Екатерина Якушенко
Рабочая программа дополнительного образования в рамках физического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа разработана на основе : Парциальной программы физического развития детей 3-7 лет «МАЛЫШИ-КРЕПЫШИ, авторы программы : Бережнова О. В., к. ф. н., Бойко В. В.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования в рамках физического развития» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Художественная гимнастика - эстетически яркий вид спорта. Художественная гимнастика в детском саду - это, прежде всего интерес детей к этому виду спорта. На кружке по художественной гимнастике используются различные забавные игры, образные этюды, где происходит диалог ребенка с предметом (лента, обруч, мяч). И через эту связь дети выражают свое собственное восприятие к прекрасному, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий художественной гимнастикой, общения детей с музыкой, развиваются музыкально - пластические способности. Музыкальное сопровождение обогащают занятие, делают его насыщенным и разнообразным. Такие занятия повышают эмоциональное состояние детей. Содействуют эстетическому воспитанию, формированию положительных эмоций. Дети стремятся выполнять упражнения в сочетании с музыкой, а это повышает культуру движений. Дети, занимаясь художественной гимнастикой, избавляются от неуклюжей походки, угловатости, излишней застенчивости. Формируется правильная осанка, красивая походка, развивается ритмичность и координация движений, что благотворно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, кровеносную и центральную нервную системы. Художественная гимнастика – это большой и удивительный мир, где дети знакомятся с элементами акробатики, с разнообразными упражнениями, стилем хореографии, элементами танца. Используются элементарные упражнения художественной гимнастики, интересные по содержанию и легкодоступные детскому организму. Дети с большим желанием занимаются гимнастическими упражнениями, т. к. занятия проводятся в игровой форме. Им нравится видеть, как оживает предмет в их руках, как становится послушным и изящным хрупкое тело. У детей расширяется двигательный опыт, совершенствуются приобретенные ранее навыки и умения, развивается ловкость, быстрота, гибкость, координация движений, формируется самостоятельность, активность, положительное отношение со сверстниками. Благодаря занятиям художественной гимнастики девочки могут неповторимо красиво преподнести себя - улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест - все здесь выверено, красиво, уверенно.
Дошкольный возраст – это возраст интенсивного роста и развития всех функций и систем организма детей. Высокая двигательная активность и значительное развитие двигательных функций позволяют считать этот возраст благоприятным для начала регулярных занятий.
Цель программы : содействие развитию физических качеств старших дошкольников посредством занятий художественной гимнастикой.
Задачи:
Создание условий для:
- формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений.
- разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие двигательных качеств, имеющих важное значение в художественной гимнастике (ловкости, гибкости, силы, быстроты, прыгучести и равновесия)
- обучение основам техники упражнений без предмета и с предметами.
- развити качеств : пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности.
- привитие интереса к занятиям художественной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности, старательности и самостоятельности.
- участие в показательных выступлениях.
Условия реализации образовательной программы
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 5-6 лет, сроком на два года. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия для детей 5-6 лет - 20 минут. Количество воспитанников – 15 детей.
Набор детей на оздоровительный кружок осуществляется с учетом пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников и их возрастных особенностей.
Дни недели Группы
Среда
16.25– 16.55 подготовительная группа «Колобок» (5 детей)
подготовительная группа «Сказка» (5 детей)
подготовительная группа «Солнышко» (5 детей)
Описание форм и методов проведения занятий
Форма организации:
• групповая,
Методы и приемы:
• вербальные и наглядные;
• практические;
• музыкальное сопровождение.
Формы контроля:
• тесты (контрольные упражнения для оценки гибкости, статической выносливости мышц живота, динамической выносливости мышц брюшного пресса,
• медицинский осмотр выявление детей с нарушением осанки и нарушением опорно-двигательного аппарата (плоскостопие).
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия
1. Наглядно-зрительные приёмы – правильная, чёткая демонстрация – показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов.
2. Тактильно-мышечная наглядность обеспечивается путём включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей.
3. Непосредственная помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела ребёнка.
4. Наглядно – слуховые приёмы представляют собой звуковую регуляцию движений. Слуховой наглядностью является музыка.
5. Одновременное описание и объяснение детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления.
6. Пояснение сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы.
7. Указание необходимо при воспроизведении показанного педагогом движения.
Формы проведения занятий:
• занятие-игра,
• сказка,
• репетиция,
• показательные выступления.
Учебный план
№
п/п Наименование Кол-во занятий
в неделю Количество
недель Всего занятий
1 Оздоровительный кружок «Движение вверх» 1 32 32
Учебно-тематическое планирование
Вид деятельности Цель
Октябрь Вводное занятие Начальная диагностика при приеме детей в кружок «Движение вверх». Развивать навык собственного оздоровления
"Упражнение в равновесии на гимнастической скамейке", Создание условий для развития у детей равновесия. Продолжить формирование правильной осанки.
" Акробатика" Создание условий для развития у детей мышечной силы, равновесия и гибкости.
«Упражнения с гимнастическим мячом» Создание условий для знакомства с гимнастическим мячом. Развитие ловкости и внимательность при работе с мячом.
" Упражнения с гимнастической лентой" Создание условий для совершенствования перестроений в движении, согласованных передвижений в ходьбе и беге с выполнением заданий.
Продолжить разучивание учебной комбинации
Ноябрь "Упражнения с гимнастическим обручем" Создание условий для развития глазомера, чувства ритма, темпа движений.
"Упражнения с гимнастической скакалкой"
Создание условий для развития выносливости.
Обучать
Правильному дыханию при выполнении упражнений, умения
восстанавливать дыхание.
Хореографическая подготовка"(2 занятия) Создание условий для формирования у детей танцевальные движения.
Декабрь "Упражнение в равновесии на гимнастической скамейке" Создание условий для развития у детей равновесия.
" Акробатика" Создание условий для развития у детей мышечной силы, равновесия и гибкости.
Упражнения с гимнастическим мячом Создание условий для знакомства с гимнастическим мячом. Развитие ловкости и внимательность при работе с мячом.
" Хореографическая подготовка" Создание условий для формирования у детей танцевальные движения.
" Упражнения с гимнастической лентой" Совершенствование перестроений в движении, согласованных передвижений в ходьбе и беге с выполнением заданий.
Продолжить разучивание учебной комбинации
Январь "Упражнения с гимнастическим обручем" Создание условий для развития глазомера, чувства ритма, темпа движений.
"Упражнения с гимнастической скакалкой" Создание условий для развития выносливости.
Обучать
Правильному дыханию при выполнении упражнений, умения
восстанавливать дыхание.
" Хореографическая подготовка" Создание условий для формирования у детей танцевальные движения.
"Показательные выступления"
Февраль "Упражнение в равновесии на гимнастической скамейке" Создание условий для развития у детей равновесия.
" Акробатика" Создание условий для развития у детей мышечной силы, равновесия и гибкости.
"Упражнения с гимнастическим мячом " Создать условия для развития ловкости и внимательности при работе с мячом.
Март "Упражнения с гимнастическим обручем" Создание условий для развития глазомера, чувства ритма, темпа движений.
"Упражнения с гимнастической скакалкой" Создание условий для развития выносливости.
Обучать
Правильному дыханию при выполнении упражнений, умения
восстанавливать дыхание.
" Хореографическая подготовка"(2 занятия,
Создание условий для формирования у детей танцевальные движения.
" Упражнения с гимнастической лентой. " Создание условий для совершенствования перестроений в движении, согласованных передвижений в ходьбе и беге с выполнением заданий.
Продолжить разучивание учебной комбинации
Апрель "Упражнение в равновесии на гимнастической скамейке" Создание условий для совершенствования согласованных движений на гимнастической скамейке с выполнением заданий.
Совершенствование комбинации под музыку.
" Акробатика" Создание условий для развития у детей мышечной силы, равновесия и гибкости.
Упражнения с гимнастическим мячом "
Создание условий для развития ловкости и внимательности при работе с мячом.
" Упражнения с гимнастической лентой" Создание условий для развития совершенствования согласованных движений с лентой при выполнение заданий
Совершенствование комбинации под музыку.
Май "Упражнения с гимнастическим обручем" Создание условий для развития глазомера, чувства ритма, темпа движений.
"Упражнения с гимнастической скакалкой" Создание условий для развития выносливости.
Обучать
Правильному дыханию при выполнении упражнений, умения
восстанавливать дыхание.
" Хореографическая подготовка"
Создание условий для формирования у детей танцевальные движения.
"Показательные выступления"
Содержание программы
Содержание программы :
Основные виды упражнений:
• упражнения общей физической подготовки;
• упражнения специальной физической подготовки;
• упражнения хореографии;
• упражнения ритмики;
• упражнения акробатики;
• упражнения без предмета;
Упражнения с предметом (мяч, обруч, скакалка) – броски, ловля, перекаты, вращения, махи.
