Алла Зубкова
Рабочая программа кружка по художественному труду с использованием природного и бросового материала в старшей группе
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для детей 5-6, 6-7 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса.
Публикация «Рабочая программа кружка по художественному труду с использованием природного и бросового материала в старшей группе» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Поделки из бросового материала
- Поделки из природного материала
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Темочки
Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Вся работа дополнительного образования построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное, своими руками, а точнее быть немного волшебниками.
Актуальность программы заключается в том, что проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
В процессе работы с материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, атласной ленты, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.
Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.
Новизна и отличительная особенность программы
Программа «Юные волшебники» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Цель программы: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения, устойчивого интереса к художественному и ручному труду.
Задачи программы:
1. Учить детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости;
2. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материалов.
3. Развивать воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
4. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
7. Учить детей анализировать образы поделок.
8. Развивать целеустремлённость в работе.
9. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
10. Изготовлять с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использовать детские поделки для оформления интерьера дошкольного учреждения.
11. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
12. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуальный подход.
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Оборудование: бумага разных видов, ватные диски, природный материал (семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, веточки, крупы, пластилин, бросовый материал (коробки, пластиковые бутылочки, блёстки, пробки, баночки от йогуртов, коктейльные трубочки, бусы, цветной картон и бумага, нитки, краски, ножницы, клеёнка, клей, магнитофон, фотоаппарат.
Организационно-методическое обеспечение:
Срок реализации кружка -2 года.
Программа разработана для детей старшего дошкольного и подготовительного возраста (5-6, 6-7 лет). Режим занятий- 1 раз в неделю, продолжительность -25 минут (старшая группа, 30 минут (подготовительная группа).
Ожидаемый результат и способы определения их результативности
К концу 1 года обучения дети могут:
Старшая группа (5-6 лет)
Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;
Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;
Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;
Усваивают способы практической работы с различными материалами;
Развивают мелкую моторику рук;
Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки.
К концу 2 года обучения дети могут:
Подготовительная группа (6-7 лет)
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка;
Владеет приемами работы с различными материалами;
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работ;
Умеет самостоятельно провести анализ поделки;
Использует свои конструктивные решения в процессе работы;
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;
Выполняет работу по замыслу;
Показывает уровень воображения и фантазии.
• Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.
• Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.
• Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.
• Учатся пользоваться ножницами, клеем.
• Развивается деловое и игровое общение детей.
• Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
• Овладевают различными приемами преобразования материалов.
• Развиваются познавательные, конструктивные способности.
• Развивается интерес к результату и качеству поделки.
• Узнают свойства различных материалов;
• Научатся работать с ножницами и клеем.
•Научатся видеть необычное в обычных предметах.
• Развивается мелкая моторика рук.
Формы подведения итогов реализации
• Проведение выставок детских работ «Мастерской волшебников» на родительском собрании.
• Поделки для подарков.
• Мастер- класс для родителей.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Задачи по разделам:
«Работа с бумагой и картоном»
1. Учить детей технике работы с ножницами и бумагой:
- разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски;
- учить вырезать различные геометрические формы, круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников.
2. Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами из различных геометрических фигур.
3. Учить элементам силуэтного вырезывания по заранее предложенному контуру и оформлению работ по замыслу : «Пасхальное яйцо», «Цыплёнок», «Овечка».
4. Учить делать элементарные игрушки- самоделки из согнутого картона: «Собака», «Автобус», Кораблик «Алые паруса».
5. Учить элементам складывания бумаги в технике «Оригами».
6. Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, флажки, гирлянды).
«Работа с природным и бросовым материалом»
Задачи обучения:
1. Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала (загадок, практических опытов, сбора природного материала, экскурсий в природу).
2. Учить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала и дополнительных материалов (пластилин, глина): «Вишенки», «Мышки», «Аквариум с рыбками», «Корзиночки».
3. Коллективно выполнять работу из природного материала «Осеннее дерево», «Ягоды в корзине» (используя как дополнительный материал - пластилин).
4. Учить делать простейшие игрушки из спичечных коробок, упаковок из- под чаем, зубной пасты и так далее (различные тележки, каталки, автобусы, часы, домики).
«Лепка» + глина
Задачи обучения:
1. Учить детей оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая и примазывая их.
2. Учить детей изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.
3. Продолжать учить детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным).
4. Учить детей использовать в работе с пластилином стеку (украшать изделия с помощью стеки и налепов).
Перспективный план работы кружка «Юные волшебники»
с детьми старшей и подготовительной группы
ОКТЯБРЬ
1неделя:
Тема: «Животные готовятся к зиме»
Задачи: совершенствовать умение изготавливать поделки из природного и бросового материала. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к работе.
Материал: Трафарет животного, природный и бросовый материал, клей.
2 неделя: Коллективная работа.
Тема: Обрывная аппликация «Осеннее дерево»
Задачи: Совершенствовать умение создавать сюжетную композицию, используя мелкие кусочки цветной бумаги. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Цветная бумага, картон, клей
НОЯБРЬ
1 неделя:
Тема: Открытка «Грибок»
Задачи: Продолжать совершенствовать навыки работы с клеем и крупой.
Материал: Картон, крупа, клей ПВА, кисти.
