Марина Суханова
Рабочая программа клуба «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
И в десять лет, и в семь, и в пять,
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Всё нарисуем!
Были б краски. …
В. Берестов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста, рассчитана на 2 года обучения. Занятия Клуба проводится с подгруппой детей, во вторую половину дня. Дли-тельность занятия 5-7 минут.
Публикация «Рабочая программа клуба „Цветные ладошки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые ориги-нальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Ребёнок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть не-обычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Именно в дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармонич-ного развития, фундамент творческих начал.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют активному освоению окружающе-го мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребё нок формирует у себя способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Дети познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, дошкольники приобретают определённый эстетический вкус. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - разнообразные рисунки, но и невидимый для глаз- развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Принципы программы
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успе-ха.
2. Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психо-физические особенности каждого ребёнка, в творческом процессе создаётся раскованная, стимулирующая творческую активность ребёнка, атмосфера. В процессе совместной про-дуктивно-творческой деятельности ребёнок учится придумывать новое, вариативно мыс-лить и общаться с людьми.
3. Погружение каждого ребё нка в творческий процесс: реализация творческих задач дос-тигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учётом опыта ребёнка создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособно-сти.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка к самостоятельно-му изготовлению поделок, открытие новых знаний.
Цель программы :
Образовательные:
Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приёмов работы с ними.
Закреплять приобретённые умения и навыки, показывать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
Развивать художественный вкус, «чувство» цвета, формы.
Развивать творческое мышление, воображение, зрительную память.
Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность пальцев рук.
Развивать у детей творческую активность, инициативность, креативность.
Воспитательные:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность, уверенность в собственных силах и воз-можностях.
Формировать умение работать в коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.1 Особенности образовательной деятельности по художественному творчеству
Пальчики и ладошки-первые и самые удобные инструменты для ребёнка. Рисунки, соз-данные с помощью отпечатков ладошек, получаются не толь яркими, но и очень личны-ми, уникальными.
Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи, развивают мелкую моторику и координацию пальцев рук. Улеворуких детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки. В процессе творчества, ребёнок совершенствуется, запоминая детали, развивает представления об окружающем мире, абстрактное мышление, фантазию. Всё это положительно влияет на дальнейшее развитие ребёнка.
Очень интересно детям делать отпечатки листьями, поролоном, вилкой, пенопластом, и т. д., ведь обычной кисточкой так нарисовать, не получится. Таким образом, использова-ние различных материалов в процессе рисования развивает у детей познавательный инте-рес, желание исследовать.
Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании используются такие техни-ки:
техника «рисования руками»(ладонью, кулаком, пальцами)
техника оттисков, отпечатков различными материалами: листьями, ватными палочкми, поролоном, пробками, вилкой, пенопластом, смятой бумагой и т. д.
техника рисования набрызгом
рисование с помощью трафаретов
техника тычкованиякистью
рисование в технике «пуантилизм»(точечное рисование ватной палочкой)
В работе используются различные
методы: обследования, наглядности; словесный, практический, частично-поисковый,
метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе, сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узо-ра,дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, эле-менту).
приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток,
таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художествен-ного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 1 год обучения
Октябрь.
1. Тема: «Падают, падают листья» (сотворчество детей и воспитателя)
Цель: учить рисовать пальчиками, знакомить с желтым, красным цветом
(ист. кн. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст», стр. 27)
2. Тема: «Дождик, дождик чаще».
Цель: учить рисовать капли дождя пальчиками на основе тучи, изображенной воспитате-лем, развивать чувство ритма и цвета
(ист. кн. И. А. Лыкова, стр. 32)
3. Тема: «Ягодки рябинки»
Цель: закреплять навык рисования пальцами, учить различать красный цвет, формировать интерес к рисованию
(ист. кн. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста», стр. 43)
4. Тема: «Красивый чайник в горошек»
Цель: закреплять навык рисования пальцами; формировать знания о чайной посуде, раз-личение красного и желтого цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Ноябрь.
1. Тема: «Подсолнушек».
Цель: учить детей рисовать ладошками, пальчиками, знакомить сжелтым, чер-ным цветами.
2. Тема: «Цветик - семицветик».
Цель: учить детей рисовать ладошками, развивать эстетическое восприятие.
3. Тема: «Рыбки плавают в водице».
