Лучший педагог года

Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Наталия Гринина
Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска»

Распространение опыта работы ПДО Кодзовой Н. П. на тему:

«Развитие творческих способностей обучающихся

во внеурочной деятельности»

Подготовила

Методист Гринина Н. В.

2024 г.

В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей. Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание Кодзова Н. П. уделяет развитию творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Что же такое творчество?

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

Что это значит развивать творческие способности?

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.

При организации занятий педагог Кодзова Н. П. ставит перед собой цели: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.

Основные задачи:

• усилить педагогическое влияние на жизнь обучающегося в свободное время;

• организация досуговой деятельности;

• выявить интересы, склонности, способности, возможности;

• оказать помощь в поисках «себя»;

• создать условия для индивидуального развития;

• развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

• создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;

• развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

• расширять рамки общения с социумом;

• воспитывать культуру досуговой деятельности.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. В процессе занятий бисероплетением заложен высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности изделий народных мастеров. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки. Занятия в объединении позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.

Наталья Петровна ставит задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития

В своей работе использует общедидактические принципы:

- научность;

- систематичность;

- последовательность;

- доступность;

- наглядность;

- активность;

- индивидуальный подход;

- от простого к сложному.

Наряду с принципами использует и методы:

- словесно-наглядные;

- наглядно-практические;

- практические;

Педагог целенаправленно выявляет склонности детей, предлагает им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Наталья Петровна позволяет ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь она выступает в роли помощника. А обучающийся – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие. Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим её руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Для успешного выполнения намеченных целей Наталья Петровна учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

Индивидуальные художественные особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнять задание педагога. Ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами. Каждый ребёнок стремиться быть непохожим на других. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей. Основной принцип дополнительного образования – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям обучающихся.

На занятиях Кодзова Н. П. соблюдает следующие принципы:

- добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;

- опора на самостоятельную творческую инициативу детей;

- знакомлю с новыми видами творчества.

Основное внимание на занятиях уделяет:

- формированию практических умений и навыков;

- выполнению элементов для украшения изделия;

- правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия;

- развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.

Информацию на занятиях сообщает небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляет практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществляется на разнообразных изделиях.

Педагог начинает всегда с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы дети могли быстрее увидеть результат своего труда. Старается работать так, чтобы в каждом новом изделии ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.

Поэтому педагог находится в постоянном творческом поиске, фантазирует, включает в работу что-то новое.

Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия. Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении изделия. Деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать:

- инициативным;

- последовательным;

- усидчивым;

- доводить начатое дело до конца;

- самостоятельно решать поставленные задачи.

В процессе творческой работы ребёнок открывает для себя понятия: линия, цвет, форма, ритм. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях Кодзова Н. П. старается пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогает ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.

Чтобы ребёнок представлял, что он делает и какой результат получится, Наталья Петровна старается направлять его практические действия. Но помня, что направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, педагог знает, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создает положительную мотивацию:

- Хочу сделать!

- Могу сделать!

- Я - сделал!

В этом году обучающиеся объединения участвовали во многих всероссийских конкурсах: «Ангел вдохновения»», СИИТ, г. Оренбург, в краевом конкурсе «Калейдоскоп идей». Ребята заняли призовые места разного уровня. .Принимают активное участие в конкурсах и работе объединения следующие обучающиеся: Кузьменко Дарья, Кодзов Кирилл, Чурбакова Виктория, Погорелова Дарья, Столярец Дарина, Кондратенко Виктория, Черенкова Дарья, Фурсина Ксения, Болотова Виктория.

В объединении «Бисерные фантазии» педагог Кодзова Н. П. есть и одарённые дети, это Кузьменко Дарья, участник многих всероссийских конкурсов. У неё много грамот и дипломов разного уровня. У Дарьи огромный потенциал, она берется за любое изделие с энтузиазмом, а я выступаю в роли наставника, советчика, направляя её умения, навыки и идеи в нужное русло. На Кузьменко Дарью создано портфолио одарённого ребёнка, в котором собраны сведенья и достижения, а так же фотографии конкурсных работ.

Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям, участвовать в конкурсах различного уровня: районных, краевых, всероссийских, международных. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности
Опубликовано: 14 октября 2024 в 14:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Гринина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД