ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВА
Рабочая программа физкультурно-спортивной секции «Школа мяча». 1 часть
▼ Скачать
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы физкультурно-спортивной секции «Школа мяча»
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы физкультурно-спортивной секции «Школа мяча»
Публикация «Рабочая программа физкультурно-спортивной секции „Школа мяча“, 1 часть» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
1.3. Цели и задачи программы физкультурно-спортивной секции «Школа мяча»
1.4. Методическое обеспечение программы физкультурно-спортивной секции
1.5. Учебно-тематический план физкультурно-спортивной секции «Школа мяча»
1.6. Ожидаемые результаты и способы их проверки освоения программы физкультурно-спортивной секции «Школа мяча»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребёнком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.).
Двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологической потребностью ребенка в движении. При недостатке двигательной активности влияющей на состояние здоровья и работоспособность растущего организма возникает целый ряд неблагоприятных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Чтобы удовлетворить и обогатить потребность детей в двигательной активности необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию. С этой целью в нашем дошкольном учреждении была организована физкультурно-спортивная секция «Школа мяча», которая предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. Работа такого кружка является одним из новых и эффективных средств повышения двигательной активности детей.
1.1. Направленность программы физкультурно-спортивной секции «Школа мяча»
Программа физкультурно-спортивная секция «Школа мяча» направлена на амплификацию (обогащение) и удовлетворение двигательных возможностей детей, на работу по развитию двигательных качеств, формированию правильных элементов бега, прыжков, подаче мяча, его ловле и т. д., а также на развитие морально-волевых качеств, эмоциональное состояние.
Рабочая программа физкультурно-спортивная секция «Школа мяча» составлена на основе программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет «Играйте на здоро-вье!» Л. Н. Волошиной (М. : Москва «Аркти», раздел «Баскетбол», учебно-методического пособия Н. И. Николаевой «Школа мяча» (издательство «Детство-Пресс», учебно-методического пособия И. А. Аксеновой «Методика обучения и овладения элементами игры в футбол детьми старшего дошкольного возраста» и в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольного учреждения :
1. Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г
2. Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
3. Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
4. СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
5. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации)
В целях создания условий для реализации потребности воспитанников в двигательной активности в ДОУ была разработана программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча», составленная на основе программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет «Играйте на здоровье!» Л. Н. Волошиной (М. : Москва «Аркти», раздел «Баскетбол», учебно-методического пособия Н. И. Николаевой «Школа мяча» (издательство «Детство-Пресс», Хухлаевой Д. В. Методики физического воспитания в дошкольных учреждениях, учебно-методического пособия И. А. Аксеновой «Методика обучения и овладения элементами игры в футбол детьми старшего дошкольного возраста».
Настоящая программа предусматривает проведение дополнительных занятий по физической культуре, которые направлены на повышение общефизической подготовленности с органичным использованием элементов спортивных игр.
Она основана на повышении интереса детей к занятиям за счет введения увлекательных упражнений во всех частях занятий и выполняемых детьми поточно-дифференцированным методом, повышении жизненного тонуса у детей, в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы физкультурно-спортивной секции «Школа мяча»
В системе физического воспитания дошкольников действия с мячом занимают важное место. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку.
Упражнения с мячами разного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживают позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с приставным шагом.
Включается в работу левая рука, что важно для полноценного физического развития ребенка. Развиваются не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивается подвижность в суставах кисти пальцев рук. Структура занятий позволяет обогатить и удовлетворить двигательную потребность детей дошкольного возраста.
1.3. Цели и задачи программы физкультурно-спортивная секция «Школа мяча»
Цели:
1. Обогатить и удовлетворить потребность детей в двигательной активности.
2. Прививать основу техники спортивных игр, через элементы баскетбола, волейбола (пионербола) и футбола;
3. Укреплять физическое и психологическое здоровье дошкольников, развивая деятельность основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной);
Задачи:
1. Укреплять здоровье, развивать основные физические качества и повышение функциональных возможностей организма дошкольников;
2. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры;
3. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику;
4. Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом;
5. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Место проведения: физкультурный зал ДОУ.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.
Материально - техническое обеспечение.
Для полноценных занятий и проведения мероприятий необходимы:
Спортивный зал с хорошим освещением, и необходимым для занятий
инвентарём. На окнах - сетки, лампы защищены, просторный, хорошо
проветриваемый, свободной серединой и спортивными пособиями и
инвентарём, используемыми по прямому назначению.
Помещение для хранения спортивного инвентаря и другого имущества
необходимого для занятий, спортивных досугов.
мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, волейбольные, мини-
баскетбольные, футбольные);
баскетбольные корзины;
волейбольная сетка;
футбольные ворота;
набивные мячи;
мячи-хоппы;
конусы-ориентиры.
Сроки реализации образовательной программы - 1учебный год
Нагрузка физкультурно-спортивной секции «Школа мяча»
с октября по май (8 месяцев) :
Возрастная группа
Дни недели
Итого занятий
Вторник
Четверг
Пятница
в неделю
в
месяц
в
год
1 группа
(средний дошкольный
возраст 4 — 5 лет)
15.45 - 16.15
15.45 - 16.15
—
2
8
64
2 группа
(старший дошкольный возраст 5 — 7 лет)
16.20 - 16.50
—
15.45 - 16.15
2
8
64
Структура занятия физкультурно-спортивной секции «Школа мяча»
1. Вводная часть :
ходьба,
бег
2. Основная часть :
разминка под музыку (аэробные упражнения)
комплексное обучение движениям с мячом
дыхательное упражнение
подвижная игра
3. Заключительная часть :
игра малойподвижности
Методы, приемы обучения детей упражнениям
При реализации программы физкультурно-спортвной секции «Школа мяча» в группе среднего дошкольного возраста в большей мере рекомендуется использовать показ, зрительные, звуковые ориентиры. В последующем с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
При реализации программы физкультурно-спортвной секции «Школа мяча» в группе старшего дошкольного возраста используется словесный прием без сопровождения показом; включается более усложненный вариант упражнений, увеличивается их дозировка и амплитуда; применяется схематичное изображение – алгоритма выполнения упражнений, а так же творческие задания и игровые, и соревновательные.
Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения, в том числе совместно с родителями.
Организация образовательной деятельности:
Проведение бесед об истории и о правилах спортивных игр с мячом, показ презентаций о видах спорта, в которых используется мяч.
Дети должны освоить технику игры в волейбол (пионербол, баскетбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения)
Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину, подача мяча, перебрасывание мяча через сетку.
Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами
Работа с родителями :
Дать компетентные знания родителям:
о содержании программы секции «Школа мяча»;
о возможностях детей при работе с мячом по данной программе;
о целевых ориентирах программы «школа мяча»;
об организации совместной деятельности детей и родителей, для обогащения эмоциональной связи в совместных играх с мячом.
Наглядная информация
Папки - передвижки
Фотовыставки
(фотоотчеты)
Картотека подвижных игр с мячом
«Неизвестное об очень знакомом.»
(содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей и информацию значение мяча для ребёнка)
«В мячи играем в разные»
«Подвижные игры с мячом»
«Очень мячик мой веселый, буду с ним дружить до школы…»
(содержит, картотеку русских народных игр с мячом, упражнения с мячом и т. д.).
«Школа мяча»
«Подвижные игры с мячом разных народов»
«Дома с мамой мы играем»
(содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.).
«Учимся играть в баскетбол»
«Игры с мячом на улице и дома»
«Мяч и спорт, а так же я — неразлучные друзья!»
(содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов, игры для всей семьи и т. д.).
«Мяч через сетку»
«Игровые упражнения с элементами спортивных игр с мячом»