Цель: учить детей рисовать ладошками, дорисовывать изображение пальчиками, уточнять и закреплять цвета
4. Тема: «Два веселых гуся»
Цель: учить детей рисовать ладошками, дорисовывать изображение пальчиками, форми-ровать интерес и положительное отношение к рисованию
Декабрь.
1. Тема: «Нарядное платье».
Цель: учить детей рисовать ватными палочками, знакомить с зеленым цветом, закреплять красный, желтый цвета, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
2. Тема: «Снежок порхает, кружится».
Цель: учить создавать образ снегопада, знакомить с белым цветом, закреплять приемы ри-сования ватными палочками, освоить новые приемы (двуцветные отпечатки, цветовые аккорды)
(ист. И. А. Лыкова, стр. 40)
3. Тема: «Расписной платочек»
Цель: учить детей рисовать ватными палочками, закреплять знание цветов, знакомить с синим цветом, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
4. Тема: «Шарики на елочке» (сотворчество детей и воспитателя)
Цель: учить детей рисовать ватными палочками, закреплять знание цветов; повысить эмо-циональный тонус детей в ожидании праздника, учить работать в коллективе
(ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 44)
Январь.
1. Тема: «Веселый снеговик» (сотворчество детей и воспитателя)
Цель: учить детей рисовать красками тычками разной величины, закреплять белый цвет, формировать интерес и положительное отношение к рисованию
2. Тема: «Снежная улица».
Цель: учить детей рисовать тычком, создавая образ снегопада, развивать творчество, во-ображение и чувство композиции
3. Тема: «Желтые цыплятки»
Цель: учить детей рисовать красками тычком, дорисовывать изображение пальчиками или ватными палочками
Февраль.
1. Тема: «Кубики для малышей»
Цель: учить детей рисовать при помощи штампа (пенопласт или деревянные кубики, за-креплять цвета, развивать умение располагать отпечатки по всему листу бумаги
(ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 55)
2. Тема: «Разноцветные мячики»
Цель: учить детей рисовать при помощи штампа (морковь, закреплять цвета, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать мелкую моторику
(ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 57)
3. Тема: «Высокая и низкая башни».
Цель: учить рисовать при помощи штампа (деревянные кубики, формировать умение раз-личать высоту предмета
4. Тема: «Рыбки в аквариуме» (сотворчество детей и воспитателя)
Цель: продолжать учить детей рисовать с помощью штампа, ориентироваться на листе бумаги, располагая отпечатки определенным образом относительно друг друга
Март.
1. Тема: «Букет для мамочки»
Цель: учить детей рисовать ладошками, развивать эстетическое восприятие
2. Тема: «Спрячь зайку».
Цель: учить рисовать гуашью с использованием губки, формировать интерес и положи-тельное отношение к рисованию
(ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 39)
3. Тема: «Лисичка - сестричка»
Цель: учить рисовать трафаретом, формировать положительное отношение к рисованию
4. Тема: «Разноцветный платок».
Цель: учить детей рисовать по-мокрому, закреплять знания основных цветов, знакомить с оттенками, формировать положительное отношение к рисованию
(ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 38)
Апрель.
1. Тема: «Пасхальное яичко»
Цель: продолжать учить рисовать с помощью штампа (разрезанный картофель, закреплять знание цветов
(ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 57)
2. Тема: «Желтые одуванчики на полянке».
Цель: познакомить детей с новой техникой рисования смятой бумагой, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
3. Тема: «Маленький ежик четверо ножек»
Цель: продолжать знакомить детей с техникой рисования мятой бумагой, развивать уме-ние дорисовывать изображение с помощью пальчиков
4. Тема: «Воздушные шарики»
Цель: продолжать учить рисовать с помощью штампа, познакомить детей с техникой мо-нотипия, развивать творчество, воображение
(ист. кн. Е. А. Янушко, стр. 57)
Май.
1. Тема: «Праздничный салют» (сотворчество детей и воспитателя)
Цель: учить рисовать огни салюта примакиванием тампоном, тряпочкой, пробкой, позна-комить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – набрызг, формировать ин-терес и положительное отношение к рисованию
(ист. кн. И. А. Лыкова, стр. 77)
2. Тема: «Цветочная поляна».
Цель: продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальчиков, закреплять зна-ние цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
3. Тема: «Колеса для поезда»
Цель: продолжать учить детей рисовать красками при помощи тычка, формировать инте-рес и положительное отношение к рисованию.
4. Тема: «Мухомор»
Цель: знакомить с техникой рисования пипеткой, учить равномерно располагать точки по поверхности шляпки гриба, развивать интерес к рисованию