Наталия Гринина
Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска»
Распространение опыта работы ПДО Кодзовой Н. П. на тему:
«Развитие творческих способностей обучающихся
Подготовила
Методист Гринина Н. В.
2024 г.
Публикация «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности» размещена в разделах
В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей. Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание Кодзова Н. П. уделяет развитию творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Что же такое творчество?
Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.
Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.
Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Что это значит развивать творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.
При организации занятий педагог Кодзова Н. П. ставит перед собой цели: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.
Основные задачи:
• усилить педагогическое влияние на жизнь обучающегося в свободное время;
• организация досуговой деятельности;
• выявить интересы, склонности, способности, возможности;
• оказать помощь в поисках «себя»;
• создать условия для индивидуального развития;
• развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
• создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
• развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
• расширять рамки общения с социумом;
• воспитывать культуру досуговой деятельности.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. В процессе занятий бисероплетением заложен высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности изделий народных мастеров. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки. Занятия в объединении позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.
Наталья Петровна ставит задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития
В своей работе использует общедидактические принципы:
- научность;
- систематичность;
- последовательность;
- доступность;
- наглядность;
- активность;
- индивидуальный подход;
- от простого к сложному.
Наряду с принципами использует и методы:
- словесно-наглядные;
- наглядно-практические;
- практические;
Педагог целенаправленно выявляет склонности детей, предлагает им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Наталья Петровна позволяет ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь она выступает в роли помощника. А обучающийся – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие. Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим её руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Для успешного выполнения намеченных целей Наталья Петровна учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Индивидуальные художественные особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнять задание педагога. Ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами. Каждый ребёнок стремиться быть непохожим на других. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей. Основной принцип дополнительного образования – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям обучающихся.
На занятиях Кодзова Н. П. соблюдает следующие принципы:
- добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;
- опора на самостоятельную творческую инициативу детей;
- знакомлю с новыми видами творчества.
Основное внимание на занятиях уделяет:
- формированию практических умений и навыков;
- выполнению элементов для украшения изделия;
- правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия;
- развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.
Информацию на занятиях сообщает небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляет практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществляется на разнообразных изделиях.
Педагог начинает всегда с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы дети могли быстрее увидеть результат своего труда. Старается работать так, чтобы в каждом новом изделии ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.
Поэтому педагог находится в постоянном творческом поиске, фантазирует, включает в работу что-то новое.
Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия. Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении изделия. Деятельность ребё нка в кружке помогает ему стать:
- инициативным;
- последовательным;
- усидчивым;
- доводить начатое дело до конца;
- самостоятельно решать поставленные задачи.
В процессе творческой работы ребё нок открывает для себя понятия: линия, цвет, форма, ритм. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях Кодзова Н. П. старается пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогает ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.
Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.
Чтобы ребёнок представлял, что он делает и какой результат получится, Наталья Петровна старается направлять его практические действия. Но помня, что направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, педагог знает, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создает положительную мотивацию:
- Хочу сделать!
- Могу сделать!
- Я - сделал!
В этом году обучающиеся объединения участвовали во многих всероссийских конкурсах: «Ангел вдохновения»», СИИТ, г. Оренбург, в краевом конкурсе «Калейдоскоп идей». Ребята заняли призовые места разного уровня. .Принимают активное участие в конкурсах и работе объединения следующие обучающиеся : Кузьменко Дарья, Кодзов Кирилл, Чурбакова Виктория, Погорелова Дарья, Столярец Дарина, Кондратенко Виктория, Черенкова Дарья, Фурсина Ксения, Болотова Виктория.
В объединении «Бисерные фантазии» педагог Кодзова Н. П. есть и одарённые дети, это Кузьменко Дарья, участник многих всероссийских конкурсов. У неё много грамот и дипломов разного уровня. У Дарьи огромный потенциал, она берется за любое изделие с энтузиазмом, а я выступаю в роли наставника, советчика, направляя её умения, навыки и идеи в нужное русло. На Кузьменко Дарью создано портфолио одарённого ребёнка, в котором собраны сведенья и достижения, а так же фотографии конкурсных работ.
Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям, участвовать в конкурсах различного уровня: районных, краевых, всероссийских, международных. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.