Упражнения с предметами — ценное средство для развития выносливости, ловкости, быстроты. Эти упражнения связанны с умением распределять движения предмета в пространстве и сочетать их с движениями тела. При выполнении этих упражнений создаются благоприятные условия для совершенствования зрительного и кожного анализаторов, а также для развития координационных способностей.
Организационно-методические пояснения по проведению работы с детьми.
обращать внимание на исходное положение, правильную осанку, интервал между детьми;
развивать умение быстро реагировать на сигнал;
следить за правильным дыханием;
следить за техникой выполнения движения.
Оборудование:
индивидуальные коврики;
султанчики;
мячи разного диаметра;
скакалки;
обручи;
магнитофон с музыкальным сопровождением.
Прогнозируемые результаты
Ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые становятся более осознанными. У детей улучшаются двигательные реакции и координация. Укрепление осанки, улучшение гибкости, пластичности, общей выносливости.
Формы оценки качества совместной деятельности:
• диагностирование;
• наблюдение;
• медицинское обследование.
Материальное и методическое обеспечение программы
Спортивный зал
Музыкальный центр
Спортивное оборудование для выполнения упражнений:
• мяч резиновый малый (15 шт.);
• обруч малый (15 шт.);
• обруч большой (15шт.);
• палка гимнастическая короткая (15 шт.)
• кегли (2 набора);
• лабиринт игровой (1 шт.);
• ленты (30 шт.);
• скакалки (15шт).
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение:
• иллюстративные материалы;
• рекомендации по поведению комплексов ;
• музыкальное сопровождение с музыкой;
• методические материалы.
Список литературы
1. Кулагина Е. «Физическая культура для детей от 2 до 9 лет». – Москва: Астрель: АСТ. 2010г. – 110 с.
2. Аверкович Э. П. Композиция упражнений в художественной гимнастике: Метод. рек. - М. : Изд-во ВНИИФК, 1989. - 17 с.
3. Бирюк Е. В., Овчинникова Н. А. Хореографическая подготовка в спорте: Метод. рек. - Киев: Изд-во КГИФК, 1990. - 20 с.
4. Васильева ЕЛ. Танец. - М. : Искусство, 1968. - 248 с.
5. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. - М. : Искусство, 1989. - 237 с.
6. Карпенко Л. А. Характеристика компонентов спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учеб. пособие. - СПб. : Изд-во СП6ГАФК, 1998. - 26 с.
7. Карпенко Л. А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учеб. пособие. - СПб. : Изд-во СП6ГАФК, 2000.- 40с.
8. Карпенко Л. А. Компоненты спортивного мастерства и ос новы обучения упражнениям художественной гимнастики: Уч. - метод. пособие. - СПб. : Изд-во СПбГАФК, 2002. - 40 с.
9. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. - М. : Физкультура и спорт, 1984. -170 с.
10. Степанова И. А. Формирование творческого подхода к обучению элементам художественной гимнастики: Учеб. пособие. - СПб. : Изд-во СП6ГАФК, 1996. - 26 с.
11. "Грация в спорте" Д. Н. Давиденко. Издательство: Санкт-Петербургского государственного университета, 2001
12. "Немного о художественной гимнастике" Николаев Ю. М
13. Интернет
14. Дыхательная гимнастика. /Дошкольное воспитание, № 2 -1997 г. № 10 1996 г. Статья Л. В Яковлевой., Р. А. Юдиной по программе «Старт».
15. Упражнения на гимнастической стенке /Дошкольное воспитание № 10 1996 г. Статья Л. В Яковлевой., Р. А. Юдиной по программе «Старт».
16. Акробатические кувырки. Дошкольное воспитание № 6 1996 г. Статья Л. В Яковлевой., Р. А. Юдиной по программе «Старт».
17. Акробатические прыжки со скамейки. Дошкольное воспитание № 8 1996 г. Статья Л. В Яковлевой., Р. А. Юдиной по программе «Старт».
18. Акробатические упражнения. Дошкольное воспитание № 5 1996 г. Статья Л. В Яковлевой., Р. А. Юдиной по программе «Старт».
19. Меньшикова Н. К. Гимнастика с методикой преподавания: М. : Просвещение, 1990. – 223 с
20. Бережнова О. В., Бойко В. В. Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «МАЛЫШИ-КРЕПЫШИ», издательский дом «Цветной мир», 2016 год, 136 стр.
Рецензия ФГАУ «ФИРО» № 38 от 20 февраля 2017 г.