Татьяна Гаврилова
Рабочая программа для детей с ОВЗ «Русский язык. 6 класс»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона РФ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г. ;
Публикация «Рабочая программа для детей с ОВЗ „Русский язык, 6 класс“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Русский язык, 6 класс
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
3. Федерального закона РФ №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 18.12.2020г.
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ "Новопетровская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ" Истринского городского округа МО.
5. Учебного плана МБОУ Новопетровская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ" Истринского городского округа МО.
Данная адаптированная рабочая программа адресована учащимся 6 класса на 2021-2022 уч. год.
Целью изучения предмета Русский язык является
- развитие речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся для дальнейшей их интеграции в общество.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам
2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского языка.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Воспитательные:
1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Программа по русскому языку соответствует структурно выделенному разделу «грамматика, правописание, развитие речи». Данный раздел включает учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями — в зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й — предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Коммуникативный подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью.
Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется, сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными).
Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построение монологического высказывания. Программой предусмотрены упражнения в связной письменной речи, которые должны проводиться систематически и быть тесно связанными с содержанием грамматико-орфографического материала урока. «Связная речь с элементами творчества» представлена в отдельном разделе и предполагает работу над стилистикой текста.
Особое место в программе отведено «Деловому письму». Это область применения письменных речевых навыков детей с нарушением интеллекта, способствующих укреплению межличностных связей в различных жизненных ситуациях. В ходе работы на уроках делового письма учащиеся знакомятся с различными видами деловых бумаг, их назначением, применением, структурным содержанием, овладевают тематическим словарём, выполняют разнообразные практические упражнения.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол, включены в содержание 5-го и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Формы организации образовательного процесса:
• Урок
• Практические работы
• Тестирование
Технологии обучения:
• Здоровьесберегающие технологии
• Личностно-ориентированное обучение
• ИКТ-технологии
• Игровые технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Познавательная деятельность:
- использование осознанно употребления частей речи в предложении; применение правил правописания;
- формирование при работе над ошибками осознания причины появления ошибки;;
- формирование умений различать факты, причины, следствия;
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
Виды и формы контроля:
устный и письменный опрос домашнего задания
контрольное списывание
работа с деформированным текстом
изложение
сочинение
диктант
Планируемый уровень подготовки:
В результате изучения русского языка обучающийся должен различать и называть:
- основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности, различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков,
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слов и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 60 -70 слов, включающие изученные орфограммы;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);
- понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
- озаглавливать текст;
- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка : звуки, названия предметов, действий, признаков);
- производить звуко-буквенный разбор слов.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На изучение предмета «Русский язык» (предметная область «Язык и речевая практика») в 6 классе отводится 3,5 часов в неделю, 119 часов в год (34 учебные недели).
Учебник - В. Э. Якубовская, Н. Б. Галунчикова. Русский язык 6 класс. – Москва «Просвещение», 2020 г.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Планируемые результаты освоения предмета обеспечивают связь между требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, образовательным процессом и системой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Планируемые личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень
Различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных;
оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости- мягкости; деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень
Различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь, выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
С 6 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В процессе упражнений у школьников формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 6 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. Школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование
разделов и тем учебного предмета Количество
часов, отведенных на изучение разделов и тем учебного
предмета Содержание тем учебного
предмета Практическая часть с
указанием формы
Повторение:
«Предложение. Звуки и буквы.
Текст» 17 ч. Практические упражнения в
составление и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Коллективное составление текста по серии картинок. Строить простое
распространенное
предложение;
Связно высказываться: устно, письменно (с помощью учителя); Пользоваться орфографическим словарем.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е,ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит. Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме.
Обозначать мягкость согласных буквой ь.
Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова.
Состав слова.
Текст 26 ч. Состав слова. Корень и
однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставки и предлог.
Разделительный ъ. Записка. Разбирать слово по
составу;
Подбирать группы родственных слов (несложные случаи).
Уметь выделять на письме окончание, приставку, суффикс.
Отличать приставку от предлога.
Знать правило правописания разделительного ъ. Оформлять деловые
бумаги.
Части речи.
Текст 59 ч. Понятие об имени
существительном и
прилагательном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Выделять имя
существительное как часть речи.
Умение определять
падеж сущ-го, прилагательного.
S
Изменение имен
существительных, прилагательных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, прилагательных. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных, прилагательных по падежам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). Коллективное составление рассказа. Адрес на конверте. Поздравительная открытка.
Письмо. Умение различать
падежи по вопросам. Изменять сущ. по
числам.
Умение различать род (мужской и женский род, средний род). Умение определять склонение сущ-го.
Составление рассказа по коллективно составленному плану, по вопросам учителя.
Правила написания деловых бумаг.
Предложение 8 ч. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Письмо другу.
Уметь находить в тексте
главные и
второстепенные члены предложения.
Знать однородные члены предложения.
Уметь расставлять знаки препинания при
Однородных членах предложения.
Уметь составлять связный рассказ по картине с помощью учителя.
Повторение 9 ч. Дифференциация орфограмм.
Практикум по определению орфограмм. Корень. Родственные слова. Безударная гласная в слове. Части речи. Повторение.
Дифференциация частей речи. Решение орфографических задал. Уметь разбирать слова
по составу,
образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Подбирать группы родственных слов. Название частей речи, их значение, использование в речи; Находить однородные
члены предложения.