Тишкова Татьяна
Рабочая программа театрального кружка в старшей группе
Рабочая программа
кружка
«Золотой ключик»
«Солнечные зайчики»
Пояснительная записка
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Публикация «Рабочая программа театрального кружка в старшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Использование рабочей программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
-Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
-Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей.
-Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
-Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах.
Кружок предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 31.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Оборудование детского театрального кружка
В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках.
Взаимоотношения с родителями.
Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, а воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основными формы работы с родителями :
1. Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
2. Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
3. Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
4. Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
5. Анкетирование
6. Совместные спектакли
7. Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
8. Дни открытых дверей
9. Совместные литературные вечера
Формы театрализованной деятельности :
Спектакли с участием родителей.
Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).
Семейные конкурсы, викторины.
День открытых дверей для родителей.
Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
Консультации для родителей
План взаимодействия с родителями
1.«Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей» Стендовая информация(1 квартал)
2. «Мои любимые герои» Выставка рисунков (2 квартал)
3. Выставка рисунков. Совместная экскурсия в школьный музей (3 квартал) 4.«Знаете ли вы своего ребёнка?» Анкетирование (4 квартал)
Помимо всего, выше перечисленного, родители привлекаются к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Сентябрь.
1. Просмотр спектакля в детском саду «Первое сентября».
Задачи: Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса
- Что такое театр?
- Виды театров.
- С чего начинается театр.
Беседа, просмотр картинок и видео - роликов. (Мультимедийный экран)
2. Кто работает в театре. «Закулисье».
Задачи: Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса слов.
Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.
Беседа, просмотр видео - ролика. (Мультимедийный экран)
3. Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Задачи: Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
Чтение стихов, беседа, просмотр видео - ролика. (Мультимедийный экран)
4. Выездная экскурсия в театр «Маскалята».
Задачи: Вызвать эмоциональный отклик, научить двигаться на сцене, не бояться своего голоса и зрителей в зале.
Знакомство с актерами, посещение большой сцены, чтение стихотворений со сцены (Атрибуты сцены, микрофон)
Октябрь.
1. Знакомство с варежковым театром.
Задачи: Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности Самостоятельная игровая деятельность. (Варежковый театр).
2. Мимика.
Задачи: Развитие мимики;
раскрепощение через игровую деятельность.
Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;
скороговорки;
игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»;
отгадываем загадки (Куклы, костюмы героев сказки «Теремок», скороговорки, загадки)
3. Сила голоса.
Задачи: Развиваем силу голоса;
работа над активизацией мышц губ.
Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»;
скороговорки; пальчиковые игры;
игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» (Скороговорки, бубен)
4. Знакомство с пальчиковым театром.
Задачи: Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.
Игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку».
Просмотр спектакля в детском саду (Игры, загадки, атрибуты пальчикого театра)
Ноябрь.
1. Знакомство с плоскостным шагающим театром.
Задачи: Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности
Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка».(Плоскостной театр, атрибуты сказок «Рукавичка» и «Заюшкина избушка»)
2. Пантомима.
Задачи: Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
развиваем сценическую раскрепощённость.
Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики;
этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры
пальчиковые игры;
этюд «Цветочек» (Игры, шапочка гриба, бумажные лепестки цветка)
3. Сила голоса и речевое дыхание.
Задачи: Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация
Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;
скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. (Игры, скороговорки.)
4. Знакомство с конусным настольным театром.
Задачи: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности, развиваем умение работать в команде
Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» (Атрибуты сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»)
Декабрь.
1. Мимика и жесты.
Задачи: Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. Артикуляционная гимнастика;
игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры;
игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик» ; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга» ; этюд «Медведь в лесу» (Игры, атрибуты сказки «Волк и семеро козлят»).
2. Знакомство с теневым театром.
Задачи: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании
Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси - Лебеди». (Атрибуты сказок, ширма)
3. Знакомство с куклами би-ба-бо.
Задачи: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности
Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Инсценировка сказки «Волк и лиса» (Куклы би-ба-бо к сказке «Волк и лиса»)
4. Слух и чувство ритма.
Задачи: Развитие слуха и чувства ритма
Артикуляционная гимнастика; игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»;
игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки;
этюд «Колокола»; игры - диалоги;
игра «Чудесные превращения» (Игры, накидка на стул)
Январь.
1. Театральные игры.
Задачи: Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность.
Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» ; «Поймай хлопок»;
«Я положил в мешок.»; «Тень»; «Внимательные звери»;
«Веселые обезьянки»; «Угадай что я делаю» (Атрибуты к играм)
2. Знакомство с куклами – говорунчиками.
Задачи: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные правила дорожного движения. (Куклы, атрибуты ПДД)
3. Знакомство со штоковым театром.
Задачи: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для сказки.
Сочиняем сказку сами. (Штоковый театр)
4. Сценическая пластика.
Задачи: Развиваем умение передавать через движения тела характер жесты. Артикуляционная гимнастика;
игра «Не ошибись»;
игра «Если гости постучали»;
пальчиковые игры «Бельчата»;
этюд «Гадкий утенок» (Игры)
Февраль.
1. Расслабление мышц.
Задачи: Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами Артикуляционная гимнастика;
этюд на расслабление мышц «Штанга»;
игра «Волк и овцы»;
скороговорки; пальчиковые игры (Скороговорки, атрибуты к играм)
2. Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек. (персонажи из мультфильмов)
Задачи: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности Инсценировка сказки «Репка».
самостоятельная деятельность. (Деревянные фигурки, резиновые игрушки, атрибуты к сказкам)
3. Магнитный театр.
Задачи: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности Инсценировка сказки «Три поросёнка»,
самостоятельная деятельность. (магнитный театр)
4. Чувства, эмоции.
Задачи: Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими.
Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти;
Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»;
пальчиковые игры; этюд «любимая игрушка»;
игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики;
игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»;
этюд «Кривое зеркало» (Атрибуты к играм)
Март.
1. Знакомство с театром масок.
Задачи: Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности
Мужик и Медведь»,
«Волк и семеро козлят»
«Курочка Ряба»(Маски)
2. Демонстрация театра на фланели.
Задачи: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самим придумывать сюжет для сказки.
Сочиняем сказку сами. (Фланелеграф, фигурки животных)
3. Инсценировка шуток-малюток.
Задачи: Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас
Артикуляционная гимнастика;
Игра «Птицелов»;
пальчиковые игры (Игры)
4. Культура и техника речи.
Задачи: Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас
Артикуляционная гимнастика; «Считай до пяти»
«Больной зуб»; «Укачиваем куклу»
«Игра со свечой»; «Самолет»
«Мяч эмоций» (Повязка, кукла, свечка, мяч)
Апрель.
1. Кукольный театр.
Задачи: Увидеть своими глазами, что такое театр, как он устроен, как работают артисты.
Просмотр спектакля в исполнении артистов.
Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. (Привезенные атрибуты кукольного театра)
2. Импровизация сказки «Яблоко».
Задачи: Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано
Беседа о дружбе и доброте;
этюды на выразительность движений;
этюды на выражение основных эмоций. (Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке.)
3. Репетиция сказки «Яблоко».
Задачи: Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций. (Декорации, костюмы, роли)
4. Драматизация сказки «Яблоко».
Задачи:Развивать внимание, память, образное мышление
Показ спектакля детям младших групп (Декорации, костюмы)
Май.
1. Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять.
Задачи: Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам
Артикуляционная гимнастика; «Считай до пяти»;
«Больной зуб»; «Укачиваем куклу»;
«Игра со свечой»; «Самолет»;
«Мяч эмоций» (Карточки с рифмами для стихотворений)
2. Весна идет! Весна поет!
Задачи: Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства
Беседа о дружбе и доброте;
этюды на выразительность движений;
этюды на выражение основных эмоций. (Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке.)
3. Репетиция весенней сказки «Снегурочка».
Задачи: Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образом с помощью мимики и жестов
Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми;
Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций. (Декорации, костюмы, роли)
4. Играем спектакль «Снегурочка».
Задачи: Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками
Показ спектакля детям младших групп. (Декорации, костюмы)