Хаустова Елена
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась такой техникой обработки бумаги, как бумажная филигрань – «квиллинг». Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и детям доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (шила, зубочистки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров, а затем, при помощи полученных форм, создавать самые различные композиции. Квиллинг – увлекательное творчество для детей и взрослых с эффектным результатом работы. К тому же она развивает мелкую моторику, глазомер, концентрацию, внимательность, воображение, помогает выработать художественный вкус. Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками.
На практике эти задачи реализуются мной через программу дополнительного образования детей «Радуга творчества». Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Сформулированные в программе образовательно-воспитательные задачи дают представления о том, какими навыками, умениями и знаниями должен овладеть ребенок к концу учебного года, какие темы он проходит. Перспективный план более подробно раскрывает поставленные задачи в результате решения, которых у ребенка формируются знания и навыки в художественном творчестве.
Программа «радуга творчества» предназначена для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет, и рассчитана на 2 года обучения.
Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «радуга творчества» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю (пятница, 4 раза – в месяц.
1 академический час длительностью не более 20-25 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10
Форма предоставления услуги - подгрупповая.
Структура НОД[1] может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
При разработке программы учитывала следующие принципы:
• доступности
• наглядности
• демократичности и гуманизма
• научности
• “от простого к сложному”
В работе использую различные методы и приемы:
1. Организационные:
• словесный
• наглядный
• практический
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный
• репродуктивный
• частично-поисковый
• исследовательский
Цель программы - развитие нестандартного видения предметов и ситуаций в окружающей действительности.
Задачи программы:
1. Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
2. Образовательные:
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
3. Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
• Стимулировать творческую деятельность одарённых детей.
Методическое обеспечение
1. Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей проводится в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Я постоянно знакомлю обучающихся с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
2. Для проведения непосредственной образовательной деятельности необходимы разноцветные бумажные полоски одинаковой ширины, клей ПВА, картон белый и цветной, зубочистки.
3. Инструменты: зубочистка, стержень ручки, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
4. Дидактический материал:
- Использование учебных пособий и книг.
- Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.
- Творческие работы, стенды и т. д.
Ожидаемый результат:
К концу 2-го учебного года, дошкольники:
– научатся различным приемам работы с бумагой; познакомятся с искусством бумагокручения;
– будут знать основные базовые формы квиллинга и основные геометрические формы.
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игровые мотивации (путешествия, превращения, встречи с героями и т. д. ,
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Оценка качества знаний, результативности программы:
Просмотр и анализ детских работ – важное условие успешного развития детского художественного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задумываться над тем, что у него получилось, как его работа выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Одним из важных средств поощрения и развития детского художественного творчества являются разнообразные выставки. Отчетные выставки проходят один раз в квартал.
Учебно-тематический план. 1-й год обучения.
Октябрь:
1. Беседа о технике квиллинг.
2. Весёлая семейка улиток.
3. Виноград.
4. Простой цветок.
Ноябрь:
1. Под зонтом.
2. Осенняя берёзка.
3. Зайчик.
4. Бахромчатые цветы.
Декабрь:
1. Зимнее дерево.
2. Мороз рисует узоры.
3. Снежинкка.
4.Ёлочная игрушка.
Январь:
1. Новогодний салют.
2. Снеговик.
3. Семья снеговиков.
Февраль:
1. Аквариум.
2. Сердечко на память.
3. Воздушный шар и самолёт.
4. Зоопарк.
Март:
1. Открытка для мамы.
2. Мимоза.
3. Цветочек.
4. Первые листочки.
Апрель:
1. Черепаха на острове.
2. Пальма.
3. Космос ждёт.
4. Мотивы Гжели.
Май:
1. Тюльпан.
2. День Победы.
3. Цветы в вазе.
4. Весенняя полянка.
[
Выставка детских работ на базе ДОУ
Учебно-тематический план. 2-й год обучения.
Октябрь:
1. Волшебные полоски.
2. Яблонька.
3. Барашек под яблонькой.
4. Фрукты (коллективная работа».
Ноябрь:
1. Рябинка.
2. Кленовый лист.
3. Хохлома.
4. Золотая хохлома.
Декабрь:
1. Лягушка.
2. Маленькой ёлочке холодно зимой.
3.Ёлочная игрушка.
4. Новогодняя открытка.
Январь:
1. Ангелок.
2. Дерево сезонов (часть 1-я).
3. Дерево сезонов (часть 2-я).
Февраль:
1. С Днём Святого Валентина.
2. Вертолёт.
3. Военный корабль.
4. Зоопарк. (коллективная работа)
Март:
1. Бабочка на цветке (часть 1-я).
2. Бабочка на цветке (часть 2-я).
3. Верба.
4. Ваза для конфет (коллективная работа).
Апрель:
1. Встреча с инопланетянинами.
2. Пасхальная открытка «Заяц».
3. Дымковский конь (часть 1-я).
4. Дымковский конь (часть 2-я).
Май:
1. Колокольчики.
2. Ромашка.
3. Ландыш.
4. Васильки.
Выставка детских работ на базе ДОУ.
Таким образом:
1. Конструируя из бумаги в технике квиллинг, совершенствуется моторика рук, тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие.
2. Квиллинг значительно влияет на формирование таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.
3. С помощью этой техники совершенствуются трудовые умения ребенка, формируется культура труда.
4. Ребенок в процессе работы с бумагой создает игровую ситуацию на листе, используя готовые формы. Сам процесс скручивания бумаги является увлекательным действием, насыщающим жизнь детей в детском саду игровыми приемами.
5. Формирование у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.
6. Квиллинг помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.
7. С помощью квиллинга можно создавать элементы декорирования группы, оформление зала к утренникам, высокохудожественные композиции, украшения элементами народного костюма.
Методическое обеспечение для педагога:
1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И. : Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
3. Синицина, Е. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.
4. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И. : Айрис – Пресс, 2009. – 32
5. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И. : Мир книги, 2008. – 96 с.
6. Уолтер Х. Цветы из бумажных лент. Москва: Издательство «Ниола – Пресс», 2008.
7.http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
Методическое обеспечение для детей:
Детская художественная литература по теме занятия
Стихи
Загадки
Пословицы и поговорки
Образцы поделок
Инструкции по технике безопасности при работе с ножницами, зубочисткой и клеем.
[1] НОД – Непосредственная образовательная деятельность