Светлана Анатольевна Свистунова
Рабочая программа танцевального кружка «Сударушка»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Программа — локальный акт образовательного учреждения, разработанный в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, СанПиН 2.4.3049-13, Уставом ДОУ, образовательной программой ДОУ, а также примерной общеобразовательной программой «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.
Публикация «Рабочая программа танцевального кружка „Сударушка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В соответствии с пунктом 9 статьи 2, пунктами 6 и 7 статьи 32 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», разработка и утверждение данной программы относится к компетенции ДОУ.
В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъем. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, театрализованным играм и песням и др. Большое внимание уделяется знакомству с русским народным творчеством. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания.
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Сударушка» направлена на всестороннее музыкальное воспитание и образование посредством углубления в танцевально – исполнительскую деятельность.
Методические принципы организации работы по программе :
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно. Я не принуждаю детей к действиям (играм, танцам, а даю возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через восприятие музыки, игры и пляски, музицирование, которое может быть частью танца;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).
З. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач. Если в младшем дошкольном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события, и я даю им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (стан-цевать, принять участие в веселой игре). Так дети выражают свое настроение, чувства, эмоции.
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Я всегда встречаю детей с улыбкой, радостно, при-ветливо, доброжелательно. Говорю добрые, ласковые слова: что я по ним соскучилась, я о них думала и очень рада их видеть. Таким образом, группа детей и музыкальный воспитатель становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе танцуем, вместе рассуждаем, вместе играем.
6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоцио-нальной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача - главная для детей, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности.
Задачи деятельности кружка «Сударушка» :
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
З. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
6. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Сударушка» реализуется в течение учебного года с 01 сентября по 31 мая с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 2 раза в месяц во второй половине дня.
Программа дает возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкально – исполнительской деятельности.
Программа обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:
а) эстетическое - развивается чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;
б) умственное - развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;
в) нравственное - формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.
Танцевать дети хотят с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движениях. Красивая, эмоциональная музыка доставляет детям радость, поднимает настроение, вызывает желание двигаться под неё.
Танец – именно и есть та форма самовыражения, которая так необходима детям. Чутко откликаясь на музыку и овладевая навыками танцевальных движений, дети увлечённо и с удовольствием принимают участие в создании композиции танца.
Целью танцевального кружка является более глубокое знакомство детей с жанровыми понятиями музыки: Вальс, полька, марш, русский народный танец. Необходимо также дать детям почувствовать, что музыка неразрывно связана с движением, что она «душа танца» и сама подсказывает характер танцевальных действий. Можно, например, озорно, весело скакать в польке или неторопливо двигаться, «плыть как лебёдушка» в хороводе, весело притопывать каблучком в русской пляске.
В рамках реализации данных общих целей необходимо решать следующие частные задачи:
• Помимо общих репетиций, необходимо предварительно заниматься освоением сложных композиций в танце, отдельных танцевальных движений.
• Развивать у детей умение двигаться по кругу в разных направлениях
• Осваивать отдельные этюды с движениями хоровода:
• Выворачивание круга – «улитка»
• Смена направления движения – «расчёска»
• Закреплять пластику рук у детей,
• Осваивать мягкие, скользящие движения в вальсе,
• Лёгкие поскоки в различных направлениях,
• Движение прямым и боковым галопом,
• Маршировать под ритмичную музыку.
• Разучивать ритмичные хлопки в польке.
Основная же задача музыкального воспитания дошкольников – по мнению Б. М. Теплова – влюбить детей в музыку, развить эмоциональную отзывчивость на неё.
Успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы : практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т. д. Кроме того, необходимы следующие средства обучения:
• Светлый и просторный зал.
• Музыкальная аппаратура.
• Тренировочная одежда и обувь.
• Сценические костюмы.
• Реквизит для танцев.
Список детей, осваивающих дополнительную образовательную программу «Сударушка» :
Планируемые результаты работы кружка «Сударушка» :
Дети должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.
Участники кружка должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в коллективе, добиваясь высоких результатов.
Результаты работы отслеживаются в участии в мероприятиях детского сада, в концертах, в городских и муниципальных фестивалях, конкурсах, смотрах.
Ярким примерам эффективности нашей программы является создание детского танцевального ансамбля.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Модель организации воспитательно-образовательного процесса
Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях кружка и включает в себя :
1) слушание музыки;
2) развитие чувства ритма;
3) музыкально-ритмические движения;
4) пляски, игры, хороводы.
Музыкально-ритмические движения включают в себя два вида движений: общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (переменный шаг, притопы и т. д., то есть те движения, которые нам пригодятся в разучивании плясок.
Работа над развитием чувства ритма. Музицирование.
Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в наших занятиях выделен особо. Без ритма невозможен танец, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования.
Слушание музыки
Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, необходимо подбирать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты.
Большое значение в этом разделе имеет использование магнитофонных записей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому.
Пляски, игры, хороводы
Основная цель - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение и пение взрослых. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, зайца, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста. В хороводах дети только выполняют движения по показу педагога и под его пение. Я не ставлю в этом виде деятельности цели двигаться и одновременно петь. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них.
Всю работу по музыкальному воспитанию я провожу в тесной связи с изобразительной деятельностью, музейной педагогикой, театрализованной ритмопластикой и развитием речи.
Календарно-тематический план
освоения дополнительной образовательной программы по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Сударушка»
Сентябрь
Танец с шарфами «Туманы» под музыку Enya
1. Учить начинать движение сразу после вступления, на определённую музыкальную фразу.
2. Выполнять движения в соответствии с характером музыки.
3. Передавать характер музыки мягкими, плавными движениями рук в разных направлениях.
4. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.
