Светлана Чучунова
Рабочая программа дополнительного образования детей 4–6 лет «Волшебная клеточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа дополнительного образования детей 4-6 лет
«Волшебная клеточка»
Оглавление
1. Пояснительная записка…. 3
2. Содержание программы….4
3. Учебный план….10
4. Календарно-тематическое планирование…11
5. Прогнозируемые результаты….12
6. Материально-методическое обеспечение программы…12
7. Список литературы….13
1. Пояснительная записка
Актуальность.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования детей 4–6 лет „Волшебная клеточка“» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Большое значение для руки имеет развитие графической моторики. Графомоторика - это один из конечных продуктов сенсорной интеграции. Это способность синхронной динамичной работы мускулов кисти, предплечья и плеча ведущей руки для сохранения равномерного нажима карандаша или другого инструмента (ручки, кисточки, мелка) в течение длительного отрезка времени. С другой стороны, это статичная работа мускулов большого, указательного и среднего пальцев для удержания инструмента (карандаша, ручки и т. п.) в постоянном и стабильном положении. Кроме того, в этой работе участвует и левая рука для правши (правая для левши, которая не должна дублировать работу ведущей руки, а выполнять свою параллельную функцию. Всей этой работой «заведуют» моторные отделы головного мозга, и, пока эти процессы не доведены до автоматизма, они потребляют большое количество нервной энергии.
Как показывает опыт работы, развитие графических навыков подготавливает руку ребёнка к письму, учит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, что служит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:
1) низкий темп письма;
2) быстрая утомляемость при письме;
3) неровная, «дрожащая» линия;
4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
5) слишком сильный нажим;
6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;
7) несоблюдение размера графических элементов;
8) несоблюдение наклона письма;
9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
10) нежелание выполнять письменные упражнения.
В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Дети должны научиться произвольно, управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.
Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе.
Представленная программа дополнительного образования по развитию графо-моторных навыков «Волшебная клеточка» (далее Программа) рассчитана на 2 учебных года для детей 4-6 лет.
В Программе представлено 64 занятий. Работа по Программе начинается с октября месяца, проводится 1 раз в неделю. Время рассчитано в соответствии с возрастными особенностями и в СанПИН, что составляет 20 минут.
Цель: развитие начальных графо-моторных навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.
Задачи:
1. Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
2. Развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления.
3. Развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику; право- и левостороннюю ориентацию, внимание.
4. Формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий.
Условия реализации программы
Дополнительная образовательная программа «Волшебная клеточка» предназначена для детей дошкольного возраста с 4 до 6 лет, рассчитана на 2 учебных года обучения (с октября по май).
Количественный состав – человек.
Количество занятий: один раз в неделю.
Продолжительность занятия 20 мин.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Методы и приемы, используемые в образовательной деятельности :
• наглядные;
• словесные;
• игровые.
Форма организации деятельности - групповая, индивидуальная.
2. Содержание
Тематическое планирование занятий
Первый год обучения.
Месяц Содержание
Материал
Октябрь.
Блок «Точка».
1 неделя.
Задание № 1,2,3.
2неделя.
Задание № 4,5,6,7.
3 неделя.
Задание № 8,9,10,11
4 неделя.
Задание №12,13,14.
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец
Ноябрь
Блок «Палочка». 1 неделя
Задание № 15, 16, 17, 18.
2 неделя.
Задание № 19, 20, 21.
3 неделя.
Задание № 22, 23, 24, 25.
4 Неделя.
Задание № 26, 27, 28.
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец
Декабрь.
Блок «Геометрическая фигура».
1 неделя
Задание № 29, 30, 31.
2 неделя.
Задание № 32, 33, 34.
3 неделя.
Задание № 35,36,37
4 неделя.
Задание № 38, 39, 40.
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.
Январь.
2 неделя.
Задание № 41, 42, 43, 44.
3 неделя.
Задание № 45, 46, 47, 48.
4 неделя.
Задание № 49, 50, 51, 52.
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.
Февраль.
1 неделя.
Задание № 53, 54, 55, 56
2 неделя.
Задание № 57, 58, 59, 60
3 неделя.
Задание № 61, 62, 63, 64
4 неделя.
Задание № 65 66, 67, 68
Рабочая тетрадь,
простой карандаш, образец.
Март.
Блок «Геометрические узоры»
1 неделя.
Задание № 69, 70, 71, 72
2 неделя.
Задание № 73, 74, 75, 76
3 неделя.
Задание № 77, 78, 79, 80
4 неделя.
Задание № 81, 82, 83, 84
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.
Апрель.
1 неделя.
Задание № 85, 86, 87, 88
2 неделя.
Задание № 89, 90, 91, 92
3 неделя.
Задание № 93, 94, 95, 96
4 неделя.
Задание № 97, 98, 99, 100
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.
Май.
1 Неделя.
Задание № 101, 102, 103
2Неделя
Задание № 104, 105, 106
3 Неделя.
Задание № 107, 108, 109
4 Неделя.
Задание № 110, 111
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.
Второй год обучения.
Месяц Содержание
Материал
Октябрь.
Блок «Дуга».
1 неделя.
Задание № 112, 113, 114
2неделя.
Задание № 115, 116, 117
3 неделя.
Задание № 118, 119, 120
4 неделя.
Задание №121, 122, 123
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец
Ноябрь
1 неделя
Задание № 124, 125, 126, 127
2 неделя.
Задание № 128, 129, 130, 131
3 неделя.
Задание № 132, 133, 134, 135
4 неделя.
Задание № 136, 137, 138, 139
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец
Декабрь.
Блок «Предметная фигура».
1 неделя.
Задание № 140, 141, 142, 143
2 неделя.
Задание № 144, 145, 146, 147
3 неделя.
Задание № 148, 149, 150, 151
4 неделя
Задание № 152, 153, 154, 155
Рабочая тетрадь, простой карандаш, образец.
Январь.
Блок «Графические диктанты»
2 Неделя. Линейный геометрический узор
3 Неделя. Линейный геометрический узор
4 Неделя. Линейный геометрический узор Рабочая тетрадь, простой карандаш
Февраль.
1 Неделя. Ракета
2 Неделя. Лошадка
3 Неделя. Собака
4 Неделя. Бабочка Рабочая тетрадь,
Простой карандаш
Март.
1 Неделя. Кенгуру
2 Неделя. Машина
3 Неделя. Лебедь
4 Неделя. Кораблик Рабочая тетрадь, простой карандаш
Апрель.
1 Неделя. Олень
2 Неделя. Крокодил
3 Неделя. Кит
4 Неделя. Белый медведь Рабочая тетрадь, простой карандаш
Май.
1 Неделя. Слон
2 Неделя. Собака
3 Неделя. Репка
4 Неделя. Вертолёт Рабочая тетрадь, простой карандаш
3. Учебный план.
Название программы дополнительного образования Ф. И. О.
руководителя Возраст
детей Кол. -во занятий/объем часов Кол. -во человек
В неделю В месяц Всего за период обучения
Художественная направленность
«Волшебная кисточка»
Беляева Т. И.
Чокурова Л. В. От 4 до 6 лет 1/20 мин. 4/80 мин. (1 час 20 минут) 34/ 680мин. (11 часов 20 минут) чел.
1. Календарно-тематическое планирование.
№
занятия
(месяц) Тема Кол-во
минут Всего
Практические занятия Теоретические занятия
1. Сентябрь вводное 20 1
2. Сентябрь вводное 20 1
5. Октябрь «Точка» 20 1
6. Октябрь «Точка» 20 1
7. Октябрь «Точка» 20 1
8. Октябрь «Точка» 20 1
9. Ноябрь «Палочка» 20 1
10. Ноябрь «Палочка» 20 1
11. Ноябрь «Палочка» 20 1
12. Ноябрь «Палочка» 20 1
13. Декабрь «Геометрическая фигура» 20 1
14. Декабрь «Геометрическая фигура» 20 1
15. Декабрь «Геометрическая фигура» 20 1
16. Декабрь «Геометрическая фигура» 20 1
17. Январь «Геометрическая фигура» 20 1
18. Январь «Геометрическая фигура» 20 1
19. Январь «Геометрическая фигура» 20 1
20. Февраль «Геометрическая фигура» 20 1
21. Февраль «Геометрическая фигура» 20 1
22. Февраль «Геометрическая фигура» 20 1
23. Март «Геометрические узоры» 20 1
24. Март «Геометрические узоры» 20 1
25. Март «Геометрические узоры» 20 1
26. Март «Геометрические узоры» 20 1
27. Апрель «Геометрические узоры» 20 1
28. Апрель «Геометрические узоры» 20 1
29. Апрель «Геометрические узоры» 20 1
30. Апрель «Геометрические узоры» 20 1
31. Май «Геометрические узоры» 20 1
32. Май «Геометрические узоры» 20 1
33. Май «Геометрические узоры» 20 1
34. Май «Геометрические узоры» 20 1
Итого часов: 11 часов 20 минут 34
Второй год обучения
№
занятия
(месяц) Тема Кол-во
минут Всего
Практические занятия Теоретические занятия
1. Сентябрь вводное 20 1
2. Сентябрь вводное 20 1
5. Октябрь «Дуга» 20 1
6. Октябрь «Дуга» 20 1
7. Октябрь «Дуга» 20 1
8. Октябрь «Дуга» 20 1
9. Ноябрь «Дуга» 20 1
10. Ноябрь «Дуга» 20 1
11. Ноябрь «Дуга» 20 1
12. Ноябрь «Дуга» 20 1
13. Декабрь «Предметная фигура» 20 1
14. Декабрь «Предметная фигура». 20 1
15. Декабрь «Предметная фигура». 20 1
16. Декабрь «Предметная фигура». 20 1
17. Январь «Графические диктанты» 20 1
18. Январь «Графические диктанты» 20 1
19. Январь «Графические диктанты» 20 1
20. Февраль «Графические диктанты» 20 1
21. Февраль «Графические диктанты» 20 1
22. Февраль «Графические диктанты» 20 1
23. Март «Графические диктанты» 20 1
24. Март «Графические диктанты» 20 1
25. Март «Графические диктанты» 20 1
26. Март «Графические диктанты» 20 1
27. Апрель «Графические диктанты» 20 1
28. Апрель «Графические диктанты» 20 1
29. Апрель «Графические диктанты» 20 1
30. Апрель «Графические диктанты» 20 1
31. Май «Графические диктанты» 20 1
32. Май «Графические диктанты» 20 1
33. Май «Графические диктанты» 20 1
34. Май «Графические диктанты» 20 1
Итого часов: 11 часов 20 минут 34
5. Прогнозируемые результаты
Для определения уровня графо - моторного развития детей используются критерии оценки формирования мелкой моторики руки С. Е. Большаковой; экспресс-диагностика в детском саду Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко
Уровень освоения
1. Характер линий:
- ровный, прямой, нажим ровный – 1,
- линия неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.
2. Размер элементов:
- соответствует эталону – 1,
- не соответствует эталону – 0.
3. Форма элементов:
- соответствует эталону – 1,
- не соответствует эталону – 0.
4. Наклон:
- соответствует эталону – 1,
- не соответствует эталону – 0.
5. Отклонение от строчки:
- незначительное: – 1,
- значительное – 0.
6. Последовательность элементов:
- правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1,
- неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.
Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.
Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
6. Материально-техническое обеспечение
- тетради в клетку;
- простые ластики;
- графические диктанты;
- Т. С. Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр.
7. Список литературы
1. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». С. Е. Большакова, М. : ТЦ Сфера, 2008
2. «Развиваем руки – чтобы учится писать и красиво рисовать». С. Е. Гаврина. – Ярославль: Академия развития, 1997
3. «Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста», Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, М. : Педагогика, 1988
4. Т. С. Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр