33
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п Тема занятия Всего часов В том числе Дата проведения
Теория Практика Планир. Факт.
1. В. Бианки. Лис и мышонок. 1 0,5 0,5 07.09
2. Русская народная сказка. Мороз и заяц. 1 0,5 0,5 14.09
3. В. Сутеев. Живые грибы. 1 0,5 0,5 21.09
4. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 1 0,5 0,5 28.09
5. М. Пляцковский. Урок дружбы. 1 0,5 0,5 05.10
6. Грузинская сказка. Лев и заяц. 1 0,5 0,5 19.10
7. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. 1 0,5 0,5 26.10
8. Е. Пермяк. Четыре брата. 1 0,5 0,5 02.11
9. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. 1 0,5 0,5 09.11
10. Про козу, козлят и капусту. 1 0,5 0,5 16.11
11. Про петушка и жерновцы. 1 0,5 0,5 30.11
12. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 1 0,5 0,5 07.12
13. Про наливные яблочки. 1 0,5 0,5 14.12
14. Про Машу и трех медведей. 1 0,5 0,5 21.12
15. Про старика, старуху, волка и лисичку. 1 0,5 0,5 28.12
16. Про медведя, лису и мишкин мед. 1 0,5 0,5 11.01
17. За покупками. 1 0,5 0,5 18.01
18. Находчивый колобок. 1 0,5 0,5 25.01
19. День рождения мухи-цокотухи. 1 0,5 0,5 01.02
20. Буратино и карманные деньги. 1 0,5 0,5 08.02
21. Кот Василий продает молоко. 1 0,5 0,5 15.02
22. Лесной банк. 1 0,5 0,5 29.02
23. Как мужик и медведь прибыль делили. 1 0,5 0,5 07.03
24. Как мужик золото менял. 1 0,5 0,5 14.03
25. Как Иванушка хотел попить водицы. 1 0,5 0,5 21.03
26. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. 1 0,5 0,5 28.03
27. Про репку и другие корнеплоды. 1 0,5 0,5 04.04
28. Плывет, плывет кораблик. 1 0,5 0,5 18.04
29. Про Снегурочку и превращения воды. 1 0,5 0,5 25.04
30. Как делили апельсин. 1 0,5 0,5 02.05
31. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 1 0,5 0,5 16.05
32. Иванова соль. 1 0,5 0,5 23.05
33. В. Сутеев. Яблоко. 1 0,5 0,5 30.05
Итого: 33 16,5 16,5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М. : Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
•
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
• Мультимедийный проектор.
• Ноутбук.
• Принтер.
• Проектор.
•
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
• Альбомы, цветные карандаши, фломастеры.
Приложение
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ урока Тема Количество часов Причина корректировки Способ корректировки
По плану Фактически