Олеся Касьяненко
Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа» от рождения до школы «3–4 года…»
Принято
педагогическим советом
МАДОУ №272
протокол № от 30.08.2017 г. УТВЕРЖДАЮ
заведующий МАДОУ № 272
___ .
приказ № от 31.08.2017 г.
Рабочая программа по реализации курса
«Формирование элементарных математических представлений».
Публикация «Рабочая программа „Формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа «От рождения до школы»
под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
(3-4 года)
Авторы-составители:
Касьяненко О. С.
2017 г.
Ростов-на-Дону
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом РФ «Об Образовании», а также на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, по направлению «Формирование элементарных математических представлений», с использованием методических рекомендаций Помораевой И. А. и Позиной В. А.
Программа ориентирована на совершенствование навыков обработки информации, умений сравнивать, классифицировать, воспринимать причинно – следственные связи, умение делать выводы.
Программа предусматривает проведение непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) один раз в неделю, продолжительностью 15 минут и охватывает следующие разделы:
• количество;
• величина;
• форма;
• ориентировка в пространстве;
• ориентировка во времени.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели:
• формирование элементарных математических представлений
• формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира:
• формирование представлений о форме предметов,
• формирование представлений о цвете предметов,
• формирование представлений о размере,
• формирование представлений о количестве,
• формирование представлений о числе
• формирование представлений о целом предмете и его части,
• про формирование представлений пространстве и времени.
Задачи:
Количество:
• развивать умение видеть общий признак предметов группы
• учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
• различать понятия «один», «много», «по одному», «ни одного»;
• находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;
• понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»;
• сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов);познакомить с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;
• учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше?»;
• отвечать на вопросы, пользуясь словами «больше», «меньше», «столько же»,
• учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путём добавления одного предмета к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина:
• сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;
• при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приёмами наложения и приложения;
• обозначать результат сравнения словами (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький, одинаковый).
Форма :
• познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником;
• Учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве:
• различать правую и левую руки.
• развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева;
Ориентировка во времени:
• учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
• принцип развивающего обучения, цель которого развитие ребёнка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
• позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ :
Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности.
ОД проходит 1 раз в неделю в течение 15 минут.
Возраст детей: с 3 до 4 лет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата № Программное содержание Количество часов
Сентябрь
04.09.2017 1 Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигур. 1 час
11.09.2017 2 Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.
1 час
18.09.2017 3 Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало. 1 час
25.09.2017 4 Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из неё одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.
1 час
Октябрь
02.10.2017
5
Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.
1 час
09.10.2017 6 Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно – двигательным путём.
1 час
16.10.2017
7
Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
1 час
23.10.2017
8
Продолжить учить различать и называть круг, обследовать его осязательно – двигательным путё м и сравнить круги по величине: большой, маленький.
1 час
30.10.2017
9
Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, короче. 1 час
Ноябрь
13.11.2017 10
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
1 час
В связи с государственным праздником 06.11.2017 переносится на 13.11.17г.
20.11.2017
11
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
1 час
27.11.2017 12 Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
1 час
Декабрь
04.12.2017 13 Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. 1 час
11.12.2017 14 Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
1 час
18.12.2017
15
Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. 1 час
25.12.2017
16
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. 1 час
Январь
08.01.2018
В связи с государственным праздником переноситься на 15.01
17
Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько. 1 час
15.01.2018
18
Продолжить учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
1 час
22.01.2018
19 Продолжить учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
Продолжить учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
1 час
29.01.2018
20
Познакомить детей с треугольником: учить различать и называть фигуру.
Совершенствовать умение сравнения две равные группы предметов способом наложения; обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже,одинаковые по ширине.
1 час
Февраль
05.02.2018
21 Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложении, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Продолжить знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом. 1 час
12.02.2018
22
Продолжить учить сравнивать две равные группы предметов способом приложении, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.
Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже.
1 час
19.02.2018
23
Упражнять в определении пространственных направлений от себя.
Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.
1 час
26.02.2018
26.02.2018 24
24 Продолжить учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
Продолжить совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами, поровну, столько – сколько.
Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.
Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
1 час
1 час
Март
05.03.2018
25
Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну.
1 час
12.03.2018
26
Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.
1 час
19.03.2017
27
Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
1 час
26.03.2018
28
Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.
1 час
Апрель
02.04.2018
29
Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.
1 час
29 Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.
1 час
09.04.2018
30
Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и названия числа).
Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначить результат сравнения словами большой, маленький.
Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа.
1 час
16.04.2017
31
Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.
Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади,вверху – внизу, слева – справа.
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.
1 час
23.04.2018
32 Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.
Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.
1 час
30.04.2018 В связи с государственными праздниками переносится на 7.05.2018 33 Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. 1 час
Май
7.05.2018 33
Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький 1 час
14.05.2018 34
Учить определять пространственное расположение предметов используя предлоги на, под, в и т. д.
1 час
21.05.2018
35 Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
1 час
28.05.2018 36
Итого 36 36 часов
Планируемые результаты освоения Программы.
Ребёнок
• умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.).
• может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
• умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
• правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
• различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
• понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
• понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».