Алена Николаева
Рабочая программ кружка «Волшебные пальчики» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка «Волшебные пальчики» для подготовительной группы.
Составила воспитатель: Николаева А. Л.
Пояснительная записка.
Каждый ребенок уникален, одни «физики», а другие «лирики». Но и в том, и в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование творческого мышления становится важным на дошкольном этапе развития. Считать и писать научится каждый. Но если не развивать фантазию и творческие способности в дошкольном возрасте, в старшем возрасте это будет сделать намного сложнее.
Темочки:
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе аппликации, рисования и ручного труда испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. В процессе конструирования, аппликации и т. д. ребенок учится фантазировать, учится чувствовать цвет и форму; у него развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Кроме того, систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Для себя я решила, что в рамках кружковой работы мной будут использованы нетрадиционные техники аппликации и лепки, а также рисования. Это:
- оттиск печатью; рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными); обрывная аппликация; рельефная лепка; конструирование из природного материала; конструирование из бумаги; торцевание и т. д.
Кроме того, каждое кружковое занятие строится так, чтобы параллельно еще и решалась такая задача, как развитие речи детей.
Цель работы : Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования.
Задачи:
- Развивать творческие способности.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.
- Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
- Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, активность в выборе способов изображения, любовь к родной природе, эстетическое отношение к действительности.
- Приучать к самостоятельности ответов и суждений;
- Обогащение речи существительными, прилагательными и глаголами, характеризующими свойства и качества изображаемых объектов, эмоции, чувства и переживания человека;
При работе с детьми применяются следующие методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Используются различные формы работы :
- беседы;
- наблюдения;
- рассматривание.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Организация занятий кружка :
Кружок «Волшебные пальчики» проводится с детьми 5 – 7го возраста в течение учебного года (с сентября по май) два раза в неделю в вечерний отрезок времени с группой из 10 детей, продолжительностью 30 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.
Планируемые результаты
По каждой из задач художественно-творческого развития детей планируется достижение следующих результатов:
- Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- У детей сформируются технические навыки рисования;
- Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;
- Будет развит интерес и любовь к изобразительным искусствам. Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Работа с родителями
В работе с родителями используются такие формы, как беседа, практикум, родительские собрания, минисеминары, показ воспитательной работы, организация выставок, анкетирование родителей, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. А также участие родителей в выставках, конкурсах и в проектной деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер-класса среди педагогов.
Сентябрь.
1 неделя Рисование: «примакивание» кистью в усложненном виде.
Тема: «Воспоминание о лете» Бумага А4, краски, кисточка. Цель
Напомнить детям технику «примакивание кистью». Усложнение работы путем набирание на кисть двух контрастных красок. Учить детей с помощью примакивания кистью создавать какое-либо изображение.
2 неделя Аппликация
Тема: «Пингвин» Образец, картон белого цвета, трафареты овалов разного размера цветная бумага, клей ПВА, клеенка, кисть, тряпочка Цель. Учить вырезать из заготовок разной формы и составлять из них образ.
3 неделя Рельефная лепка.
Тема: «Я поймал рыбку». Трафареты рыбок, цветной пластилин, дощечки для лепки, стеки. Цель.
Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете рыбки; развивать мелкую моторику.
4 неделя Аппликация из ткани. Тема «Кошечка». лист картона, ткань, трафарет кошки, клей, кисти, салфетки. Цель.
Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным.
Октябрь.
1 неделя Рисование - печать Тема: «Люблю березку русскую».
Альбомный лист, гуашь, листья березы, салфетки.
Продолжать совершенствовать у детей технику «печать», учить видеть красоту русской природы, красиво
2 неделя Рельефная лепка
Тема: «Рыжая плутовка» Пластилин, стеки, картон, лисы.
Цель:
Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ лисицы; закреплять умение добавлять что-то своё в работу.
3 неделя Аппликация Тема: Ежик Образец, картон, клей клеенка, тряпочка. трафареты туловища, цветная бумага
Цель:
Учить детей работать с трафаретами и составлять композицию.
4 неделя Рисование
(Торцевание) Тема: «Звезды и луна» Картон А 4, клей ПВА, цветные салфетки желтых оттенков, стержень авторучки. Цель:
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
Ноябрь.
1 неделя Рисование
(Рисование мыльными пузырями) Тема:
«Мороженое» Бумага А4, гуашь, вода, влажные салфетки, стаканы, коктейльные трубочки.
Цель:
Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки,
2 неделя Объемная аппликация Тема: Цыпленок Картон, цветная бумага, клей.
Цель:
Продолжать учить детей работать с бумагой, создавая объемную аппликацию, передавать в работе характерные черты цыпленка.
3 неделя Лепка Тема:
«Цифры»
Пластилин, числовой ряд с чётким написанием цифр. Цель:
Закрепить представление о начертании цифр от 1 до 5; показать, что цифры можно лепить разными способами; предложить передать образы знакомых цифр пластическими средствами (по замыслу); ориентировать на поиск разных вариантов оформления.
4 неделя Рисование солью
Тема: «Портрет моей мамы».
Ватные палочки, разноцветная соль, альбомный лист.
Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывать чувство гордости за свою маму.
Декабрь.
1 неделя Лепка Тема:
«Медвежонок Умка» Пластилин, салфетки, дощечки для лепки.
Цель.
Вызвать у детей желание лепить медвежонка Умку. Учить передавать в лепке конструктивным способом строение медвежока. Учить добиваться выразительности образа. Учить лепить животного в движениях и разных положениях (стоя, сидя, лёжа). Учить договариваться между собой кто, что будет делать.
2 неделя Аппликация Тема:
«Подвески»
Образец аппликации, нитки картон, цветная бумага, клей ПВА Цель:
Учить детей делать подвесную игрушку для ёлки, соединять детали, пропуская. между ними нить. Совершенствовать мелкую моторику рук
3 неделя Рисование -отпечаток целлофановым пакетом.
Тема: «Зимний пейзаж»
Альбомный лист, гуашь, целлофановый пакет. Цель:
Учить детей пользоваться новой техникой для создания фона используя целлофановый пакет. Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет для законченности изображения и целостности композиции. Развивать воображение и творчество,
4 неделя Аппликация Тема: «Зимняя картина»
Образец аппликации, фон (1/2 альбомного листа) голубая или фиолетовая бумага, клей, ватные диски, простой карандаш,
ножницы, полоски белой и коричневой бумаги. Цель:
Отрабатывать приёмы работы с разным материалом : бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию, размещая дерево и снеговика на листе
Январь.
1 неделя Рисование
(Рисование манкой) Тема:
«Зимние пейзажи» Цветной картон А4, крупа манная, клей ПВА. Цель:
Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
2 неделя Аппликация из яичной скорлупы. Тема: «Черепаха»
Картон, яичная скорлупа, гуашь. Цель:
Учить детей аппликации из яичной скорлупы; учить выразительно передавать образ черепахи в работе; воспитывать эстетическое восприятие природы.
3 неделя Лепка. Рисование пластилином.
Тема: «Зимний лес» Картон, пластилин, доска для лепки, стека, картина зимнего пейзажа. Цель:
Вызвать у детей желание рисовать зимний лес пластилином. Учить, видеть красоту зимнего леса, подбирать нужный цвет пластилина
4 неделя Рисование объёмными красками
Тема: «Семья снеговиков» Альбомный лист, гуашь. Цель:
Учить детей рисовать объемные изображения. Создать радостное, настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.
Февраль.
1 неделя Рисование нитью. Тема: «Цветы в горшочке».
Альбомный лист, нить, гуашь. Цель:
Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.
2 неделя Оригами Тема: «Машина» Бумага Цель:
Закреплять умение складывать машину из геометрических форм и знакомых предметов. Развивать воображение, чувство ритма и цвета.
3 неделя Лепка Тема: «Подарок для папы - танк» Пластилин, доска для лепки, салфетки, стека. Цель:
Учить лепить танк из отдельных частей, правильно передавая их форму и пропорции. Упражнять в приёмах скатывания, раскатывания, сплющивания. Продолжать учить соединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путём примазывания. Развивать самостоятельность.
4 неделя Рисование Тема: «Метель»
Альбомный лист, катушка ниток. Цель:
Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Март.
1 неделя Лепка Тема: «Букет цветов» Пластилин. Цель:
Совершенствовать приемы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. Усложнить приемы последовательности лепки. Цветок, стебель. Упражнять в прочном скреплении частей. Развивать воображение. Формировать желание лепить.
2 неделя Рисование - граттаж
Тема: «Подводное царство».
Альбомный лист, граттаж. Цель.
Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.
3 неделя Аппликация Тема: «Паук на паутине» Альбомный лист, цветная бумага. Цель:
Продолжать учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к насекомым.
4 неделя Рисование
(Монотипия) Тема: «Половодье в лесу» Бумага А4, влажные салфетки, гуашь, кисть. Цель:
Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.
Апрель.
1 неделя Оригами Тема: «Кукла» Бумага А4, фломастеры Цель: Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать
2 неделя Лепка Тема: «Верба» Картон, пластилин. Цель:
Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение почки вербы, наносить стекой насечки для придания выразительности; закрепить приём ощипывания, кругового раскатывания; развивать интерес к природе.
3 неделя Рисование
(Рисование манной крупой и акварельными красками) Тема «Звездное небо» Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, баночки с водой, губка. Цель:
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
4 неделя Аппликация Тема «Улитка» (из гофрированной бумаги) Желтая и зеленая гофрированная бумага, черная бумага (глазки, упаковка из- под таблеток. Цель:
Учить детей создавать образ улитки из гофрированной бумаги, путем скручивания полос.
Май.
1 неделя Рисование Тема «Белые лебеди» Альбомный лист, жесткая кисть. Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц.
2 неделя Аппликация из круп. Тема «Голубь мира» Картон, манка. Напомнить о технике аппликации с различными крупами, развивать знания, полученные ранее.
Продолжать учить детей работать аккуратно, развивать мелкую моторику, мышление,
фантазию.
3 неделя Лепка
(Барельеф) Тема «Цветная радуга» Картон голубого, синего цвета на каждого ребёнка.
Картинки, иллюстрации с радугой. Учить составлять задуманный предмет на плоскости (метод барельеф) из семи разноцветных согнутых в дугу столбиков. Продолжать учить дополнять работу композиционными решениями (солнце, облака, цветы и т. д.).
4 неделя Рисование «Вот и лето пришло» Альбомный лист, любой материал по желанию ребенка Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Список литературы.
1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М. : Скрипторий 2003, 2007
2. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» – М. : Просвещение, 2002
3. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002
4. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки» – Ярославль: Академия развития,2004
5. И. В Новикова «Объёмная аппликация в детском саду»
6. И. В. Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду»
7. Т. М. Бондаренко. Организация НОД в подготовительной группе. Воронеж 2012.
8. Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 14.
9. И. А. Лыкова «Лепим сказку»
10. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
11.«Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А. А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
12. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
13. https://www.ruskid.ru/lepka/
14. https://detskiysad.ru/izo/lepka.html