Оксана Мишина
Рабочая программа кружка «Юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 г. Челябинска»
ПРИНЯТА:
на заседании Педагогического совета
МБДОУ «ДС №106 г. Челябинска»
Протокол №__ от ___
УТВЕРЖДЕНА:
Заведующий МБДОУ
«ДС №106 г. Челябинска
___ Н. А. Нефедова
Приказ от ___№___
Рабочая программа кружка
«Юные экологи»
Срок реализации программы – 1 год
Публикация «Рабочая программа кружка „Юные экологи“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
2022 – 2023 уч. год
Мишина Оксана Владимировна
Воспитатель
Высшая квалификационная категория
Жолобова Наталья Владимировна
Воспитатель
Высшая квалификационная категория
Челябинск
2022
Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка…3
Цели и задачи программы… …. 4
Формы и методы проведения занятий….4
Принципы организации образовательного процесса…. 5
Планируемые результаты освоения программы….…. 6
Организационный раздел
Техническое оснащение занятий…. 7
Сроки и время реализации программы….….…7
Содержательный раздел
Интеграция образовательных областей….…. 7
Календарно-тематическое планирование….…. 8
Диагностика уровня экологического воспитания детей…. 22
Список используемой литературы…. 29
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь,
Несомненно, закладывается у нас с детства»
И. С. Соколов-Микитов
Природа и человек…
Когда-то давно эти два понятия не были разделены в сознании людей. Человек ощущал себя частью окружающего мира. Сегодня, отношения человека и природы существенно изменились. Экологические проблемы приобрели огромные размеры, и касаются каждого. Решение этих проблем напрямую зависит от экологического сознания и культуры людей, так как люди отвечают за сохранность всего живого на Земле.
Формирование у детей экологической культуры является первоочередной задачей в воспитании и образовании. Как и с какого возраста нужно начинать эту работу? Помочь ребенку осознать себя частью окружающего мира, научить его жить в гармонии с ним – одна из главных задач дошкольного воспитания. В этот период очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, тесную связь всех ее элементов. Постепенно у ребенка начинают формироваться представления о природе, возникает стремление понять ее законы, научиться жить в гармонии с окружающим миром. Наряду с этим закладываются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. Знания, полученные в дошкольном детстве, помогут в дальнейшем в изучении предметов экологической направленности и обеспечат преемственность между детским садом и школой.
Программа кружка «Юные экологи» рассчитана на детей 6-7 лет. В этом возрасте дети особенно чувствительны. Рабочая программа «Юный эколог» строится с учетом регионального компонента. Планирование работы предусматривает введение в занятия экспериментальной деятельности. Экспериментируя, дети познают мир.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы : 6-7лет
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формировать у детей экологическое сознание, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи кружка :
1. Способствовать изучению детьми природы родного края.
2. Воспитывать экологическую культуру детей.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей, формированию у них желания самостоятельно изучать родной край.
4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Виды деятельности:
• познавательно-исследовательская;
• чтение художественной литературы;
• коммуникативная;
• опытно-экспериментальная;
• продуктивная;
• трудовая;
• игровая;
Методы, используемые для реализации работы кружка :
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений; загадывание загадок;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение различных видов игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);
- организация викторин, конкурсов.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- сбор природного материала;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка особое внимание уделялось следующим основным направлениям:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Взаимодействие с родителями:
• проведение родительских собраний, консультаций, бесед;
• совместные праздники;
• участие родителей и детей в творческих конкурсах;
• оформление наглядной информации.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Принципы, лежащие в основе программы :
-принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип наглядности;
-принцип доступности и посильности;
-принцип учета возрастных особенностей детей;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Воспитанник должен:
Знать Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки. (деревья разных пород, кустарники, различать хвойные и лиственные деревья, травянистые растения)
Признаки диких и домашних животных, насекомых Виды птиц своей местности. (8-10 птиц)
Иметь представление О перелётных и зимующих птицах.
О связи живой и неживой природы.
Об охране природы.
О характерных признаках времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру, последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Уметь Выполнять правила поведения на природе.
Ухаживать за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.
Ухаживать за растениями цветников.
Реальным трудом помогать природе (подкармливать птиц, убирать мусор)
Изготавливать поделки из природного материала.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Техническое оснащение занятий
• Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
• Игрушечные фигурки домашних и диких животных;
• Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
• Групповой уголок природы с наполнением;
• Гербарий растений;
• Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;
• Кормушка для птиц;
• Оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Сроки и время реализации программы :
Сроки реализации программы – 1 год.