2 неделя:
Тема: «Котенок»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Цветная бумага А4, салфетки, клей, кисточка.
3 неделя:
Тема: «Цветок для мамы»
Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять поделку путем складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Цветная бумага, клей, кисточка.
4 неделя:
«Веселый зоопарк»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом (гречка, пшено) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Цветная бумага А4, крупа, клей, кисточка.
5 неделя:
Тема: «Снеговик».
Задачи: Учить детей создавать изображение снеговика из бумаги и бросового материала.
Материалы: Цветная бумага, вата, клей ПВА.
ДЕКАБРЬ
1 неделя:
Тема: Обрывная аппликация «Зимушка-зима»
Задачи: с помощью этой техники создать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги.
Материал: Цветная бумага, клей, кисти.
2 неделя:
Тема: «Снежинка»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Крупа (манка, картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.
3 неделя:
Тема: «Сорока-белобока»
Задачи: Формировать умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Цветная бумага, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.
4 неделя:
Тема: «Олень»
Задачи: Учить детей выполнять поделку из рваной бумаги. Развивать творчество.
Материал: Трафарет с изображением животного, цветная бумага, клей.
ЯНВАРЬ
2 неделя:
Тема: «Елочка пожеланий»
Коллективная работа.
Задачи: Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата.
3 неделя:
Тема: «Зимнее дерево»
Задачи: Способствовать систематизации и обогащению представлений детей о деревьях зимой. Вызвать эмоциональный отклик и эстетические чувства на красоту зимней природы.
Материал: Картон, белая бумага, ватные палочки, клей ПВА, кисть, ножницы.
4 неделя:
Тема: «Волшебный коврик»
Задачи: продолжать учить делать колбаски и цветочки из мягкого пластилина воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материал: Мягкий пластилин.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя:
Тема: Оригами «Собака»
Задачи: продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями
Материал: Цветная бумага, клей-карандаш.
2 неделя:
Тема: Тема: «Флаг России»
Задачи: Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Картон, клей ПВА, кисти, салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка.
3 неделя:
Тема: «Подарок для папы».
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета.
4 неделя:
Тема: «Овечка».
Задачи: Учить правилам безопасной работы с клеем, бросовым материалом. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, вата, ножницы.
МАРТ
1 неделя:
Тема: «Подарок маме»
Задачи: Продолжать учить детей выполнять поделку способом квиллинга. Учить получать удовольствие при работе с таким приемом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Цветная бумага, инструменты для сворачивания бумаги, клей.
2 неделя:
Тема: «Домики для гномиков»
Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками. Самостоятельно подбирать элементы для доведения предмета до нужного образа.
Материал: Бумажные стаканы, цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы.
3 неделя:
Тема: «Павлин»
Задачи: Закреплять умения нарезать ровные полоски одинакового размера, складывать их пополам и склеивать. Составлять из них образ задуманной игрушки.
Материал: Картон, цветная бумага, клей, ножницы.
4 неделя:
Тема: «Медведь».
Задачи: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: Трафарет, крупа, клей ПВА, кисть, салфетка, клеенка.
5 неделя:
Тема: Кораблик «Алые паруса».
Задачи: учимся комбинировать в работе различные виды материала.
Материал: Картон, ткань, шерстяные нитки, самоклеющаяся бумага.
АПРЕЛЬ
1 неделя:
Тема: «Ласточка»
Задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой и клеем обрывать бумагу на мелкие кусочки. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Бумага белого цвета, бумага черного цвета, трафарет, клей ПВА кисть.
2 неделя:
Тема: «Национальная рукавичка»
Задачи: Продолжать украшать изделие национальными узорами.
Материал: Трафареты национальных узоров, клей.
3 неделя:
Тема: «Аквариум с рыбками»
Задачи: учить детей делать аппликации из бумаги и пластилина, развивать аккуратность
Материал: Пластилин, цветная бумага, гуашь, кисти.
4 неделя:
Тема: Пасхальная открытка «Цыпленок»
Задачи: продолжать учить делать из рваной бумаги, воспитывать аккуратность, усидчивость.
Материал: Цветная бумага, трафарет, белый картон.
МАЙ
1 неделя:
Тема: «Цветы»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы разного размера.
2 неделя:
Тема: «Бабочка»
Задачи: Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Природный материал, клей ПВА, кисточка.
3 неделя:
Тема: «Сверкающее солнышко»
Задачи: Развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками
Материал: Макароны, клей ПВА, кисточки.
4 неделя:
Тема: «Гусеница»
Задачи: Закреплять умения склевать широкие полоски в цилиндр, склеивать между собой детали. Оформлять подделку, доводить начатое дело до конца. Закреплять умения работать ножницами и клеем.
Материал: Двусторонняя цветная бумага, картон, ножницы, клей.
5 неделя:
Выставка работ
Взаимодействие с родителями
• Сбор материала для занятий
• Папки раскладушки: «Бумага + творчество = оригами»
• Памятка «Как воспитать творческую личность».
• Консультации: «Что необходимо для изготовления поделок?», «Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами», «Истоки рукоделия»
• Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» (нетрадиционная техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов).
• Конкурс совместного творчества детей и взрослых «Новое и удивительное своими руками»