Папки-передвижки

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»

Лачинова Анна
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья Дмитровского городского округа

Московской области»

___ Дедушева Е. Н.

Утверждаю

директор школы-интерната

«01» сентября 2023г.

Рабочая программа

по коррекционному курсу

«Сенсорное развитие»

1 доп В класса

Составитель: учитель

Лачинова Анна

Публикация «Рабочая программа коррекционного курса „Сенсорное развитие“» размещена в разделах

Сергеевна

г. Дмитров, 2023 г.

МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Рабочая программа по коррекционному курсу

«Сенсорнoе развитие». 1 доп В класс. Лачинова А. С.

2

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 1

дополнительного В класса составлена на основе Федерального

государственного образовательного стандарта образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями, Федеральной адаптированной основной

общеобразовательной программы образования обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

Адаптированной основной общеобразовательной программы

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) Муниципального автономного

общеобразовательного учреждения «Дмитровская общеобразовательная

школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья Дмитровского городского округа Московской области» (АООП

УО (вариант 2) (1 дополнительный – 4 классы).

Рабочая программа рассчитана на 33 учебных недели, 2 часа в неделю,

всего 66 часов в год. С учетом календарного учебного графика и

расписания уроков на 2023-2024 уч. год данная рабочая программа

рассчитана на 66 часов в год.

Цель программы : сформировать у обучающихся правильное

многогранное полифункциональное представление, об окружающей

действительности, способствующее оптимизации психического развития

ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи программы :

формирование на основе активизации работы всех органов чувств

адекватного восприятия явлений и объектов окружающей

действительности в совокупности их свойств;

коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем

систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного

восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств

предметов, их положения в пространстве;

формирование пространственно-временных ориентировок;

МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Рабочая программа по коррекционному курсу

«Сенсорнoе развитие». 1 доп В класс. Лачинова А. С.

3

развитие слух - голосовых координаций;

формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир

во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов,

запахов, звуков, ритмов);

совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

обогащение словарного запаса детей на основе использования

соответствующей терминологии;

исправление недостатков моторики, совершенствование зрительнодвигательной координации;

формирование точности и целенаправленности движений и действий;

предоставление возможности для развития художественно-творческих

способностей детей.

Описание места предмета в учебном плане

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит во внеурочную

деятельность.

Календарно-тематическое планирование курса

п/п

по раз

делу Наименование разделов и тем

Сроки прохождения

программы

I триместр Плановые Фактические

1 1

ИТБ на уроке. Диагностика детей для

определения уровня развития

сенсорных процессов.

05.09.23 05.09.23

Развитие моторики и графомоторных навыков.

2 1

Развитие крупной моторики.

Целенаправленность выполнения

действий и движений по инструкции.

07.09.23 07.09.23

3 2 Формирование чувства равновесия. 12.09.23 12.09.23

4 3

Развитие согласованности действий и

движений разных частей тела

14.09.23 14.09.23

5 4

Развитие мелкой моторики пальцев

рук. Пальчиковая гимнастика

19.09.23 19.09.23

6 5

Развитие мелкой моторики пальцев

рук. Играем со шнуровками

21.09.23 21.09.23

7 6 Игры с мелкими предметами. 26.09.23 26.09.23

МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Рабочая программа по коррекционному курсу

«Сенсорнoе развитие». 1 доп В класс. Лачинова А. С.

4

8 7

Развитие координации движений руки

и глаза.

28.09.23 28.09.23

9 8 Одевание и раздевание кукол. 03.10.23 03.10.23

10 9

Застегивание и расстегивание

пуговиц, молний, липучек, крючков на

одежде.

05.10.23 05.10.23

Кинестетическое и кинетическое развитие.

11 1

Адекватная эмоциональнодвигательная реакция на

прикосновения человека.

17.10.23 17.10.23

12 2

Адекватная реакция на

соприкосновение с материалами,

различными по температуре, фактуре,

вязкости.

19.10.23 19.10.23

13 3

Адекватная реакция на вибрацию,

исходящую от объектов.

24.10.23 24.10.23

14 4

Адекватная реакция на давление на

поверхность тела.

26.10.23 26.10.23

15 5

Адекватная реакция на положение

тела (вертикальное, горизонтальное).

31.10.23 31.10.23

16 6

Адекватная реакция на положение

частей тела.

02.11.23 02.11.23

17 7

Адекватная реакция на

соприкосновение тела с разными

видами поверхностей.

07.11.23 07.11.23

18 8

Различение материалов по

характеристикам.

09.11.23 09.11.23

19 9

Формирование ощущений от

различных поз тела, вербализация

собственных ощущений.

14.11.23 14.11.23

20 10

Движения и позы верхних и нижних

конечностей.

16.11.23 16.11.23

21 11 Движения и позы головы по показу. 28.11.23 28.11.23

22 12

Выразительность движений.

Имитация повадок зверей.

30.11.23 30.11.23

23 13 Фиксация взгляда на лице человека. 05.12.23 05.12.23

Развитие зрительного восприятия.

24 1

Фиксация взгляда на неподвижном

светящемся предмете.

07.12.23 07.12.23

25 2

Фиксация взгляда на неподвижном

предмете, расположенном напротив

ребенка, справа и слева от него.

12.12.23 12.12.23

26 3

Прослеживание взглядом за

движущимся близко расположенным

14.12.23 14.12.23

МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Рабочая программа по коррекционному курсу

«Сенсорнoе развитие». 1 доп В класс. Лачинова А. С.

5

предметом (по горизонтали, по

вертикали, по кругу, вперед, назад).

27 4

Прослеживание взглядом за

движущимся удаленным объектом.

19.12.23 19.12.23

28 5

Узнавание и различение цвета

объекта.

21.12.23 21.12.23

Развитие слухового восприятия.

29 1

Локализация неподвижного

источника звука, расположенного на

уровне уха, плеча, талии.

26.12.23 26.12.23

30 2

Прослеживание за близко

расположенным перемещающимся

источником звука.

28.12.23 28.12.23

31 3

Локализация неподвижного

удаленного источника звука.

Соотнесение звука с его источником.

09.01.24 09.01.24

32 4

Различение речевых и неречевых

звуков. Дидактическая игра

«Зоопарк».

11.01.24 11.01.24

33 5

Нахождение объектов, одинаковых по

звучанию.

16.01.24 16.01.24

Восприятие пространства и времени.

34 1 Ориентировка на собственном теле. 18.01.24 18.01.24

35 2

Движение в заданном направлении в

пространстве («Где находится…»,

«Куда едет машина?»)

23.01.24 23.01.24

36 3

Ориентировка в помещении.

Определение расположения

предметов в помещении

25.01.24 25.01.24

37 4

Ориентировка в линейном ряду

(крайний предмет, первый, на

последнем месте и т. п.)

30.01.24 30.01.24

38 5

Ориентировка на листе бумаги (центр,

верх, низ, правая или левая сторона)

01.02.24 01.02.24

39 6

Составление на листе бумаги

комбинаций из полосок, плоскостных

геометрических фигур.

06.02.24 06.02.24

40 7

Расположение предметов на листе

бумаги.

08.02.24 08.02.24

41 8 Сутки. Части суток. 13.02.24 13.02.24

42 9

Последовательность событий (смена

времени суток)

15.02.24 15.02.24

43 10 Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» 27.02.24 27.02.24

44 11

Неделя. Семь суток. Порядок дней

недели (упражнение в стихах)

29.02.24 29.02.24

МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Рабочая программа по коррекционному курсу

«Сенсорнoе развитие». 1 доп В класс. Лачинова А. С.

6

45 12 Дидактическая игра «Веселая неделя» 05.03.24 05.03.24

Восприятие формы, величины и цвета.

46 1

Формирование сенсорных эталонов

плоскостных геометрических фигур.

07.03.24 07.03.24

47 2

Выделение формы предмета,

обозначение формы предмета словом

(«Посмотри вокруг»)

12.03.24 12.03.24

48 3

Группировка предметов и их

изображений по форме.

14.03.24 14.03.24

49 4

Дидактическая игра «Подбери

похожие…»

19.03.24 19.03.24

50 5

Работа с геометрическим

конструктором.

21.03.24 21.03.24

51 6

Дидактическая игра «Какой фигуры не

стало».

26.03.24 26.03.24

52 7 Различение предметов по величине. 28.03.24 28.03.24

53 8

Сравнение двух предметов по высоте

и длине.

02.04.24 02.04.24

54 9

Сравнение двух предметов по ширине

и толщине.

04.04.24 04.04.24

55 10

Моделирование геометрических

фигур из составляющих частей по

образцу

16.04.24 16.04.24

56 11

Знакомство с основными цветами

(«Радуга»)

18.04.24 18.04.24

57 12

Дидактическая игра «Назови цвет

предмета»

23.04.24 23.04.24

58 13

Различение и обозначение основных

цветов («Раскрась фигуры», «Нарисуй

сам»)

25.04.24 25.04.24

59 14 Рисуем пальчиковыми красками. 02.05.24 02.05.24

60 15

Составление целого из частей на

разрезном наглядном материале

(«Составь картинку»)

07.05.24 07.05.24

Восприятие запаха и вкуса.

61 1

Адекватная реакция на запахи.

Различение объектов по запаху.

14.05.24 14.05.24

62 2

Адекватная реакция на продукты,

различные по вкусовым качествам

(горький, сладкий, кислый, соленый).

16.05.24 16.05.24

63 3

Адекватная реакция на продукты,

различные по консистенции (жидкий,

твердый, вязкий, сыпучий).

21.05.24 21.05.24

64 4 Узнавание продукта по вкусу. 23.05.24 23.05.24

МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Рабочая программа по коррекционному курсу

«Сенсорнoе развитие». 1 доп В класс. Лачинова А. С.

7

65 5

Различение основных вкусовых

качеств продуктов (горький, сладкий,

кислый, соленый).

28.05.24 28.05.24

66 6

Различение основных вкусовых

качеств продуктов (горький, сладкий,

кислый, соленый). Повторение.

30.05.24 30.05.24

всего 66 часов

Содержание программы

Исследование индивидуального уровня развития, распределение детей по

группам согласно классификации В. В. Воронковой.

Вторичное исследование индивидуальных особенностей.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей

из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом,

обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие

быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать

сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических

навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях.

Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами.

Аппликация. Графический диктант по показу.

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие,

жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных

предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое

состояние). Игры со средней мозаикой.

Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов.

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное

обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый

— средний — легкий).

Формирование ощущений от статических и динамических движений

различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело, вербализация

ощущений. Игры типа «Зеркало» : копирование поз и движений ведущего.

Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния,

вкусовых качеств, барических ощущений)

Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества

(сладкое — горькое, сырое — вареное, обозначение словом вкусовых ощущений.

Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие

чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение

барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний —

легкий).

МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Рабочая программа по коррекционному курсу

«Сенсорнoе развитие». 1 доп В класс. Лачинова А. С.

8

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

цвета и оттенки;

названия геометрических форм;

времена года, название месяцев, дней недели и частей суток.

Учащиеся должны уметь:

точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;

определять время (год, месяц, неделя, части суток, час дня).

ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

различать вкусовые качества;

делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения

предметов и их изображений;

находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках

(составлять последовательность);

определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу,

температуре) и называть их;

конструировать предметы из 4—5 геометрических фигур;

узнавать предмет по части;

согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;

рисовать и обводить по трафарету, штриховать;

определять различия между предметами по форме, величине, цвету,

обозначать их словом;

выполнять выразительные движения (передавать интенсивность и эмоции

через движения);

МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Рабочая программа по коррекционному курсу

«Сенсорнoе развитие». 1 доп В класс. Лачинова А. С.

9

Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные пособия:

o комплекты для обучения (наборное полотно, объекты, предназначенные для

демонстрации);

o наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой;

o таблицы с образцами-силуэтами фигур;

o тренажер для вырезания ножницами;

o комплект зашумленных рисунков.

Учебно-практическое оборудование:

Д/игры

o наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т. д.);

o настольные развивающие игры (игра-мозаика, конструктор «лего», пазлы);

Список литературы

1. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и

множественными нарушениями развития. - М. : Гуманитарный издательский центр

Владос,10.

2. Вайзман Н. П. Психомоторика детей – олигофренов. – М. 1976.

3. Валявский А. С., Яковис А. С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб – 01

4. Венгер Л. А. Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.

1988.

5. Выгодский Л. С. Развитие высших психических функций. – М. 1980.

МАОУ «Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Рабочая программа по коррекционному курс

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Опубликовано: 22 января 2024 в 09:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Лачинова Анна (УИ 3353648) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД