Елена Кукушкина
Рабочая программа кружка «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
«Занимательная математика» по формированию элементарных математических
представлений у детей 5-6 лет
на 2020- 2021 учебный год.
Воспитатель первой квалификационной категории:
Кукушкина Елена Анатольевна
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
представлений у детей старшей и подготовительной к школе группы разработана в соответствии с ООП МБДОУ №445, в соответствии с в ведением в действие ФГОС ДО.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика кружка учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи.
Продолжительность реализации программы – 1 год
Работа кружка осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками. Программа составлена на основе программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-6 лет.
2. Цель и задачи основной образовательной программы кружка
Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти,
внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи:
• развитие логического мышления и творческих способностей.
• развитие математических способностей
• развитие личностных качеств
• развитие навыков самоконтроля и самооценки.
• обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
•овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для
детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Формы проведения занятий:
- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- в занятия включены: работа с материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
Методы, используемые на занятиях кружка :
- игры-эксперименты,
- модели, схемы.
- развивающие игры.
- логические задачи.
- здоровье сберегающие задачи.
- ИКТ
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
- Отбор содержания доступного детям 5-7 лет;
-Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов
руководства детской деятельностью,
- Индивидуального подхода к детям.
Методическое и материальное обеспечение :
• Игры на составление плоскостных изображений предметов.
• Обучающие настольно-печатные игры по математике.
• Геометрические мозаики и головоломки.
• Занимательные книги по математике.
• Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
• Простой карандаш; набор цветных карандаше.
• Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
• Счетный материал, счетные палочки.
• Набор цифр.
• Головоломки: («Кубик-рубик», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
• Электронные дидактические пособия.
Условия реализации программы – естественная для ребенка среда
жизнедеятельности в режиме детского сада.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь :
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по
внешним признакам;
- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- проводить аналогию между разными предметами;
- составлять алгоритм решения логических заданий.
Уровень детей посещающих кружок предполагается быть выше в следующих разделах школьной программы : - математика.
По уровню психического развития в разделах: внимание, мышление, память.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
• первые победы в Мини – олимпиадах, конкурсах.
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ)
Особенности детей.
Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь,
восприятие и т. д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей
активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация
Учебно-тематическое планирование (Старшая группа).
Октябрь 1 Количество и счет» «Порядковый счёт» «Что такое «порядок»?» Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание Цифры до 10. 2 Количество и счет. Порядковый счёт Закреплять счет в пределах 10. Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.
3 Определение величины» Развивать умение сравнивать длину, массу (вес, размер Кубики. Палочки «Весёлые кошечки» предметов. Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги.
4 Определение величины» Игра «Танграм» Развивать умение сравнивать длину, массу (вес, размер предметов.
Ноябрь 1 Количество и счет» «Счёты» Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами. Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение. Расширять представления о калькуляторе, объяснить его значение. Цифры, счетные палочки и счеты
2 Количество и счет» «Какой? Сколько?» Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами. Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. Кубики и счетные палочки.
3 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» «Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» Интересные слова «между», «за», «после», «перед». Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги, в пространстве, чувство времени. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. Листы А4, карандаш, линейки, счетные палочки.
4 Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» «Левая и правая рука» Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги, в пространстве, чувство времени. Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом Листы А4, карандаш, линейки, счетные палочки. Палочки Кюизенера. углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа Декабрь
1 Количество и счет» «По порядку рассчитайся!» Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. Раздаточный материал : счетные палочки, цифры до 10. Кубики крупные.
2 Количество и счет» «Весёлые домики» Закреплять счет в пределах 10. Формировать знания о составе чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами. Кубики и счетные палочки.
3 Решение логических задач» «Деление целого на части» Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера.
4 Решение логических задач» «Задачи на смекалку» Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия. Кубики
Январь
1 Количество и счет» «Королевство цифр» «Пишем цифры: 0,1,2,3» Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Раздаточный материал : цифры до 10. Кубики крупные.
2 Количество и счет» «Пишем цифры: 4,5,6» Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в Кубики и счетные палочки. линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
3 Геометрические фигуры» «Кошкин дом» Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. Закреплять знания о фигурах (трапеции, ромбе, дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. Геометрически е фигуры, Палочки Кюизенера.
4 Геометрические фигуры» «Волшебные превращения геометрических фигур» «Сделай сам зверюшек» (сгибание, разрезание, вырезание). Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Закрепить фигуры (трапеция, ромб, понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. Знакомство с техникой оригами. Развивать зрительноКубики. Листы А4, карандаш, линейки, счетные палочки. Палочки Кюизенера.
Февраль
1 Количество и счет» «Пишем цифры: 7,8,9» Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Раздаточный материал : цифры до 10. Кубики крупные.
2 Количество и счет» «Весёлые домики» Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять состав чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Кубики и счетные палочки.
3 Определение величины «Измерительные приборы: линейка, весы, часы» «Линейки» Развивать умение сравнивать длину, массу (вес, размер предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Листы А4, карандаш, линейка, часы, весы, Палочки Кюизенера.
4 Определение величины» «Весы. Их использование» Развивать умение сравнивать длину, массу (вес, размер предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие «вес» Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Весы. Кубики
Март
1 Количество и счет» «Весёлые Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки. Листы А4, карандаш, линейка. Палочки птички» Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Кюизенера.
2 Количество и счет» «Весёлые птички» Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера. Кубики и счетные палочки.
3 Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени» Сутки. Часы. Минутки» Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Знакомство с часами. Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера.
4 Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени» «Дни недели» Развивать чувство времени; расширять представления о часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Закреплять знания детей дней недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. Календарь, часы, Листы А4, карандаш, линейки, счетные палочки. Палочки Кюизенера.
Апрель
1 Количество и счет Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Раздаточный материал : цифры до 10. Кубики крупные.
2 Количество и счет Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Кубики и счетные палочки.
3 Решение логических задач» «Задачи на действия (сложение и вычитание)» Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. Счетные палочки, цифры
4 Решение логических задач» «Задачи на разделение целого на части» «Волшебные монетки» Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Закреплять знания детей о деньгах, их назначением. Листы А4, карандаш, счетные палочки. Палочки Кюизенера.
Май
1 Количество и счет Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Раздаточный материал : цифры до 10. Кубики крупные.
2 Количество и счет Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Кубики и счетные палочки.
3 Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги, в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера. 4 Решение логических задач Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Листы А4, карандаш
Методическое обеспечение
1. Петерсон Л. Г. Раз – ступенька, два – ступенька…
2. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников 3. Михайлова
З. А. Математика – это интересно.
4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа – М. : Мозайка-Синтез, 2014. 5. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М. : Мозайка -Синтез, 2014.