Анастасия Герасимова
Рабочая программа кружка «Наши руки не знают скуки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Программа «Наши руки не знают скуки» является программой художественно-эстетической направленности, построена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Программа «Наши руки не знают скуки» – это практический курс обучения приемам лепки, аппликации, конструирования из бумаги и формирования технических умений и навыков работы с разнообразным природным и бросовым материалом.
Публикация «Рабочая программа кружка „Наши руки не знают скуки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
2. Новизна программы.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение, слышим (слово, звук, чувствуем, представляем, действуем – творим.
Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа с разными материалами); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из бумаги и природных материалов).
3. Актуальность программы.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и через работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, лоскутков ткани, пластилина, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. При создании поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети в процессе работы сравнивают различные материалы между собой, находят общее и различия, создают поделки одних и тех же предметов из бумаги, пластилина, шишек, ватных дисков, коробок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Следует заметить тот факт, что дети бережнее обращаются с игрушками, которые выполнены их руками, не позволяют другим детям испортить поделку и не ломают их сами. Бережнее начинают обращаться и с другими игрушками, потому что понимают, что для создания каждой игрушки тратится много времени и сил.
4. Отличительные особенности программы.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о художественном творчестве, декоративно-прикладном творчестве, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями малой родины.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
6. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей у детей 3-6 лет посредством самовыражения через изготовления изделий из пластилина, бумаги, природного и бросового материала.
7. Задачи программы.
3-4 года
Обучающие задачи:
Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материалов.
Совершенствование трудовых умений и навыков.
Воспитательные задачи:
Воспитание художественного вкуса и трудолюбия, аккуратности, умение наблюдать и выделять главное.
Воспитание у детей умения доводить начатое до конца.
Развивающие задачи:
Развитие творческие способности детей.
Развитие мышление, внимание, усердие детей.
Развитие воображение творческих способностей дошкольников.
4-5 лет
Обучающие задачи:
Обучение приемам работы с инструментами.
Обучение умению планирования своей работы.
Обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов.
Обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Воспитательные задачи:
Воспитание уважения к труду и людям труда.
Формирование чувства коллективизма.
Воспитание аккуратности.
Развивающие задачи:
Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, развитие зрительного внимания и умения ориентироваться на плоскости.
Развитие умения выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
Развитие интереса к различным техникам художественного творчества, развитие творческих способностей.
Знакомство с особенностями изобразительного материала, создание несложных сюжетов и образов.
5-6 лет
Обучающие:
Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; Обучение приемам работы с инструментами.
Обучение умению планирования своей работы.
Обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов.
Обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
Развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала.
Развитие образного мышления и воображения.
Создание условий к саморазвитию дошкольников.
Развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
Воспитание уважения к труду и людям труда.
Формирование чувства коллективизма.
Воспитание аккуратности.
Экологическое воспитание детей.
Развитие любви к природе.
8. Возраст детей.
Данная программа кружка рассчитана на 3 года (вторая младшая, средняя и старшая группы, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Группа первого года обучения комплектуется из детей 3-4лет, их количество составляет 12-15 человек. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю, всего 72 занятия за учебный год.
Возраст обучающихся в группе второго года обучения – 4-5 лет, количество детей составляет 15-20 человек. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю.
Возраст обучающихся в группе третьего года обучения – 5-6 лет, количество детей составляет 20-25 человек. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю, всего 72 занятия за учебный год.
9. Срок реализации программы.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю с детьми каждой возрастной группы, во второй половине дня. Общее количество занятий в год -72 (с сентября по май).
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
3-4 года – 15 мин., 2 занятия в неделю.
4-5 – 20 мин., 2 занятия в неделю.
5-6 – 25 мин., 2 занятия в неделю.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут:
3-4 года
знать:
- о разнообразии техник художественной деятельности;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
уметь:
- аккуратно пользоваться кистью и клеем;
- отщипывать и придавать необходимую форму пластилину;
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
владеть:
- навыками аккуратной работы с материалом.
4-5
знать:
- о разнообразии техник работы с бумагой;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
уметь:
- придавать необходимую форму пластилину;
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- аккуратно и экономно использовать материалы для работы.
владеть:
- навыками аккуратной лепки;
- навыками аккуратной работы с бумагой.
5-6
знать:
- о разнообразии техник художественной деятельности;
уметь:
- правильно держать ножницы в руке и пользоваться ими;
- подбирать правильно материал и рационально его использовать.
владеть:
- навыками создания композиции;
- навыками работы с различными материалами.
12. Форма подведения итогов.
Составление альбома выполненных работ.
Проведение в группе выставок работ детей.
Участие в творческих конкурсах:
o - в группе,
o - в ДОУ;
o Республиканского, всероссийского и международного уровней.
Участие в городских выставках детских творческих работ, конкурсах;
Использование поделок в качестве подарков для близких людей, сотрудников детского сада;
Оформление группы к праздникам.