5. Научить детей использовать свойства шифонового шарфа (лёгкость, воздушность) для передачи настроения музыки.
6. Развивать умение ориентироваться в пространстве зала – самостоятельно находить своё место.
Октябрь
Танец с шарфами «Туманы» под музыку Enya
1. Учить начинать движение сразу после вступления, на определённую музыкальную фразу.
2. Выполнять движения в соответствии с характером музыки.
3. Передавать характер музыки мягкими, плавными движениями рук в разных направлениях.
4. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.
5. Научить детей использовать свойства шифонового шарфа (лёгкость, воздушность) для передачи настроения музыки.
6. Развивать умение ориентироваться в пространстве зала – самостоятельно находить своё место.
Ноябрь
Танец с длинными лентами «Серпантин» под муз. К. Сен-Санса «Аквариум»
1. Выполнять движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить начинать движение сразу после вступления, на определённую музыкальную фразу.
3. Передавать характер музыки мягкими, плавными движениями рук в разных направлениях.
4. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.
5. Научить детей использовать свойства шёлковой ленты (лёгкость, способность струиться волнами, воздушность) для передачи настроения музыки.
6. Развивать умение ориентироваться в пространстве зала – самостоятельно находить своё место.
Декабрь
Танец с длинными лентами «Серпантин» под муз. К. Сен-Санса «Аквариум»
1. Выполнять движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить начинать движение сразу после вступления, на определённую музыкальную фразу.
3. Передавать характер музыки мягкими, плавными движениями рук в разных направлениях.
4. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.
5. Научить детей использовать свойства шёлковой ленты (лёгкость, способность струиться волнами, воздушность) для передачи настроения музыки.
6. Развивать умение ориентироваться в пространстве зала – самостоятельно находить своё место.
Январь
Танец с зонтиками под муз. из к/ф «Мери Поппинс, до свидания!», Муз. М. Дунаевского
1. Выполнять движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить начинать движение сразу после вступления, на определённую музыкальную фразу.
3. Передавать характер музыки чёткими движениями.
4. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.
5. Научить детей обыгрывать в танце предмет (зонтик) для передачи настроения музыки.
6. Развивать умение ориентироваться в пространстве зала – самостоятельно находить своё место.
Февраль
Танец с зонтиками под муз. из к/ф «Мери Поппинс, до свидания!», Муз. М. Дунаевского
1. Выполнять движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить начинать движение сразу после вступления, на определённую музыкальную фразу.
3. Передавать характер музыки чёткими движениями.
4. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.
5. Научить детей обыгрывать в танце предмет (зонтик) для передачи настроения музыки.
6. Развивать умение ориентироваться в пространстве зала – самостоятельно находить своё место.
Март
Танец «Ожившая кукла» под песню «По ниточке» из репертуара Н. Королёвой
1. Выполнять движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить начинать движение сразу после вступления, на определённую музыкальную фразу.
3. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров.
4. Развивать умение ориентироваться в пространстве зала – самостоятельно находить своё место.
5. Передавать характер музыки чёткими, лаконичными, «механистичными» движениями.
Апрель
Танец «Ожившая кукла» под песню «По ниточке» из репертуара Н. Королёвой
1. Выполнять движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить начинать движение сразу после вступления, на определённую музыкальную фразу.
3. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров.
4. Развивать умение ориентироваться в пространстве зала – самостоятельно находить своё место.
5. Передавать характер музыки чёткими, лаконичными, «механистичными» движениями.
Май
Танец «Ожившая кукла» под песню «По ниточке» из репертуара Н. Королёвой
1. Выполнять движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить начинать движение сразу после вступления, на определённую музыкальную фразу.
3. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров.
4. Развивать умение ориентироваться в пространстве зала – самостоятельно находить своё место.
5. Передавать характер музыки чёткими, лаконичными, «механистичными» движениями.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Планирование образовательной нагрузки
Максимально допустимый объем дневной образовательной нагрузки в старшем дошкольном возрасте
Возраст детей Продолжительность одного периода непрерывной непосредственно образовательной деятельности Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня Максимально допустимый объем нагрузки во второй половине дня
5-7 лет Не более 25 минут Не более 45 минут Не более 25 минут
Учебный план кружка
№ п/п Кружок старшая группа
К - во занятий Продолжительность занятия
в нед в год
1 Танцевальный кружок «Сударушка» (муз. рук. Свистунова С. А.) 0,5 16,5 25мин.
Расписание работы кружка : первая и третья среда каждого месяца, с 16.00 до 16.25.
Информационно-методическое обеспечение
Список литературы:
1. Бекина С. И. Музыка и движение. / Авт. -сост. : С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М: Просвещение, 2004. – 288 с., ил., нот.
2. Каплунова И. М. Топ, топ, каблучок (танцы в детском саду)./ И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. - СПб: Издательство «Композитор», 2004. – 86 с.
3. Каплунова И. М. Музыка и чудеса. / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. - СПб: Издательство «Композитор», 2004. – 86 с.
4. Роот З. Танцы с нотами для детского сада. / З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
5. Каплунова И. М. «Ладушки»/ И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. - СПб: Издательство «Композитор», 2004.
6. Тарасова К. В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве. / «Музыкальный руководитель», № 1 - 2010 г., с. 10
Перечень оснащения предметно-развивающей среды и ТСО
Программа предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:
1) иллюстрации и репродукции,
2) малые скульптурные формы,
3) дидактический материал,
4) игровые атрибуты,
5) музыкальные инструменты,
6) аудио- и видеоматериалы,
7) "живые" игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Кроме этого, в музыкальном зале для проведения занятий с детьми есть пианино, музыкальный центр с подборкой программного музыкального материала, мультимедийное оборудование, микрофоны.