Мясникова Татьяна
Рабочая программа кружка по народному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «БЕРЕЗКА».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
МЯСНИКОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
Структура рабочей программы :
- Пояснительная записка…. 3 стр.
- Содержание программы… 6 стр.
- Методическое обеспечение программы…. 8 стр.
- Список используемой литературы… 13 стр.
Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа кружка по народному творчеству» размещена в разделах
Данная программа направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников. С ее помощью воспитанники знакомятся с русской культурой: ее народным творчеством и традициями. Духовно-нравственное становление детей – это важнейшая часть становления общества, государства.
Основу такой политики составляют определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения становления личности, создание условий для ее самореализации, а так же взаимодействие семьи и педагогического коллектива.
Программа кружка ориентирована на обновление содержания структуры воспитания на основе народных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа кружка разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 года, СанПиН 2.4.1.2660-10. Программа также является дополнением работы по реализации общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой, в которой заложены задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников и ознакомления с народной культурой.
Программа кружка предусматривает направленную и углубленную работу по духовно-нравственному воспитанию через дополнительную работу по ознакомлению детей с народным творчеством и традициями русского народа.
Цель программы :
- Формирование духовно-нравственного развития личности дошкольника;
- формирование чувства патриотизма, любви к Родине;
- знакомство с народным творчеством, его традициями, особенностями.
Задачи программы :
- Формирование и углубление знаний детей о народном творчестве и традициях русского народа;
- дать детям представление о видах народного танца, освоить элементы русских народных движений.
- развитие певческих способностей через ознакомление с народными песнями и народными мелодиями;
- прививать интерес к устному народному творчеству : знакомство с прибуатками, потешками и т. п.
- знакомство с костюмами;
- знакомство с народными инструментами;
- знакомство с обрядовыми праздниками, их историей возникновения и особенностями.
Итоговые результаты освоения программы
- Появление интереса к новому, неизвестному в окружающем мире. Любознательность;
- активно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
- проявляет эмоциональную активность на музыкальные произведения, может запоминать названия композиций, выразить мнение о проведении;
- способен планировать свои действия, направленные на достижение своих целей;
- может применить полученные знания для решения новых задач;
- проявляет желание и инициативность, уверенность в своих знаниях;
- знает традиции семьи, народные обычаи и праздники;
- сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности;
- наличие устойчивого интереса к народному творчеству;
- знает виды народного танца, вариации русской пляски. Уделяет большое внимание характеру и манере движений в танцах;
- знает виды народных песен. Уделяет большое внимание характеру и манере исполнения песен;
- умеет играть на детских народных музыкальных инструментах.
Формы подведения итогов освоения программы :
- участие в развлечениях, утренниках и других мероприятиях;
- мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Программа кружка рассчитана для детей старшей группы. Срок реализации – 1 год. Программы предполагает проведения 1го занятия в неделю во второй половине дня и длительностью 25 минут. Рассчитана на 36 часов в год.
Содержание программы.
Русский народный танец
Теория Практика
Дать представление о видах народного танца. Изучение двух основных видов танца – хоровод и пляска. Изучение видов хоровода – пляска, кадриль, полька. Использование знакомых движений, а также изучение новых русских народных движений. Разучивание танцев не предусмотренных основной образовательной программой.
Знакомство с элементами русских плясок – медленными, быстрыми и плясками с постепенным ускорением ритма.
Разучивание хороводов. Изучение женских, мужских и смешанных хороводов. Применение диалогов между исполнителями. Использование атрибутов, характерных для определенного вида хоровода.
Изучение характерных черт отличий женского хоровода от мужского.
Совершенствование техники исполнения, развитие эластичности и силы мышц, координацию движений и импровизацию.
Народная песня
Теория Практика
Расширение знаний о народных песнях, о том, что для определенного праздника или времени года есть особенные песни, которые поются только в эти дни. Беседа с детьми о содержании песен, о их характере. Накопление опыта восприятия народных песен. Изучение видов народных песен : частушка, запевка, припевка, колыбельная, страдания и календарно-обрядовые песни. Разучивание видов народных песен. Совершенствование умения детей предавать характер песен. Обогащение музыкального опыта в процессе изучения песен.
Устное народное творчество
Теория Практика
Знакомство с видами устного народного творчества : сказки, прибаутки, былины, приметы, считалки, перевертыши, заклички. Понимание смысла содержания изучаемых сказок, былин и т. п. и их возможные вариации.
Русский народный костюм
Теория Практика
Знакомство детей с отличительными особенностями русских костюмов для обыденного времени и обрядовых, традиционной сезонной одеждой. Знакомство с одежной каждой губернией России, их отличительными особенностями. Какие цвета присутствовали на той или иной территории. Изучение магических свойств цветов, которые использовали в одежде для разных случаев. Какие одежды носили люди в определенном возрасте: с какими рисунками, цветами и т. д. -
Календарно-обрядовые и семейно-бытовые праздники
Теория Практика
Изучение общих представлений об истории возникновения праздников и обрядов, их характерные черты, в какие времена года они проводились, кому посвящены. Знакомство с обычаями того времени. Знакомство с особенностями праздников, обрядов, обычаев и их традиций. Изучение игр, песен с использованием характерных атрибутов. Дать представление о влиянии праздника на развитие духовного и внутреннего мира человека, его становлении в обществе. Знакомство с игровым фольклором. Развитие умения передавать характер и эмоциональный отклик. Знакомство с языческими богами и их влияния на времена года, праздники, и т. д.
Народные музыкальные инструменты
Теория Практика
Знакомство с историей создания с древними русскими музыкальными инструментами: гусли, трещетки, свистульки, коробочками. Рассказать детям о их вариациях. Рассказать о том, как древние музыкальные инструменты повлияли на создание современных музыкальных инструментов. В каких песнях используется тот или иной инструмент. Разучивание народных мелодий. Формирование умения играть на детских музыкальных инструментах. Обогащение музыкально-слухового опыта детей в процессе игры на музыкальных инструментах.
Методическое обеспечение программы.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, в зависимости от целей и задач способы организации могут быть как со всеми детьми, посещающими кружок, так и по подгруппам. В основном проводятся практические занятия. Они рассчитаны на активное участие ребенка в музыкальной деятельности.
Занятия комплексные, на них решаются задачи по каждому разделу программы, продолжительность каждой части занятия зависит от того, какая задача является главной на момент изучения темы.
Процесс занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему работы по ознакомлению с народным творчеством и его традициями. Структура занятий рассчитана на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в игровой форме, основываясь на сюжетном построении. Основной принцип – расширение возможностей ребенка.
Эффективно применение гибкой, вариативной занятий различных видов, а также других форм приобщения ребенка к музыке в семье, повседневной жизни детского сада, объединяющих различные виды музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли игры, сказки, сюжетности, способствующих эмоциональной увлеченности детей музыкой и осознанности ее восприятия, проявлениям образного мышления и воображения, творческой активности, музыкально-эстетического сознания.
Занятия – основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий применяются и варьируются в зависимости от уровня развития музыкальной культуры детей. Подборка репертуара позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их с сюжетом, и облегчает варьирование их видов. Развитие образной речи детей предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в музыкально-ритмической и художественной деятельности.
Для формирования основ музыкально-ритмической культуры детей важно, чтобы музыка звучала и в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях. Это – слушание знакомых русских фольклорных произведений, музыкальные игры, игры-сказки, звучание музыки фоном во время спокойных игр, проведение тематических постановок.
Одним из важнейших вопросов, определяющих направление работы с детьми, является содержание и формы проведения праздничных утренников, развлечений, занятий и т. п.
Музыкальные игры-сказки на сюжеты литературных произведений или сказок, сочиненных педагогом, могут составить основу праздника. При этом важно, что взрослый берет на себя не только подготовку сказки, но и читает текст, а дети могут произносить отдельные реплики персонажей, включаться в действие сказки, передавая характер героев в импровизациях. Такая форма исключает натаскивание, сокращает время на подготовку сказки, несет в себе огромный развивающий эффект, так как именно музыка помогает детям находить выразительные характеристики образов сказки, побуждает к творчеству. Такие праздничные утренники способствуют формированию музыкальной и общей культуры не только детей, но и родителей.
