Полина Волкова
Рабочая программа кружка по ПДД «Светофорик» в подготовительной группе на 2020–2021 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Светофорик» разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Дружба» п. Южный и программы «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Публикация «Рабочая программа кружка по ПДД „Светофорик“ в подготовительной группе на 2020–2021 учебный год» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Светофор
- Темочки
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Обеспечение здоровья детей - основная цель. Главная задача цивилизованного общества.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ, направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков. Растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Обучая детей с правилами дорожного движения и культуре поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Актуальность программы.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Дошкольники не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Взаимодействие родителей и педагогов даст возможность дошкольникам увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать.
Новизна данной программы состоит в ориентации учащихся на более углубленное изучение правил дорожного движения и в включение воспитанников дорожно-транспортную ситуацию.
Цель работы кружка : сформировать умения и знания детей по ПДД, привить навыки правильного поведения на улице, соблюдать правила ПДД в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
— продолжать знакомить детей с понятием улица, ее основными частями домашним адресом;
— продолжать знакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
— закреплять знания детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).
Развивающие:
— развивать внимательность, память, мышление, осторожность;
— обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
— воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
— прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.
- привлекать к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах.
Программа включает следующие основные принципы:
• принцип воспитывающего обучения предполагает, что на протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание – обучающим;
• принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка;
• принцип научности предполагает подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование безопасного поведения на дорогах научно обоснованными и практически апробированными методиками;
• принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника;
• принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
• принцип осознанности процесса обучения предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции;
• принцип последовательности предполагает построение обучения с постепенным усложнением в строгой системе и последовательности, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение Правил безопасного поведения на дороге;
• принцип интеграции дает возможность творчеству и сокращает учебную нагрузку;
• принцип социальной безопасности предполагает, что воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Организация деятельности и режим занятий кружка :
Кружок проводится 1 раз в неделю - пятница, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.30 – 16.00 ч., продолжительностью 30 минут.
Методы, используемые для реализации работы кружка :
o игровые и проблемные ситуации;
o наблюдение;
o беседа;
o исследовательская деятельность;
o экспериментальная деятельность;
o Проектная деятельность.
Формы работы :
o Занятия.
o Беседы.
o Целевые прогулки и экскурсии.
o Чтение литературы.
o Изготовление и ремонт атрибутов и пособий.
o Игровые тренинги.
o Просмотр видеофильмов и презентаций.
Ребенок достигнет:
o Овладеет базовыми правилами поведения на дороге;
o Сможет решать дорожно-транспортные ситуации;
o Сформируется самостоятельность и ответственность в действиях на дороге;
o Развитие творческих способностей;
o Сформируется культура поведения в процессе общения с дорогой;
o Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
o Сформируется сознательное отношение к своим и чужим поступкам;
o Соблюдать ПДД, правильно вести себя в транспорте.
Перспективный план работы в подготовительной группе.
сроки Тема занятий Цели
Сентябрь
1 неделя Диагностика.
Кто есть кто на дороге.
Рисование: «Малыш на дороге». Цель: расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.
2 неделя Как появились правила дорожного движения.
Изготовление дороги с «пешеходным переходом» в уголок ПДД Цель: познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.
3 неделя Как рождаются опасные ситуации на дороге.
Пополнение уголка ПДД. Изготовление дорожных знаков. Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице. дороге, и стараться её избегать.
4 неделя Как устроен светофор.
П/И «Светофор». Цель: познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.
октябрь
1неделя Знай и выполняй правила уличного движения.
С/Р И «Мы – юные пешеходы». Цель: расширять у детей представления о безопасном по-ведении на улицах поселка; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.
2неделя Безопасный перекрёсток.
Игра малой подвижности «Будь Внимателен!». Цель: дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; зна-комить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора.
3неделя Транспорт нашего поселка 1занятие
П/И «Цветные автомобили» Цель: расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие); закрепить знания о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения на подземном транспорте метро и правилами поведения в нем пассажиров; расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов обще-ственного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
4неделя Транспорт нашего поселка 2 занятие
С/Р. И «Автобус». Продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
ноябрь
1неделя Моя дорожная грамота.
1 занятие.
Д/И «Найди нужный знак». Цель: расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».
2неделя Моя дорожная грамота.
2занятие
Д/И «Правила дорожного движения» Цель: расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Регулированный перекресток».
3неделя Моя дорожная грамота.
3 занятие
П/И «Такси» Цель: продолжать учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепить назначение знаков сервиса.
4неделя О чем говорят дорожные знаки.
Д/И «Учим дорожные знаки».
Цели: продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с дорожными знаками: «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот», «Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу».
декабрь
1неделя Дорога в детский сад.
Обновление макета «Дорога в детский сад»
Цель: дать представление детям о безопасном пути от дома к детскому саду; учить использовать знания правил дорожного дви-жения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе.
2неделя Опасный перекрёсток
1 занятие.
Аппликация «Светофор» Цели: расширять представления детей о движении транспорта на перекрёстке; дать представление о «регулируемом перекрёстке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырёхцветного светофора.
3неделя Опасный перекрёсток
2занятие
Лепка «Светофор» Цель: закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на перекрестке, где нет указателей; учить детей ориентироваться на настольном макете микрорайона.
4неделя Беседа: «Правила дорожного движения»
Рассматривание сюжетных картинок по ПДД. Цель: активизировать познавательный интерес к ПДД. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков.
Воспитывать желание узнать новое.
Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (зачем нужны правила дорожного движения)
февраль
1неделя Игра-викторина «Знаки на дорогах» Цель игры: определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими.
2неделя Игровой тренинг.
Квест – игра «Сокровища пиратов» Цель: развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. Воспитывать доброжелательность, желание неукоснительно соблюдать ПДД.
3неделя Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов.
С/Р. И «Инспектор ГИБДД» Цель: продолжать объяснять детям значение жестов сотрудника ГИБДД. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика.
4неделя Мы пассажиры.
П/И «Автоинспектор и водители» Цель: расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.
март
1неделя Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта.
Аппликация: «Пешеходный переход» Цель: знакомить детей с разными видами движения на дороге. Показать и дать попробовать детям на практике, используя автогородок на территории детского сада.
2неделя Как рождаются опасные ситуации на дороге.
Д/И «Светофор и регулировщик» Цель: учить детей предвидеть опасность возникающую на улице и стараться её избегать.
3неделя Путешествие на автобусе.
Рисование: «Автобус» Цель: уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
4неделя Чтение книги А. Иванова
«Как неразлучные друзья дорогу переходили» Цель: на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.
апрель
1неделя Ребёнок на улицах поселка.
Изготовление атрибутов в уголок ПДД.
Цель: закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и води-телей в различных практических ситуациях, используя макеты дорожного движения и транспортную площадку; повторить с детьми правила поведения, предписанные пассажирам различ-ного вида транспорта, используя различные модели ситуаций; дать представление об автогородке; воспитывать культуру поведения на улице, взаимоуважение в игре; упражнять внимание и память.
2неделя Беседа «Если ты потерялся в поселке»
Проект «Внимание дорога» Цель: учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации.
3неделя Игра-тренинг «Я потерялся» Цель: учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации.
4неделя Опасные шалости.
Игра – викторина «Знатоки дорожного движения»
Цель: закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге.
май
3неделя Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто». Диагностика Цель: обобщать знания детей по безопасному поведению в транспорте.
4неделя Показ сказки «Весёлые знаки». Диагностика. Цель: обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения.
Заключение.
Программа по изучению ПДД - эффективное средство снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма. При хорошо поставленной организованной работе достижение этой цели станет делом времени. Реальное выполнение данной программы должно быть основано на действующих ПДД.
Каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.
Список использованной литературы:
1. Кобзева Т. Г. «Правила дорожного движения» /Система обучения дошкольников. Серия: «Методическая работа в ДОУ»
2. Романова Е. А., Малюшкина А. Б. «Занятия по правилам дорожного движения.
3. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора»
4. Авдеева Н. Н. ,Князева О. Л., Стёркина Р. Б. «Безопасность»
5. А. Линёв «У развилки трёх дорог».
6. Под ред. Кирьянова В. Н. «Дорожная безопасность».
7. Г. Н. Элькин «Правила безопасного поведения на дороге».