Лиана Хачатрян
Рабочая программа кружка «Макраме — узелковое искусство Востока» Возрастная группа: старшая
▼ Скачать + Заказать документы
Самара, 2019г
ГБОУ СОШ " ОЦ "Южный город" детский сад " Лукоморье" г. о. Самара
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Макраме – узелковое искусство Востока»
Возрастная группа : старшая
Составитель программы :
Хачатрян Лиана Артуровна
г. о. Самара 2019
Содержание:
I.Пояснительная записка
II.Тематический план
III. Содержание программы
IV. Список используемых источников
Публикация «Рабочая программа кружка „Макраме — узелковое искусство Востока“ Возрастная группа: старшая» размещена в разделах
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Макраме является одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, который, тем не менее, не теряет актуальности и в наши дни. Кроме того, использование этой техники на занятиях изобразительной деятельности в ДОУ может иметь большой положительный эффект, особенно в процессе развития мелкой моторики рук у дошкольников.
Цель и задачи программы
Цель программы – знакомство старших дошкольников с искусством узелкового плетения.
Задачи программы :
Образовательные:
-обучить приемам плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий;
-обучить основам композиции и аранжировки;
-обучить приемам самостоятельной разработки поделок.
-закрепить и расширить знания и умения в области истории, изобразительного искусства.
Воспитательные:
-прививать любовь к творчеству;
-формировать гуманистический стиляь взаимоотношений с товарищами;
-воспитывать трудолюбие.
Развивающие:
-развивать у детей творческое мышление;
-учить детей видеть красоту окружающего мира.
Принципы построения программы
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. .Обучение основано на принципах личностно- ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых - личность ребенка реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, трудолюбие, целеустремленность, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
Интеграция ОО (образовательных областей)
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Используемые методы и приемы работы с детьми.
Обучение осуществляется различными методами:
Наглядные методы – демонстрация наглядных пособий (образцы, мультимедиа презентации, фотографии и изображения);
Практические методы – выполнение поделок, дидактические игры.
Словесные методы – рассказ педагога, беседа.
Информационно-коммуникационные технологии – презентации Power point.
Перечень технологий и парциальных программ воспитания и обучения дошкольников
Программа Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду» (М. :Мозаика-синтез, 2010).
В работе с детьми используются здоровьесберегающие технологии, метод проектов, технологии развивающего обучения.
Форма организации детей - групповая
Ожидаемые результаты
Развитие творческих способностей обучающихся. К концу первого года обучения по программе обучающиеся должны уметь самостоятельно работать, разрабатывать несложные поделки, составлять композиции. Повышение престижа творческого объединения у родителей, общественности. Развитие творческого воображения, моторики рук, речи.
Материалы и оборудование: нити, булавки, подушка (основа) для изделия, ножницы, сантиметровая лент.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ недели Тематика занятий Кол-во
1 нед. сентября Макраме – узелковое искусство Востока 1 зан.
2 нед. сентября Техника безопасности и основные материалы и инструменты 2 зан.
3 нед. сентября Способы крепления нити и универсальные узлы 1 зан.
4 нед. сентября Способы крепления нити и универсальные узлы 1 зан.
1 нед. октября Способы крепления нити и универсальные узлы
1 зан.
2 нед. октября Изготовление изделия 1 зан.
3 нед. октября Изготовление изделия 1 зан.
4 нед. октября Изготовление изделия 1 зан.
1 нед. ноября Комбинирование узлов в поделках. Настенные и плоские игрушки. 1 зан.
2 нед. ноября Комбинирование узлов в поделках. Настенные и плоские игрушки. 1 зан.
3 нед. ноября Комбинирование узлов в поделках. Настенные и плоские игрушки. 1 зан.
4 нед. ноября Изготовление изделия 1 зан.
1 нед. декабря Изготовление изделия 1 зан.
2 нед. декабря Изготовление изделия 1 зан.
3 нед. декабря Организация выставки работ в технике макраме 1 зан.
4 нед. декабря Организация выставки работ в технике макраме 1 зан.
2 нед. января Приемы изменения числа нитей в процессе работы 1 зан.
3 нед. января Приемы изменения числа нитей в процессе работы 1 зан.
4 нед. января Приемы изменения числа нитей в процессе работы 1 зан.
1 нед. февраля Изготовление изделия 1 зан.
2 нед. февраля Изготовление изделия 1 зан.
3 нед. февраля Изготовление изделия 1 зан.
4 нед. февраля Изготовление изделия 1 зан.
1 нед. марта Приемы изменения числа нитей в работе с плоскими узлами (цветы) 1 зан.
2 нед. марта Приемы изменения числа нитей в работе с плоскими узлами (цветы) 1 зан.
3 нед. марта Приемы изменения числа нитей в работе с плоскими узлами (цветы) 1 зан.
4 нед. марта Изготовление изделия 1 зан.
1 нед. апреля Изготовление изделия 1 зан.
2 нед. апреля Изготовление изделия 1 зан.
3 нед. апреля Техника изменения количества нитей в работе с репсовыми узлами (игрушки) 1 зан.
4 нед. апреля Техника изменения количества нитей в работе с репсовыми узлами (игрушки) 1 зан.
1 нед. мая Изготовление изделия 1 зан.
2 нед. мая Изготовление изделия 1 зан.
3 нед. мая Организация выставки работ в технике макраме 1 зан.
4 нед. мая Закрытие кружковой работы 1 зан.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Макраме – узелковое искусство Востока.
Практический материал: рассказать историю техники макраме, отметить, что это один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, сделать акцент на том, что изделия, изготовленные в этой технике, имеют практическое применение – могут стать подарком или украшением дома, вызвать интерес детей и желание научиться делать макраме, продемонстрировав им свои работы, выполненные в этой технике.
Литература к занятию:
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
3. Краузе, А. Макраме (альбом) [Текст] / А. Краузе. - Ташкент,1986.
4. Макраме (альбом). – Прага: Мона, 1977.
Тема 2. Техника безопасности и основные материалы и инструменты
Практический материал: рассказать детям об основных инструментах и материалах, необходимых для макраме, познакомить их с техникой безопасности.
Литература к занятию:
1. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
2. Соснина, Т. М. Макраме. Художественное плетение [Текст] / Т. М. Соснина. - Лениздат, 1985.
Тема 3. Способы крепления нити и универсальные узлы
Практический материал: обучить детей способам крепления нити и наиболее простым универсальным узлам.
Литература к занятию:
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
3. Соколовская, М. М Азбука макраме [Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1992.
4. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
5. Соснина, Т. М. Макраме. Художественное плетение [Текст] / Т. М. Соснина. - Лениздат, 1985.
Тема 4. Изготовление изделия
Практический материал: на основе двух простых узлов начинать плести изделие, это может быть брелок, амулет, простое украшение, небольшую салфетку и т. п.
Литература к занятию:
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
3. Соколовская, М. М Азбука макраме [Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1992.
4. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
5. Соснина, Т. М. Макраме. Художественное плетение [Текст] / Т. М. Соснина. - Лениздат, 1985.
Тема 5. Комбинирование узлов в поделках. Настенные и плоские игрушки.
Практический материал: обучить детей комбинированию узлов, демонстрировать прием на образцах (настенные и плоские игрушки).
Литература к занятию:
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
3. Соколовская, М. М Азбука макраме [Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1992.
4. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
5. Соснина, Т. М. Макраме. Художественное плетение [Текст] / Т. М. Соснина. - Лениздат, 1985.
Тема 6. Изготовление изделия
Практический материал: на основе комбинирования узлов выполнить изделие.
Литература к занятию:
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
3. Соколовская, М. М Азбука макраме [Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1992.
4. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
5. Соснина, Т. М. Макраме. Художественное плетение [Текст] / Т. М. Соснина. - Лениздат, 1985.
Тема 7. Организация выставки работ в технике макраме
Программное содержание : организация выставки изделий, выполненных детьми в технике макраме. Предложить детям устроить выставку готовых работ. Для этого вместе с детьми оборудовать полку в холле или в группе, каждую работу подписать, расположить на полке. Придумать с детьми название выставки.
Тема 8. Приемы изменения числа нитей в процессе работы
Практический материал: познакомить с приемами изменения числа нитей в процессе работы.
Литература к занятию:
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
3. Соколовская, М. М Азбука макраме [Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1992.
4. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
5. Соснина, Т. М. Макраме. Художественное плетение [Текст] / Т. М. Соснина. - Лениздат, 1985.
Тема 9. Изготовление изделия
Практический материал: изготовление изделия с применением приемов изменения числа нитей в процессе работы.
Литература к занятию:
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
3. Соколовская, М. М Азбука макраме [Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1992.
4. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
Тема 10. Приемы изменения числа нитей в работе с плоскими узлами (цветы)
Практический материал: познакомить с приемами изменения числа нитей в работе с плоскими узлами.
Литература к занятию:
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
3. Соколовская, М. М Азбука макраме [Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1992.
4. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
5. Соснина, Т. М. Макраме. Художественное плетение [Текст] / Т. М. Соснина. - Лениздат, 1985.
Тема 11. Изготовление изделия
Практический материал: изготовление изделия с применением приемов изменения числа нитей в работе с плоскими узлами (цветы).
Литература к занятию:
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
3. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
Тема 12. Техника изменения количества нитей в работе с репсовыми узлами (игрушки)
Практический материал: познакомить с приемами изменения количества нитей в работе с репсовыми узлами.
Литература к занятию:
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
3. Соколовская, М. М Азбука макраме [Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1992.
4. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
5. Соснина, Т. М. Макраме. Художественное плетение [Текст] / Т. М. Соснина. - Лениздат, 1985.
Тема 13. Изготовление изделия
Практический материал: изготовление изделия с применением техники изменения количества нитей в работе с репсовыми узлами (игрушки).
Литература к занятию:
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
3. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
Тема 14. Организация выставки работ в технике макраме
Программное содержание : организация выставки изделий, выполненных детьми в технике макраме. Предложить детям устроить выставку готовых работ. Для этого вместе с детьми оборудовать полку в холле или в группе, каждую работу подписать, расположить на полке. Придумать с детьми название выставки.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ашастина, Е Н. Ажурная вязь макраме [Текст] / Е. Н. Ашастина. - СПб. : Литера, 1998. – 96 с.
2. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития [Текст] : дис. … канн. пед. наук / Березина Валентина Александровна. - М., 2002. – 147 с.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [ Текст] / Л. С. Выготский. - СПб, 1997. – 93 с.
4. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов. - М., 2000.
5. Колокольцева, С. И. Макраме для всех [Текст] / С. И. Колокольцева. – М., 1989.
6. Краузе, А. Макраме (альбом) [Текст] / А. Краузе. - Ташкент,1986.
7. Кузьмина, М. А. Макраме [Текст] / М. А. Кузьмина // Серия книг «Дом и быт». - Выпуск № 2. – М., 1999.
8. Макраме (альбом). – Прага: Мона, 1977.
9. Секунова, Т. Н. Волшебные узоры [Текст] / Т. Н. Секунова. – Самара: Самарский дом печати, 1994.
10. Соколовская, М. М Азбука макраме [Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1992.
11. Соколовская, М. М. Знакомьтесь с макраме[Текст] / М. М. Соколовская. - М. : Просвещение, 1990.
12. Соснина, Т. М. Макраме. Художественное плетение [Текст] / Т. М. Соснина. - Лениздат, 1985.
Карта изучения, обобщения и распространения педагогического опыта
1. Автор опыта (педагогический коллектив) Хачатрян Лиана Артуровна
2. Адрес (город, № ДОУ) г. о. Самара, МБДОУ «Детский сад №341»
3. Идея опыта (цель опыта) познакомить детей старшего дошкольного возраста с макраме - искусством узелкового плетения.
4. Авторская концепция (коллектив опыта) система работы
В старшей группе МБДОУ «Детский сад №341» организовать кружок «Макраме – узелковое искусство Востока», в рамках кружка проводить групповые занятия, на которых дети получат сведения об истории и традициях макраме, технике безопасности и оборудовании, необходимом для работы в этой технике, а также освоят несколько видов узлов и смогут создать поделки.
5. Теоретическая интерпретация опыта (его сущность, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения)
Техника макраме достаточно сложная, для работы в этой технике требуется достаточно много приспособлений, пользуясь которыми нельзя забывать о соблюдении правил безопасности. Однако данной технике можно успешно обучать детей страшего дошкольного возраста. Осваивая технику макраме, дети будут видеть практический результат своей работы – на занятиях можно изготовить, например, закладку для книг.
6. Практическая интерпретация опыта (творческие находки воспитателя)
Как и другие виды народного искусства, макраме – процесс творческий. При этом все многообразие плетеных изделий основано всего на нескольких основных узлах и приемах плетения. Поэтому прежде, чем дать волю фантазии и проявить свои творческие способности, ребенку под руководством педагога необходимо овладеть основами.
Обучение детей старшего дошкольного возраста выполнению изделий в технике макраме проходит в несколько этапов: ознакомление детей с новым видом художественной деятельности – макраме, выбор инструментов и материалов, знакомство с техникой безопасности, обучение основам узелкого плетения.
7. Форма обобщения
По итогам работы кружка можно предложить детям устроить выставку готовых работ. Для этого вместе с детьми оборудовать полку в холле или в группе, каждую работу подписать, расположить на полке. Придумать с детьми название выставки. Пригласить на выставку родителей.
8. Возможная форма распространения
Занятия могут быть продолжены в подготовительной к школе группе.
9. Рекомендации
На занятиях макраме особое внимание стоит уделить технике безопасности. После ознакомления детей с техникой безопасности при выполнении макраме, попросить их повторить эти правила, затем каждое занятие начинать с повторения правил техники безопасности.
Эксперт (подпись)
1. Название МБДОУ, возрастная группа МБДОУ «Детский сад №341», старшая группа
2. Анализ ПРС группы (до начала работы)
Развивающая предметно-развивающая среда (ПРС) — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
ПРС в старшей группе МБДОУ «Детский сад №341» служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В ходе анализа ПРС группы было выявлены недостатки организации некоторых образовательных уголков. Так, дидактическими играми не достаточно оснащены «Уголок развития речи».
В «Уголок художественного творчества» необходимо докупить материалы – альбомы, карандаши, фломастеры, материалы для нетрадиционного рисования.
«Уголок природы» следует расширить, разнообразить комнатными растениями и другими материалами.
3. Работа по изменению/созданию ПРС в группе с учетом выявленных недостатков
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
В связи с введением ФГОС возникла необходимость пересмотреть предметно-развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2015-2016 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.
На основании выделенных недостатков организации ПРС была проведена работа по изменению и насыщению ПРС группы.
«Уголок развития речи»
Цель: привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней, развитие связной речи
Для речевого развития добавлены:
-серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;
- детская библиотека пополнена современными детскими журналами;
- дидактические игры: на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, игры по звуковой культуре речи, игры на звукоподражание: «Звуковой куб», кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»…
«Уголок художественного творчества»
Докуплены разные виды бумаги, книжками-раскрасками, материал для рисования: карандаши, фломастеры, мелки, трафареты.
Разработаны и подобраны материалы для нетрадиционного рисования: сухие листья для рисования листочками, поролоновые губки для рисования в технике тампонирование.
«Уголок природы»
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.
Здесь были созданы условия для наблюдения за комнатными растениями, чтобы дети учились детей правильному уходу за ними.
В уголок природы были докуплены цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бальзамин, бегония, фиалка.
На стенах разметили плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные».
На полочках разложили альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые», а также фигурки животных.
Организовали место для выставления природных поделок, здесь уже есть птичье гнездо, мельница, птичья кормушка, домик и коллекция будет пополняться.
4. Вывод о проделанной работе
Проведя анализ ПРС старшей группы, мы выявили некоторые недостатки ее организации. В связи с этим была проделана работа по совершенствованию ПРС. Работа проводилась в «Уголке развития речи», «Уголке художественного творчестве» и в «Уголке природы». Удалось значительно разнообразить и насытить содержание этих уголков, однако работа по изменению ПРС группы будет продолжена. Так, в «Уголке природы» планируется организовать мини-музей «Природа – наш дом».