Необходимо, чтобы музыка звучала и в семье воспитанника детского сада. Поскольку объем внимание ребенка не велик, целесообразно давать слушать детям небольшие произведения или яркие фрагменты.
Широко используются разнообразные методы и приемы обучения:
- наглядные: просмотр видеозаписей, рассматривание иллюстраций, предметов быта, русских костюмов, инструментов, показ движений;
- словесные: рассказы педагога, прослушивание мелодий, песен, русского фольклора. Значение словесного метода в процессе музыкальной культуры детей также очень велико. Речь идет не о каком-либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми, сделать его эмоционально-осознанным. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить к детям интерес, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества и интересы;
- практические: активное участие каждого ребенка в танцах, пении, инсценировках и продуктивной деятельности. Практический метод также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями, помогающими ему «пропустить через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания;
- игровые: сюжет занятий, народные игры.
Дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение к музыки близких ему взрослых людей. Слушая музыку с детьми, рассказывая сказки друг другу, надо иногда предлагать им передать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, в игре на музыкальных инструментах, соответствующих тембру по звучанию произведения, учить их передавать характер музыки в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин.
Программа предлагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой и эстетической активности. Система формирования музыкальной культуры детей предполагает использование различных методов. Каждый из трех методов – наглядный, словесный и практический применяются с нарастанием проблемности: от прямого воздействия через закрепление, упражнения, создание поисковых ситуаций к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Степень нарастания проблемности педагогических методов регламентируется в зависимости от накопления детьми самостоятельных и творческих действий. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способности к элементарным суждениям и оценкам, развивают творческое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, интерес к музыке. Кроме традиционных, применяются методы формирования основ музыкальной культуры детей. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.
- Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Двигательное, словесное, полихудожественное и прочее уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению эмоционального унисона и является способом выражения смысла музыкальной речи, различения средств музыкальной выразительности, меняющихся в каждый миг звучания музыки. Для применения метода уподобления характеру звучания необходима творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций. Моторно-двигательное уподобление эмоционально – образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков).
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (музыкальное интонирование, исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картин, применение наглядных пособий).
Приемы развития музыкального восприятия необходимо варьировать и сочетать друг с другом. Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из основных методов должен применятся в проблемной форме, с нарастанием проблемности. Важно создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на вопросы, способов деятельности.
Проблемные ситуации создаются при сравнении произведений различных видов искусства – музыки, поэзии, живописи. Важно тонко и точно подбирать произведения для сравнения.
Словесный метод также не всегда носит характер проблемности, но может быть в той или иной степени проблем, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям.
Практический метод, как и другие методы, может содержать в себе элементы проблемности и не иметь их. Иногда требуется прямой показ способов действий, передача практического опыта детям.
Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.
Выбор методов зависит от возраста. Большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, мимика, манера его общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Тон речи педагога может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность и праздничность. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их.
Ни одно занятие кружка не обходиться без использования аудио- и видеоаппаратуры.
В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отличая и поощряя каждую точную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Работа проходит в тесном сотрудничестве с воспитателем, поскольку без решения задач кружка в течении дня невозможно добиться положительных результатов.
Список используемой литературы.
1. Аникин В. П. : «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре». Москва, «Художественная литература» 2001.
2. Журовская Р. И. Виноградова Н. Ф. : «Родной край: пособие для воспитателей детского сада». Под ред. Козловой С. А. – 2е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985.
3. Зимина А. Н. : «Народные игры с пением. Практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов педагогических вузов и колледжей». – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
4. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада». – М. : Просвещение, 1990.
5. Камаева Т. Ю. «Русский фольклор. Детские музыкальные праздники». – Федеральная целевая программа книгоиздания России, 1994.
6. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. «Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр Петрушек. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – 3е изд., перераб.» - М. Просвещение, 1982.
7. Орлова Ф. М. и Соковнина Е. М. «Нам весело. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Изд. 2е испр. и доп.» - М. : Просвещение, 1973.
8. Маслова Т. А. «Знакомство с природными явлениями и фенологическими наблюдениями в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы». Издательство Тул. гос. пед. Университета им. Л. Н. Толстого, 2002.