дана бем
Рабочая программа «Рисование песком» в подготовительной группе. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка…. 3
1.1Актуальность темы, направленность программы, новизна, педагогическая целесообразность…4
1.2. Цель и задачи образовательной программы …5
1.3. Принципы и подходы к формированию программы…. ….6
1.4. Условия реализации программы…8
1.5. Ожидаемые результаты освоения программы….8
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Содержание образовательной и продуктивной деятельности…. ….10
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Тематическое планирование образовательной деятельности…. …. 12
Публикация «Рабочая программа „Рисование песком“ в подготовительной группе, Часть 1» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
4. Список литературы…. 15
5. Приложения….16
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребёнка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и врослыми, формирования базового доверия ребёнка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания дошкольного образования.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста путём освоения техники рисования песком на световом столе.
Содержание программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет цели и задачи, принципы и подходы к формированю Программы, планируемые результаты её освоения.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности.
Организационный раздел описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения цели Программы.
1.1. Актуальность темы, направленность программы, новизна, педагогическая целесообразность.
Всё большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования требуют «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь в воде, рождается образ пустыни. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Дошкольное детство – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Научно доказано, что ребёнок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму, но и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребёнку возможность творить самому. Особый интерес у детей и взрослых вызывает техника рисования песком.
Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной деятельностью.
По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, даёт свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
1.2. Цель и задачи образовательной программы
Цель – создание условий для вовлечения дошкольников в мир песочной фантазии, овладение техникой рисования песком на световой поверхности, овладение навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.
Задачи:
- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
- гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей;
- обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;
- упражнение пальцев и кистей рук;
- развитие художественно-эстетического вкуса.
Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности. Во-первых, это направленность образовательной деятельности на развитие ребёнка, а не на сообщение ему суммы знаний. Во-вторых, создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. И, в-третьих, образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Процесс обучения поделён на четыре этапа.
На подготовительном этапе (в летний период) проводится наблюдение за самостоятельной продуктивной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с целью выявления у них склонности к изобразительному искусству.
Диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, восприятия, мелкой моторики пальцев рук в начале учебного года обеспечивается на втором этапе (приложение 1).
Третий этап представляет собой обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу.
Заключительный этап – подведение итогов работы по данной программе, итоговая диагностика по определённым критериям (приложение 2).
1 .3. Принципы и подходы к формированию программы
В соответствии со Стандартом программа построена на следующих принципах:
1. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детсткого развития.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических и иных работников Организации и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребёнка, доброжелательность, внимание к ребёнку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлимой составной частью социальной ситуации развития ребёнка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, всое мнение, занимать позицию и отстаивать её.
4. Сотрудничество с семьёй. Сотрудничество, кооперация с семьёй, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учёт в образовательной работе являются важнейшим принципом программы.
5. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребёнка с характерными для данного ребёнка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребёнок становится в выборе содержания своего образования, разных форм активности.
6. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
7. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребёнку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий с учётом его интересов, мотивов и способностей.
1. 4. Условия реализации программы
Условия обучения:
1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:
- световые столы.
2. Материалы и инструменты:
- просеянный песок;
- цветные камни;
- кисточки.
Условия организации занятий рисования песком с дошкольниками :
1. Создание доброжелательной и творческой атмосферы для самовыражения и творческой свободы мысли.
2. Моделирование занятий исходит из индивидуального интереса ребёнка.
3. Образоватеьный процесс выстраивается с использованием игровых технологий.
4. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
5. Не помещать стол в углу комнаты. К столу должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон.
6. Высота стола должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
7. Не использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стеклянное дно стола.
8. Периодически стол нужно пополнять песком (кварцевый мелкозернистый).
1.5. Ожидаемые результаты освоения программы
1. Созданы условия для вовлечения дошкольников в мир песочной фантазии, овладения ими техникой рисования песком на световой поверхности, овладение дошкольниками навыками саморегуляции и стрессоустойчивости при работе с песком.
2. Дети проявляют самостоятельность и творческие навыки в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
3. Развитие зрительно-моторной координации у детей ;
4. Дети умеют создавать статичные песочные картины с учетом ритма, симметрии;
5. Упражнение пальцев и кистей рук;
6. Развитие художественно-эстетического вкуса.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Содержание образовательной и продуктивной деятельности.
Образовательная деятельность по обучению рисованию песком на стеклянной световой поверхности с детьми предусматривает три цикла:
1-й- начальный – знакомство с песком;
2-й – сюжетное рисование, развитие воображения;
3-й – самостоятельное составление динамических композиций на песке.
Каждое занятие с детьми состоит их подготовительноц, вводной, основной и заключительной частей.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога (педагога-психолога) с детьми, проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
Вводная часть предусматривает использование музыкальных произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведении развивающих игр на создание образов, развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.
Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. В процессе продуктивной торческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; «раскрашивание рисунков».
В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определённое количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребёнком, остальные детали прорисовываются дополнительно.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Тематическое планирование образовательной деятельности.
Месяц Наименование темы Задачи. Содержание занятия
Цикл «Великолепные линии, интересные фигуры»
Сентябрь «Волшебство линий. Роспись песком»
«Узоры на стекле»
Геометрические фигуры Создать условия для знакомства детей с песком, показ песочной анимации. Показать технику закидывания, познакомить с основными приёмами рисования песком (точки, круги, линии). Икт-презентация
Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
Работа за световыми столами.
Цикл «Сюжетное рисование»
Октябрь «Музыка леса»
«Сказочные птицы»
«Осенний вальс» Показать технику насыпания, наброс песка. Создание песочных образов. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
Работа за световыми столами.
Ноябрь «Фруктовый сад»
«Весёлый зоопарк»
«Радуга над Волгой» Показать способы рисования несколькими пальцами симметрично. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
Работа за световыми столами.
Декабрь «Мой посёлок»
«Зимний лес»
«Новогодняя ёлка»
«Подарки деда Мороза» (по замыслу) Показать способы рисования кулачком (высотные дома, рисование одним пальцем (антенны, несколькими пальцами одновременно (снег идёт, снежинки, способы рисования на песке дополнительными инструментами (тонкой палочкой ёлочные игрушки, показать способ насыпания песка щепоткой, рисования симметрично двумя руками. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
Работа за световыми столами.
Январь «Зимний пейзаж»
«Такие разные снежинки» (по замыслу)
«Морозные узоры на стекле» показать способ насыпания песка щепоткой, рисования симметрично двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
Работа за световыми столами.
Февраль Путешествие в мир эмоций (радость, грусть, страх, злость)
«Поздравление к 23 февраля» Показать технику отпечатка. Использование данной техники в создании образов.
Показать технику вытирания для создания образов. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
Работа за световыми столами.
Рисование цветным песком на картоне.
Цикл «Раскрашивание картин»
Март «Цветы для мамы»
«Весенняя капель»
«Открытка для мамы» (цветной песок) Показать способы изменения образа путём добавления деталей (бутоны цветов – дорисовываем лепестки; превращаем ромашки в астры, астры – в розы, использование дополнительных инструментов. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
Работа за световыми столами.
Рисование цветным песком на картоне.
Апрель «Планета Земля»
«На другой планете»
«Тайны космоса» (по замыслу) Показать способы насыпания з кулачка, продолжать знакомство с приёмами использования дополнительных инструментов (рисуем фон с помощью массажного мячика) Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
Работа за световыми столами.
Май «Необитаемый остров»
«Дождь, ураган»
«Летний пейзаж»
«Чудеса на песке» (по замыслу) Продолжать знакомство с приёмами рисования симметрично двумя руками, используя дополнительные. Техника процарапывания.
Темы деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребёнка. Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например, «Золотая осень» - песок желтого цвета, «»Морские обитатели (морское чудо)» - песок синего цвета. Но «раскрашивать» таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.