Наталья Труфанова
Рабочая программа для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
I.Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе МБДОУ № 30. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости
Публикация «Рабочая программа для старшей группы» размещена в разделах
1.2. Цели и задачи реализации программы.
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организаци игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД, самостоятельной деятельности (СД, режимных моментах, работе с родителями.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос-питанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Программа направлена на всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2) Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
4) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
При организации воспитательно– образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональный компонент, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Одной теме уделяется не менее одной недели.
Рабочая программа составлена с учётом комплексно – тематического планирования.
1. 4 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2. Содержание психолого-педагогической работы
СЕТКА-РАСПИСАНИЕ
КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ВИДОВ
ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Старшая группа, 2016 / 2017 учебный год
Познавательное развитие -формирование элементарных математических представлений.
Физкультурное развитие. Физкультура в помещении.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование. Речевое развитие.
Развитие речи.
Художественно-эстетическое развитие. Музыка.
Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Физкультурное развитие. Физкультура на прогулке.
Художественно-эстетическое развитие.
Аппликация / / лепка
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
• время приёма пищи;
• укладывание на дневной сон;
• общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Холодный период года
Режимные моменты Старшая
5-6лет
Приём, осмотр, игры, дежурство 7.00-8.20
Утренняя гимнастика 8.20-8.25
Подготовка к завтраку, завтрак, игры 8.25-8.45
Подготовка к НОД 8.45-9.00
НОД 9.00-10.50
Игры,подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) 11.00-12.40
Возвращение с прогулки, игры 12.45-12.45
Подготовка к обеду, обед 12.45-13.00
Подготовка ко сну, дневной сон 13.00-15.00
Постепенный подъём, воздушно-водные процедуры 15.00-15.15
Занятия, кружки, развлечения Подготовка к полднику, полдник 15.15-15.50
Подготовка к полднику, полдник 15.50-16.10
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой 16.10-19.00
Тёплый период года
Режимные моменты Старшая
5-6лет
Утренний приём, игры 7.00-8.20
Утренняя гимнастика 8.20-8.25
Подготовка к завтраку, завтрак 8.25-8.45
Игры, подготовка к прогулке и выход на прогулку 9.00-10.50
Игры, наблюдения, воздушные, солнечные ванны, труд 10.50-11.50
Возвращение с прогулки, водные процедуры 11.50-12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30-13.00
Подготовка ко сну, дневной сон 13.00-15.30
Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика 15.30-15.45
Подготовка к полднику, полдник 15.50-16.10
Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку 16.15-16.30
Игры, досуг, наблюдения на участке, уход детей домой 16.30-19.00
3.3. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ: Совершенствовать самостоятельную музыкально-литературную деятельность. Формировать потребность творчески проводить свободное время. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры. Продолжать приобщать детей к культуре празднования русского народа. Содействовать развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, созданию эмоционально-положительного климата в группе, развивать интерес к средствам музыкальной выразительности, к художественному творчеству.
План работы на 2016-2017 гг.
мероприятие Время проведения Общие праздники Групповые
День знаний 1 сентября Развлечение «Остров Знаний» викторина - игра
День города 10 сентября Ярмарка Конкурс армянских блюд
Выставка рисунков «Мой любимый город»
День дошкольного раб-ка 27 сентября Выпуск стенгазеты День добрых слов. Конкурс поздравительных открыток. День открытых дверей
Выставка рисунков «Моя любимая воспитательница», «Мой любимый садик»
День республики Адыгеи 5 октября Выставка рисунков. Театрализованное
представление по
сказкам адыгских авторов. Конкурс чтецов «Моя Адыгея»
День пожилого человека
(неделя добрых дел) октябрь Выпуск поздравительных стенгазет Конкурс «Все для милой бабушки», «Подарок дедушке».
Осень 29 октября Осенняя ярмарка Осенний утренник.
День матери 31 октября Конкурс рисунков, выставка «Мамино хобби» Фотовыставка Мамины помощники»
Новый год декабрь Выставка Ёлочных игрушек, конкурс «Лучшее украшение группы» Утренник, конкурс семейных ледяных скульптур, конкурс «Письмо Деду Морозу»
День защитника Отечества 23 февраля Спортивное развлечение. Фотоколлаж «Мой папа в Армию ходил», конкурс поделок «Военная техника»
Широкая Масленица февраль Развлечение Конкурс рисунков «Зима не даром злится», закличек, изготовление чучела. Чаепитие.
Международный женский день –
8 марта. март Утренник, конкурс открыток. Семейные посиделки, конкурс поделок для мам и бабушек.
Неделя детской книги апрель Конкурс «Книжка-малышка» Экскурсия в библиотеку, конкурс чтецов, закладок.
День адыгейского флага апрель Выставка рисунков «Адыгея, край любимый» Экскурсия в Национальный музей, конкурс поделок.
Светлая пасха апрель Весенняя ярмарка, развлечение. Конкурс пасхальных украшений, игры с яйцами.
День труда май Неделя добрых дел. Конкурс «Огород на окне», «Лучший участок», «Лучшая клумба»
День Победы 9 мая «Бессмертный полк», концерт, стенгазета. Просмотр видиофильмов, сбор семейного материала о героях войны.
День семьи 15 мая Развлечение «Мама, папа, я – спортивная семьи» Выпуск стенгазеты «Семейные традиции», «Семейные рецепты»