Ксения Бочкарева
Рабочая программа дополнительного образования «Мягкая игрушка «Умелые ручки» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Общая характеристика программы.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Мягкая игрушка «Умелые ручки» предусматривает занятия по развитию у детей навыков ручного труда, аккуратности и терпения.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Мягкая игрушка „Умелые ручки“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Мягкие игрушки своими руками. Выкройки, мастер-классы
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Самые дорогие и близкие ребёнку предметы – игрушки. Создание игрушки – это искусство. Первое знакомство ребёнка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Простые мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками.
Пошив мягких игрушек - это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются разные элементы рукоделия: шитьё, вышивка, аппликация.
Направленность программы.
Данный вид рукоделия – важный компонент трудового обучения детей : занимаясь им, дети приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивает глазомер, объёмное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели.
Занятия по пошиву игрушек знакомят детей с историей развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщают ребят к культуре народа.
Содержание курса выстроено в определённой последовательности с нарастанием сложности технологического процесса. Обучаться шитью игрушек по этой программе могут ребята старшего дошкольного возраста.
Уровень программы – одноуровневый базовый
Актуальность.
Программа «Мягкая игрушка» заключается в потребности детей изготавливать игрушки самостоятельно. При нынешнем разнообразии фабричных игрушек, у детей возникает желание приобрести себе такую же, но не у каждого ребёнка есть такая возможность. Игрушка изготовленная самостоятельно, по стоимости выходит намного дешевле, чем игрушка приобретённая в магазине. Кроме того игрушки, сделанные своими руками, захватывают ребенка сильнее, нежели фабричного происхождения. Потому как,я вещь над которой ребенок трудился, вкладывая в свой труд выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Отличительные особенности программы.
У дошкольников в процессе работы в творческом объединении формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но и способствуют приобщению дошкольников к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых добрых, тёплых чувств.
Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки выполненные своими руками, становятся забавными, живыми.
Новизна программы заключается в её практической значимости: она открывает большие возможности профориентационной и трудовой деятельности каждому, участвующему в ее реализации. В наше время технического прогресса построение образовательного процесса не может оставаться на прежнем уровне. Поэтому педагог в своей работе должен использовать новые технологии, методики. При освоении данной программы активно используется метод творческого проекта. Научить шитью, вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одно из основных задач педагога. В этом и заключается новизна данной программы.
Педагогическая целесообразность.
Программа основана на развитии интереса детей к изготовлению мягких игрушек, потребности в развитии трудовых и практических навыков, у детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку, ребёнок поймёт, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не приложить для этого усилия, лучшая награда для ребёнка за его труды – это готовое изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу. Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это сделал, своими руками.
Адресат программы :
занятия посещают дети 6 – 7 лет (подготовительная группа). Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность 30 минут.
Практическая значимость программы
Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы, цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества.
Преемственность программы.
Рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше его мышление. Вот почему работа эта программа является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса.
Дети, которые занимаются ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом (игла, бусинки, пуговки).
Объем программы : 28 учебных часа
Срок освоения программы – 7 месяцев. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества.
Программа рассчитана на освоение детьми возраста 6 – 7 лет, поэтому возрастные особенности личности обучающихся среднего этапа обучения является основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога.
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки ребенка.
Особенности реализации образовательного процесса.
Важнейшим условием реализации программы является создание здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Занятия должны проводиться в просторном и светлом помещении с мебелью, рассчитанных на старших дошкольников.
Ткань, инструменты и приспособления для шитья должны размещаться в удобном для детей месте.
Формы и методы организации учебного процесса. Форма организации детей на занятии : групповая, индивидуально- групповая. Формы проведения занятий: практические занятия, теоретические занятия, рассказ, беседа, игра.
Режим занятия - 2 раза в неделю по 30-35 минут
Цель: познакомить детей с историей возникновения игрушки; обучить приёмам шитья, работы с фетром и аксессуарами; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка, через творческий поиск; формировать у дошкольников умение работать иголкой с ниткой и фетром, вовлечение их в активную творческую деятельность.
Задачи:
• Образовательные :
Формировать у детей навык ручного труда, практических приёмов и навыков шитья;
Обучать основам шитья игрушки, обучать работе с иглой;
Познакомить с историческими сведениями возникновения народной игрушки;
Научить владеть различными инструментами и приспособлениями при изготовлении мягкой игрушки;
Научить выполнению ручных швов;
Познакомить:
1. С технологией изготовления мягкой игрушки.
2. С техникой безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, клеем.
• Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, аккуратность;
Воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе;
Приобщить детей к истокам народного искусства через изготовление мягкой игрушки.
• Развивающие:
Развивать активность и самостоятельность;
Развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал
Развивать творческие способности, фантазии и воображение, образное мышление, мелкую моторику рук, глазомер.
Методы обучения:
1. Объяснительно-демонстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение).
2. Репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания).