Юлия Авдошкина
Программа дополнительного образования в ДОУ «Волшебные ручки». Нетрадиционные техники изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Волшебные ручки».
«Истоки творческих способностей и дарований детей
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Введение:
Публикация «Программа дополнительного образования в ДОУ „Волшебные ручки“, Нетрадиционные техники изобразительного искусства» размещена в разделах
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии, обрывной и салфеточной аппликации. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Актуальность:
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости,формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Гипотеза:
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при специальной организации обучения нетрадиционной изобразительной деятельности у дошкольников быстрее развиваться мелкая моторика. При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:
1. Создание развивающей среды.
2. Подбор специальных методов.
3. Отбор наиболее эффективных приемов.
Цель:
Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, научить детей формировать положительный настрой на занятиях, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Сформировать умение выполнять задание по образцу, развить умение ориентироваться на плоскости, активизировать словарь.
Сформировать у детей зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев.
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию.
Научит понимать и выполнять инструкции.
Задачи:
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развивать творческую активность, фантазию.
Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес.
Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально
Программа предусматривает работу по блокам:
Пальчиковая гимнастика.
Творческие упражнения.
Условия проведения:
Кружек проводится 2 раза в неделю, 25 минут на проведение одного занятия, общее колличество занятий – 62.
День проведения – вторник, четверг.
Формы работы:
1. Учебная деятельность – даю знания, умения, навыки.
2. Совместная деятельность – закрепляю знания, умения, навыки.
3. Самостоятельная деятельность – полученные знания, умения и навыки дети используют в свободное время.
Система работы:
1. За столом
2. Подгрупповая
3. Индивидуальная
Результативность:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности.
4) Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности.
5) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети:
Приобретают знания о декоративно-прикладном творчестве.
Будут знать теоретические основы работы с бумагой, пластилином, клеем.
Должны уметь:
Правильно и грамотно изготовлять несложные поделки из бумаги, пластилина, салфеток.
Применять в повседневной жизни полученные знания и умения.
Методическое обеспечение программы :
Материально-техническое обеспечение программы
Наглядные пособия (поделки, таблицы, иллюстрации)
Цветная бумага, картон, клей, карандаши, кисточки, пластилин, стека.
Методы деятельности:
- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, показ образцов работ);
- репродуктивные (самостоятельные работы, конкурсы).
Сентябрь
1. «Бабочка». Обрывная аппликация
2. «Улица города». Пластилинография
3. «Здравствуй, осень!».Аппликация из салфеток
Октябрь
4. «Кладовая природы».Обрывная аппликация
5. «Золотая осень». Пластилинография
6. «Осенний лес». Аппликация из салфеток
7. «Огонь рябины красной…». Обрывная аппликация
Ноябрь
8. «Петушок – золотой гребешок». Обрывная аппликация
9. «Матрешка». Пластилинография
10. «Цветы для мамы». Аппликация из салфеток
11. «Клоун». Обрывная аппликация
Декабрь
12. «Плывет, плывет кораблик…». Пластилинография
13. «Звери елку наряжали…». Аппликация из салфеток
14. «Снеговик». Аппликация из салфеток
Январь
15. «Сказка». Обрывная аппликация
16. «Любимое животное». Пластилинография.
17. «Снегири на веточках». Аппликация салфеток.
Февраль
18. «Моя Родина». Обрывная аппликация
19. «Танк». Пластилинография.
20. «Символ Мордовии». Аппликация из салфеток.
Март
21. «8 марта». Обрывная аппликация
22. «Космос». Пластилинография.
23. «Подснежники». Аппликация из салфеток.
24. «Я – спортсмен!» Обрывная аппликация
Апрель
25. «Аквариум». Пластилинография.
26. «Наш друг Светофор». Аппликация из салфеток.
27. «Цветы в вазе». Обрывная аппликация
28. «Кремль». Пластилинография.
Май
29. «Салют Победы». Обрывная аппликация
30. «Маленькие помощники». Пластилинография.
31. «Солнышко лучистое». Аппликация из салфеток.
Беседа «Безопасность – прежде всего!»
На занятиях нашего кружка надо быть особенно осторожными, потому что вы пользуетесь острыми предметами: ножницами, кисточками, карандашами.
• Не берите ножницы в рот.
• Не балуйтесь, не играйте, не бегайте с ножницами.
• Даже в шутку не пытайтесь уколоть ножницами товарища.
Используйте ножницы только с закруглёнными концами!
• Пользуйтесь ножницами очень осторожно.
• Передавая ножницы товарищу, держите их за лезвия ручками вперёд.
• Не балуйтесь с кисточками и карандашами: ими можно попасть в глаз себе или товарищу.
Работая с клеем, красками или пластилином, не забывайте, что они тоже могут быть опасны:
• не нюхайте их;
• не берите их в рот;
• не пачкайте ими свою одежду и одежду друзей, а также мебель;
• после работы с клеем, красками или пластилином тщательно вымойте руки.
Главное правило: «Сначала слушай, потом делай!»
Аппликация из салфеток.
Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, выполненной своими руками, украшающей группу. Работая с детьми, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. Вначале детишки сминали кусочки салфеток размером 5 на 5 см, затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими, комочки – более плотными. Создание рисунков было коллективным. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, которая украшает группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Пластилинография.
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей дошкольного возраста, я решила много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия я провожу физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть, как они радуются выполненной работе, и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Я уверена, что условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Обрывная аппликация.
Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу, мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя.