Наталия Медведенко
Программа «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Моя малая Родина»
Пояснительная записка
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
Актуальность
Публикация «Программа „Моя малая Родина“» размещена в разделах
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родное село… Надо показать ребенку, что оно славно своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. В программе отведено место региональному компоненту, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей села.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам детского сада адаптироваться к условиям жизни, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств.
Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно - патриотических ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Любой край, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, села, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
Для реализации регионального компонента особенно привлекательна тема патриотизма. Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии, посещение музея, выставок, творческие встречи с известными людьми родного села.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов: В. Г. Белинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М. Д. Маханёва, Г. А. Ковалева, Н. В. Алёшина, М. Ю. Новицкая.
Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село - это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Цель программы :
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему селу, к природе на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи программы :
1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным селом.
2. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Сроки реализации программы :
Программа определяет основные направления нравственно - патриотического воспитания дошкольников на 2013-2015 годы.
Реализация программы осуществляется в три этапа:
• 2013 – 2014 учебный год - реализация мер по выполнению задач программы;
• 2014 - 2015 учебный год - обобщение результатов реализации программы.
Основой для разработки программы по региональному компоненту стали:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : Мозаика – Синтез, 2010г. ;
2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России»;
3. Н. В. Алёшина. Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников»
Основные направления работы
Моя семья:
- моя семья, какой я её вижу?
- Как я интересуюсь жизнью своих родственников?
- Знаю ли я своих родственников?
- Рассматривание фотографий – внешнее сходство и различия между братьями и сёстрами;
- Профессия моих родителей;
- Выходной день в нашей семье;
Моё село.
- название отдельных улиц – отражение истории села;
- исторические памятники;
- национальности, населяющие село;
- рассматривание разных по назначению зданий;
- места отдыха, экология села;
- виды транспорта в селе;
Люблю тебя, мой край родной:
- историческое прошлое и настоящее ставропольского края;
- географическое расположение, его природные ресурсы;
- климатические условия, определяющие экономическое развитие края.
- Города края (Ставрополь, КМВ, их достопримечательности.
- Происхождение казаков. История, быт, культура казачества.
Ожидаемый результат:
В процессе реализации программы по нравственно -патриотическому воспитанию у дошкольников к моменту выпуска из ДОО будут сформированы следующие качества личности:
• Чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
• духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
• способность к саморазвитию.
У детей будут присутствовать знания об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края. Возникнет стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Дети должны знать:
5–6 лет.
• Знать свой домашний адрес, название села.
• Иметь представление о символике села.
• Знать название близлежащих улиц.
• Иметь представление о жизни и быте народа населивших село.
• Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.
• Знать профессии своих родителей.
• Знать правила поведения в природе.
• Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
• Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
• Краткие сведения об истории села.
• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знать герб, флаг своего села.
• Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
• Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
• Правила безопасности поведения в природе и на улице села.
Результативность работы по нравствено-патриотическому воспитанию определяется по следующим критериям:
1. Определение характера отношения дошкольников к малой Родине.
2. Сформированность патриотического сознания личности.
Этапы внедрения программы
• Сбор информации.
• Разработка и внедрение программы.
• Реализация плана выполнения программного материала.
• Текущий мониторинг выполнения программы.
• Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
Педагогические принципы программы :
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе, в школе реализуется программа «Воспитание и развитие школьников через музейную деятельность»
6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
• Закон РФ «Об образовании».
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
• Устав МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка»
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.)
• Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает два возрастных периода развития детей: старший возраст (5-6 лет, старшая группа, (6 -7 лет, подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Семья, детский сад».
2 раздел «Моя малая Родина».
3 раздел «Любимое село».
1 раздел «Семья, детский сад».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
2. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
3. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
2 раздел «Моя малая Родина».
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
• Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
• Расширять представления о природных богатствах амурской земли, особенностях села: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
3 раздел «Любимое село».
Цель: Дать элементарные представления об истории и достопримечательностях родного села, о защитниках Отечества,, социально-экономической значимости села.
Задачи:
• Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости села.
• Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
Комплексно - тематическое планирование
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь Рассказ воспитателя «О тружениках села» Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть. «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Экскурсия к памятнику героям ВОВ
Октябрь Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Рассказ воспитателя «О символике родного края». Рассматривание карты России, карты Амурской области
Ноябрь Беседа «Чем славится Октябрьский район»
Экскурсия к строительству нового дома. «Поиграем в экономику» (что из чего сделано) Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.
Декабрь «Панорама добрых дел». Экскурсия в краеведческий музей. Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).
Январь Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В. Осеева) Изготовление с детьми и родителями герба с. Екатеринославка История возникновения
Екатеринославки Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».
Февраль Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Природный мир «Природа и человек». Акция «Подарки для Защитников Отечества». Праздник День Защитника Отечества.
Март Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Макарова. Природоохраняемая акция «Берегите птиц». Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности
села». Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми
Апрель Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Екатеринославке». «Кем работают наши родители». Экскурсия к памятнику погибшим от пожара корейских школьников
Май Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ «Вкусная и полезная пища». Беседа «Национальная одежда коренных народов». Викторина «Знаешь ли ты свой город?»
Июнь «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Досуг «Зарница». «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.
Июль Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. Экскурсия в краеведческий музей. Развлечение «Приключения капельки». Познакомить с с животными, занесенными в Красную книгу.
Август Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». Составление с детьми Красной книги. «Символика города». «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город.
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников.