Перегонцева Ольга
Рабочая программа кружка «Головоломка» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Публикация «Рабочая программа кружка „Головоломка“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду и предшколе должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе.
Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребёнка соответствующим образом. В целом эти занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Пояснительная записка
Программа кружка разработана на основе:
• Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
• Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Данная программа реализует общеинтелектуальное, познавалельное направление внеурочной деятельности.
В содержании курса программы интегрированы задания из различных областей знаний: (Области Познание, Художественное творчество, ФЭМП, Социум) Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Играя с головоломкой, ребенок будет постепенно повышать интеллект, и переходить на более высокий уровень. Ведь психологами доказано, что дети, которые с самого раннего детства играют с различного вида головоломками, интеллектуально развиты, имеют хорошее логическое мышление, а в старшем возрасте продуктивно мыслят.
Решая различного типа головоломки, ребенок должен самостоятельно разгадать её секрет. Такой навык поможет ему в дальнейшей жизни самостоятельно работать над серьезными проектами, решать сложные задачи, принимать ответственные решения.
Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
- учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь дошкольников;
- совершенствовать произвольное внимание, память;
Развивающие:
- развивать умение рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;
- развивать мотивацию к познанию;
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
-развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений;
-воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности;
-воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику;
Сроки реализации программы:
Объем программы: программа рассчитана на один год обучения для детей 6-7 лет. На реализацию программы отводится 32 учебные недели.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут, во вторую половину дня.
Формами организации образовательного процесса являются: групповая, индивидуальная (в рамках учебного времени).
Основные виды деятельности учащихся:
• Языковые логические задачи с использованием иллюстративного
материала.
• Математические логические задачи загадки.
• Геометрические задачи и головоломки.
• Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги.
• Логические задачи на применение общих знаний.
Планируемые результаты.
К концу учебного года занятий в кружке дети должны уметь:
-выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию;
-знать особенности логических и математических задач, решать их;
-проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления (Словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные);
-обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета;
-анализировать закономерности и восстанавливать логические связи;
-сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению;
-легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы;
Методы, используемые на занятиях кружка:
Беседа, рассказ, объяснение, рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности работы;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ.
- Участие в конкурсах.