Зоя Сергеевна
Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ. Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное (областное) бюджетное учреждение
«Лебедянский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
и содействия семейному устройству»
Рабочая программа
коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ
учителя-логопеда
Голевой З. С.
на 2023-2024 учебный год (4 часть)
Составитель:
Учитель-логопед: Голева З. С. 2023 г.
Обучение грамоте
1. Ознакомление с буквами Ш, Ж, Ы, Э.
Публикация «Рабочая программа коррекционно-логопедической помощи детям с ОВЗ, Часть 4» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Совершенствование навыка составления этих букв из палочек, выкладывания из шнурочка, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
3. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
4. Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов с пройденными буквами.
5. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (написание жи—ши с буквой «и»)
Развитие связной речи и речевого общения
1. Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей -вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения.
2. Дальнейшее совершенствование умения составлять рас сказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по сери i сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирована умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей.
3. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Кот, Петух и Лиса») и коротких рассказов.
4. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.
II. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие
1. Дальнейшее совершенствование способов и приемов обследования и сравнения предметов.
2. Совершенствование умения сравнивать группы предметов; выбирать группу предметов по заданному признаку или нескольким заданным признакам.
3. Развитие умения использовать в качестве эталонов формы плоскостные и объемные геометрические фигуры.
Развитие психических функций
1. Дальнейшее развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков, «голосов природы».
2. Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти в работе с разрезными картинками (8—12 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
3. Дальнейшее развитие мышления в упражнениях на сравнение, группировку, классификацию предметов и объектов сразу по нескольким заданным признакам.
4. Дальнейшее развитие воображения, творческих способностей.
Ознакомление с окружающей действительностью
1. Дальнейшее расширение и углубление представлений о профессиях взрослых (механизатор, хлебороб, комбайнер, тракторист, овощевод, мельник, пекарь, космонавт, почтальон, милиционер, рыбак, трудовых действиях представителей разных
профессий. Развитие интереса к трудовой деятельности взрослых. Расширение представлений о труде на полях, в садах и огородах весной.
2. Углубление знаний о родном городе, его истории, до-стопримечательностях. Воспитание любви к родному городу и гордости им.
3. Расширение представлений о правилах дорожного движения. Закрепление привычки соблюдать правила уличного движения.
4. Углубление представлений о безопасности жизнедеятельности.
5. Уточнение и углубление экологических знаний. Расширение и обобщение представлений о весне, ее признаках, природных явлениях весной. Обобщение представлений о перелетных птицах, диких и домашних животных и их образе жизни весной, установление связи между особенностями внешнего вида, поведением птиц и животных и условиями весеннего сезона.
6. Формирование представлений об оживании и бурном росте весной комнатных растений. Обобщение представлений об уходе за комнатными растениями.
7. Уточнение представлений об аквариумных рыбках, формирование представлений о пресноводных рыбах и их образе жизни.
8. Расширение знаний об особенностях внешнего вида и образе жизни насекомых.
9. Обобщение представлений о лете, его признаках, жизни животных и растений летом, об отдыхе людей.
10. Расширение представлений о растениях луга, леса, об охране природы.
Формирование представлений о космосе, об освоении космоса людьми.
Совместная деятельность логопеда
и воспитателя.
Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза,
развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Логопед может рекомендовать воспитателям использовать пятиминутки на определенных занятиях. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика
служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности
и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх
и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Так,подвижная игра «Урожай», рекомендованная воспитателям для проведения в средней группе при изучении темы
«Овощи», позволяет расширить глагольный словарь детей, ввести в их речь глаголы соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем. А упражнение «Теленок», которое проводится в средней группе при изучении темы «Домашние животные», расширяет образный словарь детей, позволяет ввести в него
прилагательные рогатый, хвостатый, ушастый. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира», которая проводится в подготовительной
к школе группе при изучении темы «Мебель», вводит в активную речь детей относительные прилагательные дубовый, зеркальный, журнальный. Игры и игровые упражнения помогают детям осознать элементы языка, речи и, прежде всего, слова, что становится предпосылкой для усвоения
программы по русскому языку при дальнейшем обучении в школе.
Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально.
Прежде всего логопеды рекомендуют занятия по автоматизации и дифференциации звуков. Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед, как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.
Примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала в Приложении 3.
Совместные интегрированные занятия логопеда и воспитателя рекомендуется проводить как обобщающие, итоговые один раз в месяц. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря. Эти занятия позволяют осуществлять преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Раздел III. Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Примерный перечень оборудования, игр и методических пособий в кабинете учителя-логопеда:
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стол, 5 стульчиков для занятий у зеркала.
3. Комплект зондов для постановки звуков.
4. Комплект зондов для артикуляционного массажа.
5. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
6. Спирт.
7. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри»,перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.)
8. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
9. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения.
10. Нищева Н. В. Современнаяя система коррекционной работы в логопедической группе для детей собщим недоразвитием речи. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
11. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
12. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
13. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
14.«Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.
15. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
16. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка».
17. Альбомы «Круглый год», «Мир природы. Животные», «Живая природа. В мирерастений», «Живая природа. В мире животных», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны», «Наш детский сад».
18. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
19. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
20. Картотека словесных игр.
21. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
22. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги квадраты разных цветов).
23. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т. п.).
24. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.
25. Разрезной и магнитный алфавит.
26. Алфавит на кубиках.
27. Слоговые таблицы.
28. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино.
29. Наборы игрушек для инсценировки сказок.
30. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда.
1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).
2. Звучащие игрушки-заместители.
3. Маленькая ширма.
4. Диск с записью «голосов природы» (шелеста листьев, морского прибоя, летнего дождя, вьюги, пения птиц и т. п.).
5. Предметные картинки с изображениями зверей и птиц.
6. Предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.
7. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам.
8. Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»).
9. Настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения («Радуга», «Разноцветные букеты», «Спрячь бабочку» и т. п.).
10. Палочки Кюизенера.
11. Блоки Дьенеша.
12. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений («Тактильные кубики», «Тактильные коврики»).
13. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пластиковыми игрушками.
Примерный перечень детского литературного материала представлен в «Адаптированной примерной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной).
Примерный перечень развлечений и праздников.
Время проведения Мероприятие
Праздники Развлечения
Сентябрь День Знаний.
Мой любимый Ростов-на-Дону (День города). До свидания, лето!
Октябрь Праздник Осени Показ кукольного театра «Колобок».
Ноябрь День Согласия и примирения. «В гостях у бабушки-загадушки».
«Народные промыслы России».
Декабрь Новый год «Приключения Ушастика».
Январь Рождество. «Зимние забавы»
Февраль День Защитника Отечества» «Прощание с Зимой. Масленица».
Март 8 Марта Викторина «Профессии».
Апрель «Космические приключения»
Май 9 мая Театрализованная сказка «Маша и медведь».
Июнь День защиты детей. Театрализованная сказка «Теремок».
Список литературы:
1. «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи». Под ред. пр. Л. В. Лопатиной, С. -П. ,2014г.
2. Галямова Л. Н., Субботина И. С. «Коррекционные часы (тематические) для детей дошкольного возраста», г. Благовещенск, 2010г.
3. «Дети-сироты:консультирование и диагностика развития»/ Под редакцией Е. А. Стребелевой. М., 1998
4. Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., «Просвещение», 1985г.
5 Корнев А. Н. «Основы логопатологии детского возраста: Клинические и психологические аспекты» С. -П. ,2005г.
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В, Зорина С. В. «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития», М., «Владос», 2003г.
7. Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Подготовка к обучению грамоте», М., «Мозаика-Синтез», 2009г.
8.. Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Развитие речевого восприятия», М., «Мозаика-Синтез», 2009г.
9. Нищева. Н. В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».С. -П. ,2014г.
10. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР», С. -П., «Детство-Пресс», 2004г.
11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., «Просвещение», 1993г.
12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни», М., «Просвещение», 1989г.
13. Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР» - Книга 1,2 – М., «Школьная пресса», 2004г.
Раздел IV. Специальные условия реализации программы :
1. Нормативно-правовое обеспечение:
• Закон РФ об образовании;
• Национальная доктрина образования в РФ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
• Постановление правительства Ростовской области «Об утверждении Концепции развития системы образования РО на период до 2020 года» от 19.07.2012 №659;
• Программа поддержки и развития системы специального (коррекционного) образования г. Ростова-на-Дону 1999г. ;
• Должностная инструкция учителя-логопеда специального (коррекционного) детского дома №4.
2. Психолого-педагогическое обеспечение:
• Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
• обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима,; использование современных педагогических технологий, в т. ч. компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности;
• обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на обучаемого, осуществляемое на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях);
• обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика умственных, физических и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиеничечких правил и норм).
3. Программно-методическое обеспечение :
В процессе реализации программы коррекционной работы учителя-логопеда используются программы, рекомендуемые МОиН РФ.
Это программа ФиличевойТ. Б., Чиркиной Г. В. «Прогамма обучения и воспитания с ОНР», М., 1999г., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., «Просвещение», 1993г., «Система коррекционной работы в логопедической группе детей с ОНР» Н. В. Нищевой, С-Пб., 2004г., «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи». Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной, С. -П. ,2014г.
При планировании занятий с детьми используются методические материалы, предложенные в пособиях Коноваленко С. В., Ефименковой Л. Н., Крупенчук О. И., Морозовой И. А, Пушкаревой М. А., Шевченко С. Г., Тригер Р. Д.
Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов является программа Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР» - Книга 1,2 – М., «Школьная пресса», 2004г.
4. Материально-техническое оснащение и информационное обеспечение.
Для детей с ОВЗ создана соответствующая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
В кабинете находится информационно-методический фонд, включающий в себя:
методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда,
наглядные пособия, игры, книги,
мультимедийные, аудио- и видеоматериалы.
Данное оснащение описано в «Паспорте логопедического кабинета».