Папки-передвижки

Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Наталия Гринина
Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска»

Распространение опыта работы ПДО Кодзовой Н. П. на тему:

«Развитие творческих способностей обучающихся

во внеурочной деятельности»

Подготовила

Методист Гринина Н. В.

2024 г.

Публикация «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности» размещена в разделах

В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей. Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание Кодзова Н. П. уделяет развитию творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Что же такое творчество?

Творчество (креативность)способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

Что это значит развивать творческие способности?

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.

При организации занятий педагог Кодзова Н. П. ставит перед собой цели: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.

Основные задачи:

• усилить педагогическое влияние на жизнь обучающегося в свободное время;

• организация досуговой деятельности;

• выявить интересы, склонности, способности, возможности;

• оказать помощь в поисках «себя»;

• создать условия для индивидуального развития;

развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

• создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;

развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

• расширять рамки общения с социумом;

• воспитывать культуру досуговой деятельности.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. В процессе занятий бисероплетением заложен высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности изделий народных мастеров. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки. Занятия в объединении позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.

Наталья Петровна ставит задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития

В своей работе использует общедидактические принципы:

- научность;

- систематичность;

- последовательность;

- доступность;

- наглядность;

- активность;

- индивидуальный подход;

- от простого к сложному.

Наряду с принципами использует и методы:

- словесно-наглядные;

- наглядно-практические;

- практические;

Педагог целенаправленно выявляет склонности детей, предлагает им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Наталья Петровна позволяет ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь она выступает в роли помощника. А обучающийся – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие. Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим её руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Для успешного выполнения намеченных целей Наталья Петровна учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

Индивидуальные художественные особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнять задание педагога. Ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами. Каждый ребёнок стремиться быть непохожим на других. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей. Основной принцип дополнительного образования – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям обучающихся.

На занятиях Кодзова Н. П. соблюдает следующие принципы:

- добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;

- опора на самостоятельную творческую инициативу детей;

- знакомлю с новыми видами творчества.

Основное внимание на занятиях уделяет:

- формированию практических умений и навыков;

- выполнению элементов для украшения изделия;

- правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия;

- развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.

Информацию на занятиях сообщает небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляет практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществляется на разнообразных изделиях.

Педагог начинает всегда с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы дети могли быстрее увидеть результат своего труда. Старается работать так, чтобы в каждом новом изделии ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.

Поэтому педагог находится в постоянном творческом поиске, фантазирует, включает в работу что-то новое.

Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия. Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении изделия. Деятельность ребё нка в кружке помогает ему стать:

- инициативным;

- последовательным;

- усидчивым;

- доводить начатое дело до конца;

- самостоятельно решать поставленные задачи.

В процессе творческой работы ребё нок открывает для себя понятия: линия, цвет, форма, ритм. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях Кодзова Н. П. старается пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогает ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.

Чтобы ребёнок представлял, что он делает и какой результат получится, Наталья Петровна старается направлять его практические действия. Но помня, что направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, педагог знает, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создает положительную мотивацию:

- Хочу сделать!

- Могу сделать!

- Я - сделал!

В этом году обучающиеся объединения участвовали во многих всероссийских конкурсах: «Ангел вдохновения»», СИИТ, г. Оренбург, в краевом конкурсе «Калейдоскоп идей». Ребята заняли призовые места разного уровня. .Принимают активное участие в конкурсах и работе объединения следующие обучающиеся : Кузьменко Дарья, Кодзов Кирилл, Чурбакова Виктория, Погорелова Дарья, Столярец Дарина, Кондратенко Виктория, Черенкова Дарья, Фурсина Ксения, Болотова Виктория.

В объединении «Бисерные фантазии» педагог Кодзова Н. П. есть и одарённые дети, это Кузьменко Дарья, участник многих всероссийских конкурсов. У неё много грамот и дипломов разного уровня. У Дарьи огромный потенциал, она берется за любое изделие с энтузиазмом, а я выступаю в роли наставника, советчика, направляя её умения, навыки и идеи в нужное русло. На Кузьменко Дарью создано портфолио одарённого ребёнка, в котором собраны сведенья и достижения, а так же фотографии конкурсных работ.

Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям, участвовать в конкурсах различного уровня: районных, краевых, всероссийских, международных. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности»Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности» Авторы: Цыганкова И. В. - музыкальный руководитель. Андреева Н. М. - воспитатель. Актуальность - театрализованная деятельность является одним.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности
Опубликовано: 14 октября 2024 в 14:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Гринина (УИ 1609867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД