Елена Боровская
Рабочая программа для старшей группы. «Музейное дело. История одной картины»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Творческой группы по работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме
История одной картины»
Пояснительная записка
Актуальность.
Концепция духовно-нравственного развития личности определяет важнейшую цель воспитания и образования как одну из приоритетных задач общества и государства. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России является приоритетной задачей для реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Публикация «Рабочая программа для старшей группы, „Музейное дело, История одной картины“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольных учреждениях детям дают недостаточный объем знаний о истории живописи, профессии художника, значимости его деятельности для общества.
Актуальность данного проекта состоит в необходимости приобщения сегодняшнего поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись.
Идея программы
Использовании музейной среды как части важного образовательного процесса.
Программа расширяет возможности приобщения детей к музейно-краеведческой, поисковой, исследовательской, проектной, социально-активной деятельности.
Формирование устойчивого интереса к истории страны, края, воспитание гражданственности, патриотизма, привитие бережного отношения к культурному и историческому наследию – важный воспитательный аспект программы.
Цель программы :
Создание условий постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, формирования у детей уважительного отношения к прошлому России, родного края, развитие творческого мышления на основе осуществления музейной деятельности, использования возможностей музейной среды, музейной педагогики.
Задачи программы :
Формировать ценностное отношения к культурному наследию предков;
Развивать навыки поисковой, исследовательской, проектной, экскурсоводческой, деятельности
Дать детям знания о профессии художника.
Познакомить с инструментами художников, особенностями материалов и техник живописи (краски, кисти разных размеров, палитра, бумага, холст, карандаши, наброски и эскизы)
Знакомить с картинами русских живописцев.
Формировать эстетическое восприятие, эстетическое отношение к произведениям искусства.
Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости поэтического слова.
Развивать формы монологической и диалогической речи,
Учить сравнивать и выражать свои эмоции от увиденного.
Принципы функционирования программы
Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе совместной деятельности производят совместный продукт: новые экспозиции, материалы экскурсий,
Принцип творческо-практической деятельности.
Принцип учета личных интересов и склонностей ребенка.
Форма проведения итогового мероприятия программы.
Выставка творческих работ детей «Мир вокруг нас»
Предполагаемые результаты.
У детей сформированы потребности в видении прекрасного. Дети имеют представления о великих мастерах русской живописной школы. Используют полученные знания в самостоятельном творчестве.
Этапы программы
1. Организационно-подготовительный этап
Обоснование актуальности темы, определение цели и задач программы.
Составление тематического планировании
Подбор материала и изучение методической литературы по планируемой теме.
Подготовка мини музея, подбор картин и репродукций для постоянной выставки.
Беседа с детьми. «Кто такие художники?»
2 Основной этап
Работа по составленному плану (ежемесячное обновление экспозиции, представляющей портрет, биографию и знаменитые картины художников.
Сентябрь 2023г Исаак Ильич Левитан «Золотая Осень» Биография, сказка, выставка картин
( Рекомендуемое музыкальное произведение: П. И. Чайковский «Сентябрь. Охота») Боровская Е. Б.
Дидактическая игра «Собери букет» Шкуренко С. В.
Октябрь 2023г Виктор Михайлович Васнецов. «Иван-царевич и серый волк». Биография, сказка, выставка картин
( Рекомендуемое музыкальное произведение:
М. П. Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки») Боровская Е. Б.
Беседа и творческое рисование по сказке «Иван- царевич и серый волк» Шкуренко С. В.
Ноябрь
2023. Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу». Биография, сказка, выставка картин
( Рекомендуемое музыкальное произведение: Э. Григ «Утро» («Пер Гюнт») Шкуренко С. В.
Собирание картины –пазла по картине «Утро в сосновом бору» Боровская Е. Б.
Шкуренко С. В.
Сюжетно-ролевая игра «Мы художники» Боровская Е. Б.
Декабрь
2023 Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками» Биография, сказка, выставка картин
( Рекомендуемое музыкальное произведение: Ф. Шопен Вальс № 7
Фотоколлаж «Портрет с фруктами» Шкуренко С. В.
Январь 2024г Илья Ефимович Репин
«Бурлаки на Волге» Биография, сказка, выставка картин
(Рекомендуемое музыкальное произведение В. И. Богданов «Дубинушка» в исполнении Ф. Шаляпина) Боровская Е. Б.
Музыкальная гостиная «Ожившие картины» Картины на фланелеграфе, портрет, пейзаж и натюрморт.
Презентация «Путешествие по Третьяковской галерее»
Рублева О. В
Шкуренко С. В.
Боровская Е. Б
Февраль
2024г Архип Иванович Куинджи
«Лунная ночь на Днепре» Биография, сказка, выставка картин
( Рекомендуемое музыкальное произведение: П. И. Чайковский
Симфония № 4 финал - вариации на тему «Во поле берёза стояла») Шкуренко С. В.
Творческая мастерская. Лепка и роспись крынки. Материал соленое тесто. Роспись по мотивам опошнинской росписи Боровская Е. Б.
Шкуренко С. В.
Март
2024г
Алексей Кондратьевич Саврасов
«Грачи прилетели» Биография, сказка, выставка картин
( Рекомендуемое музыкальное произведение: С. Рахманинов «Элегия»
Рекомендуемое музыкальное произведение: П. И. Чайковский «Март») Боровская Е. Б.
Весенний вернисаж рисунков, пейзажи. Боровская Е. Б.
Воспитатели старших и подготовительных групп.
Апрель
2024г Орест Адамович Кипренский
«Портрет А. С. Пушкина» Биография, сказка, выставка картин Шкуренко С. В.
Поэтический вечер «У бабушки Арины», чтение отрывков из произведений А. С. Пушкина Боровская Е. Б.
Шкуренко С. В
Май
2024г Илларион Михайлович Прянишников
«Дети на рыбалке» Биография, сказка, выставка картин
( Рекомендуемое музыкальное произведение: Русская народная песня «Над полями, да над чистыми») Боровская Е. Б.
«Малахитовая шкатулка. Дидактические игры для развития творческих способностей детей. Шкуренко С. В.
Июнь 2024г Иван Константинович Айвазовский
«Девятый вал» Биография, сказка, выставка картин Шкуренко С. В.
Вернисаж детских рисунков «Морские просторы» Боровская Е. Б.
Воспитатели старших и подготовительных групп.
Июль
2024г Карл Петрович Брюллов
«Последний день Помпеи» Биография, сказка, выставка картин Боровская Е. Б.
Встреча с художником. Первые уроки мастерства Боровская Е. Б.
Август
2024г Выставка творческих работ
«Мир вокруг нас» Шкуренко С. В.
Боровская Е. Б
Воспитатели старших и подготовительных групп.
3 Заключительный этап
Выставка творческих работ детей – «Мир вокруг нас».
Продукт программы
Обогатился творческий опыт детей, появился интерес к творчеству живописцев, к изучению наследия великих художников России.
Ресурсы, обеспечение
Репродукции картин, портреты художников, рамки для картин
Подборка энциклопедий и книг о русских художниках
Предварительная работа
Рассматривание репродукций картин художников –
Беседы по картинам;
Целенаправленные ежедневные наблюдения за окружающим, природой на прогулке;
Дидактические игры: «Собери картину», «Собери элемент натюрморта», «Найди портрет», «Угадай вид пейзажа»;
Разучивание стихотворений о различных временах года;
Рисование в различных нетрадиционных техниках
Выставки творческих работ детей по теме проекта.
Список используемой литературы
1 Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991.
2. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. С. П. б,1997.
3Дошкольникам об искусстве: Учебно- наглядное пособие для детей младшего, среднего возраста. Автор- составитель Т. Н. Доронова, М. ,1999.
4. Знакомим с книжной графикой. Автор- составитель Н. А. Курочкина, С. П. б,2001.
5. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», С. Г. Маслова, Н. Д. Соколова, С. П. б., СпецЛит, 2000.
6. Русские художники детской книги. Автор - составитель Э. З. Ганкина, М., 1963.
7. Художник в современной детской книги. Автор- составитель Э. З. Ганкина, М., 1977.
8. Флерина Е. А. Основные принципы художественного воспитания // Дошкольное воспитание, 2009 №7
9. Художники детской книги. Автор- составитель В. Глоцер, М. ,1987.