Режим работы кружка - Кружок проводится с октября по май, один раз в неделю, в пятницу во второй половине дня. Продолжительность занятия - 20 минут. Всего в год 33 занятия. В кружке задействованы все дети группы.
Дата Тема Задачи Содержание
Сентябрь 1неделя «Осенняя клумба» Закрепить знания детей об осенних садовых цветах. Уточнить представления об осенних садовых работах. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. Загадывание загадок, Д/и «Угадай по описанию». Сбор осенних листьев и семян.
Экспериментирование: «Взаимосвязь самочувствия растений с поливом и рыхлением почвы»
2 неделя «Осень – припасиха». Закрепить названия овощей, фруктов и их частей;
Дать представление о том, на чём растут фрукты и овощи;
Закрепить представление о свойствах фруктов и овощей (вкус, запах, цвет, величина, форма, развивать умение различать их по внешнему виду;
Познакомить со способами переработки овощей и фруктов;
Дать представление о пользе овощей и фруктов. Чтение стихотворений об осени, Загадок об овощах и фруктах. Беседа: «Что растёт на нашей грядке?» Д/и «Узнай на вкус», «Собираем урожай».
3 неделя "За грибами мы пойдём». Уточнить знания детей о грибах, их пользе для человека. Дать представление о ядовитых грибах (мухомор, поганка). Развивать познавательную активность. Разгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций. Д/и «Найди лишний гриб». «Собери грибы».
4неделя «Какие деревья растут в лесу». Формировать представления о деревьях (бер за, кл н, тополь, рябина); умение различать их по внешним признакам (кора, форма листьев, плоды). Показать, как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе. Дать представление о чертах сходства и отличия лиственных и хвойных деревьев. Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, Рассматривание листьев коры, плодов деревьев. Отгадывание загадок. Д/и «Дорисуй листочек», «К названному дереву беги».
Октябрь
1 неделя «Вот она какая, осень золотая!» Закрепить знание названий осенних месяцев; Закрепить представления о сезонных изменениях в природе; Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; Уточнить изменения, происходящие в животном мире; Дать представление об осенних работах людей. Чтение пословиц, поговорок и примет. Д/и «Найди такой же листочек». Эксперимент
2 неделя «Сколько знаю я дождей». Формировать умение наблюдать за сезонными явлениями и их изменениями. Помочь понять, чем осенний дождь отличается от летнего дождя. Подвижная игра «Дождик и солнце» Пение «Виноватая тучка», «Кап, кап…», «Солнечные зайчики и тучка», пальчиковая игра «Облака», «Дождик».
3 неделя «Что такое почва?» Дать представление о почве, как о верхнем плодородном слое земли.
Изучить состояние почвы в процессе опытов.
Развивать наблюдательность, любознательность, мышление.
Сезонные наблюдения за опавшими листьями. Акция «Поможем земле подготовиться к зиме»
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
4 неделя «Перелётные птицы» Уточнить понятие «перелётные птицы». Закрепить представление о внешнем виде и образе жизни перелётных птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Рассмотреть иллюстрации с изображением птиц. Беседа: «Почему птицы улетают в тёплые края». Просмотр мультфильма «Серая шейка». П/и «Перелёт птиц»
Ноябрь
1 неделя Глина и земля Познакомить детей с природными материалам - глиной и землёй. Учить сравнивать их. Рассказ о свойствах и использовании земли и глины. Опыт по сравнению природных материалов. Опыт по выращиванию растений в плодородной и глинистой почве.
2 неделя «Синичкин праздник – 12 ноября». Расширять знания детей о птице - синице (питание, повадки, чем полезны); развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Чтение загадок, стихотворений
Наблюдение за птицами на участке.
Д/и «Отгадай, кого опишу», Инсценировка стих. «Скачет шустрая синица…»
3 неделя «Как звери к зиме готовятся». Формировать у детей представления о разновидностях подготовки диких животных к зиме. Закрепить названия и характерные признаки диких животных, знания о среде обитания диких животных. Чтение стихотворений, загадок. П/и «Зайцы и волк» Д/и «Найди маму»,
Д/и «Кого не стало».
4 неделя «Что мы знаем о воздухе». Уточнить представления детей о свойствах воздуха. Рассказать о значении воздуха для живых существ. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого. Игра – эксперимент «Дуем – играем»
Декабрь
1 неделя «Зимушка-зима» Закрепить представления о сезонных изменениях в природе.
Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы. Уточнить изменения, происходящие в животном мире. Обобщить представления о зимних забавах и развлечениях.
Познакомить детей с образом русской зимы, переданных в различных произведениях искусства, вызвать чувство любви к родной природе; воспитывать эстетическое отношение к природе Беседа «Что нам нравится зимой». Рассматривание зимних пейзажей. Чтение стихотворений и загадок о зиме.
Физкультминутка «На дворе у нас мороз».
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».
2 неделя «Ёлочка – красавица Расширять представления детей о хвойных растениях, их полезных свойствах. Формировать умение различать ель и сосну по внешним признакам. Воспитывать бережное отношение к растениям. Рассмотреть иллюстрации и живые растения, Дать понятие хвойные деревья. Беседа о сосне. Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок). Чтение стихотворений, загадок.
3 неделя «Зимующие птицы» Закрепить названия зимующих птиц.
Пояснить понятие «зимующие птицы».
Закрепить представления о внешнем виде и образе жизни зимующих птиц (городских, лесных, пролётных).
Воспитывать желание заботиться о птицах, оказывая им посильную помощь.
Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы». Рассказ о жизни птиц зимой. Беседа «Чем мы можем помочь птицам». Изготовление кормушек.
Д/и «Опиши птичку», «Собери из частей», П/и «Снегири».
Физкультминутка «Снегири».
Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
4 неделя «Растения зимой» Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе. Показать взаимосвязь живой и неживой природы. Развивать познавательную активность детей. Объяснить детям роль снега в жизни растений. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа
Беседа «Для чего растениям снег»
Наблюдение за деревьями.
Январь
1 неделя Рождественские каникулы
2 неделя «А снег идёт». Закрепить представления детей о свойствах снега и льда, их отличительных признаках. Рассказать о защитных функциях снега, о зависимости состояния снега от температуры воздуха. Наблюдение «Снег, какой он?» : Рассматривание снежинок через увеличительное стекло. Беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега». «Чистый ли снег?»
Опыт «Установление зависимости свойств снега от температуры».
3 неделя «Морозные узоры» Формировать интерес к зимним явлениям природы. Развивать умение наблюдать, видеть необычное вокруг и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Экспериментирование: «Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами»?
Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус.
Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа.
4 неделя «Почему растаяла снегурочка?» Познакомить с агрегатными состояниями воды. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Показать зависимость состояния воды от температуры. Учить устанавливать причинно- следственные связи:. Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, изготовление цветных льдинок. Рассматривание снежинок через лупу.
Эксперимент «Лед- твердая вода».
Февраль
1неделя «Комнатные растения – живой организм». Объяснить понятие «комнатные растения». Учить узнавать 4-5 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Чтение загадок о комнатных растениях. Рассматривание иллюстраций. Экскурсия в зимний сад. Закрепление правил ухода за комнатными растениями.
2 неделя «Посадка лука» Учить детей подготавливать инструмент, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; Беседа с элементами труда, экспериментирование: «Как вода поступает в растение на примере лука», зарисовка опыта.
3 неделя «Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят» Дать представление об аквариумных рыбках (виды, строение, образ жизни, особенности питания) Воспитывать интерес к наблюдению за жизнью рыбок, желание ухаживать за ними. Наблюдение за аквариумными рыбками. Кормление рыбок. Игры с водой «Рыбаки».
4 неделя «Растения лечат. Лекарственные растения» Познакомить детей с лекарственными растениями, их значением в жизни человека. Чтение загадок, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Викторина.
Март
1 неделя «К нам весна шагает быстрым шагами». Закрепить названия весенних месяцев.
Воспитывать интерес к познанию природы.
Закрепить и обобщить приметы ранней весны.
Уточнить изменения, происходящие в животном мире весной.
Дать представление о весенних работах людей.
Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, Чтение стих. «Март», «Весна идёт». Опыты «Взаимодействие воды и снега», «Где снег тает быстрее?»
Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».
2 неделя «Сосульки. Звенит капель». Познакомить с понятием «капель». Дать представление о том, как образуются сосульки. Закрепление знаний об изменениях воды в зависимости от температуры; обучение исследовательским действиям. Чтение загадок и стихотворений о сосульках. Беседа «Чем опасны сосульки?»
3 неделя «Пернатые гости» Способствовать обобщению представлений о жизни птиц в весенний период, воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Чтение стихов и загадок, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д., Д/и «Узнай по голосу»
4 неделя «Как солнце жизнь даёт земле» Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес. Просмотр мультфильма «Краденое солнце». Чтение стихов и загадок. Экспериментирование: Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.
Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?
С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
Апрель
1 неделя «Посадка цветов на рассаду». Расширять знания детей о цветах их значении в жизни человека. Формировать умение правильно высаживать семена цветов на рассаду, дать знание об основных потребностях растений, условиях, которые необходимы для их роста (почва, влага, тепло, свет, этапах развития растений. Чтение загадок и стихотворений, рассматривание иллюстраций.
Экспериментирование: «Такие разные семена», «Посадка семян цветов»
2 неделя «Песок и камни» Закреплять знания о свойствах песка, камней, Дать представление о возможностях их применения. Показать, как вода взаимодействует с камнями и песком. Рассматривание камней и песка на прогулке. Эксперименты с камнями и песком. Д/и «Чудесные фигурки»
3 неделя «День Земли – 22 апреля» Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар (большая часть Земного шара покрыта водой и океанами, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди). Формировать у детей понятие «космическое пространство»; закреплять знания о планете – как общем доме для растений, животных и человека; воспитывать любовь и бережное отношение к Земле и жителям Земли. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Экспериментирование «Движение Земли вокруг Солнца».
4 неделя «Что такое облака, дождь, гроза?» Дать понятие о круговороте воды в природе, образовании облаков, электрических разрядах. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Расширять кругозор детей. Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
5 неделя «Растения на территории детского сада». Учить видеть сезонные изменения в природе, взаимосвязь живой и неживой природы.
Весенние работы на огороде, в саду, поле.
Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам. Труд на огороде и участке. Наблюдения за изменениями в жизни растений.
Май
1 неделя «Водоемы родного края» Дать представление о водоёме (пруд, болото, озеро, река, море) как среде обитания живых существ. Формировать культуру поведения на открытом водоеме. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Экологическая сказка «Маленький пруд».
2 неделя «Удивительный мир насекомых». Закрепить названия насекомых.
Познакомить с понятием «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, источниками их питания (другие насекомые и их личинки).
Закрепить знания о строении насекомых (голова, усики, хоботок, жало, глаза, брюшко, крылышки, лапки).
Познакомить со способами защиты насекомых от внешней угрозы (защитная, отпугивающая окраска, жало).
Рассказать о том, какую пользу приносят и какой вред наносят насекомые.
Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе». Беседа «Почему нельзя обижать насекомых?» Инсценировка стихотворений А. Апухтина «Кузнечик», Л. Модзалевского, «Мотылек».
3 неделя «Водичка, водичка…» Познакомить детей с основными свойствами воды. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды.
Инсценировка стихотворений «Вы слыхали о воде?» И. Куль «Приходил туман украдкой…»
4 неделя «Чудо- ягодка» Закрепить названия лесных и садовых ягод, их отличительные признаки. Рассказать о полезных веществах, содержащихся в ягодах. Закрепить представление об отличительных свойствах ягод (вкус, запах, цвет, величина, форма, учить различать их по внешнему виду. Рассматривание иллюстраций, муляжей. Отгадывание загадок.
Д/и «Лесные и садовые ягоды».
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Интеграция образовательных областей
Образовательные области Содержание работы
Познавательное развитие Формирование сознательного отношения к природным явлениям и объектам, экологического миропонимания и жизненных ценностей. Развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира через познавательно-исследовательскую деятельность.
Социально-коммуникативное развитие Формирование интереса к родному краю, чувства взаимосвязи с окружающим миром через игровую и трудовую деятельность.
Развитие речи Использование произведений художественной литературы для формирования представлений об окружающем мире, его красоте и многообразии. Формирование компонентов устной речи в различных видах деятельности. Овладение конструктивными способностями и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Художественно-эстетическое развитие Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Удовлетворение потребности детей в самовыражении. Формирование эстетического отношения к миру и содействие художественному развитию ребенка средствами искусства.
Физическое развитие Формирование представления о здоровом образе жизни, своем теле. Формирование умения разумно реагировать на изменение окружающей среды, беречь здоровье, не допускать опасных ситуаций.