Дибирова Луиза Амхадовна
Пути преодоления трудностей к адаптации у детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений ипродолжает оставаться актуальной и в наше время. Успешная включенность в социальные отношения обеспечивает освоение ребенком механизма ролевого поведения, что дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности - это высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учетавсех факторов, способствующих адаптации ребенка к ДОУ или, наоборот, замедляющих ее, меняющих адекватно приспособиться.
Публикация «Пути преодоления трудностей к адаптации у детей в ДОУ» размещена в разделах
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Для этогопотребуются усилия всех взрослых, окружающих ребенка.
Работа над адаптацией в ДОУ не только зависит от педагога-психолога, а также от всех педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт. Вот здесь-то и хочется вспомнить народную пословицу:"Не от еды растёт дитя, а от радости".Необходимо понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, "проникнуть в духовный мир ребёнка (В. А. Сухомлинский, чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к
одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей.
Я как педагог-психолог, взяла в себе за правило, приходить на работу только с хорошим настроением,т. к. от этого зависит настроение детей. Хорошее настроение поддерживает в течение всего дня спокойную обстановку, ипомогает почувствовать ребенку, что его здесь любят и ждут.
В настоящее время накоплен большой опыт организации приема детейв детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями,внедряется одинаковый режим дня в детском саду и дома. Однако, для того,чтобы по настоящему управлять поведением ребенка (а не только направлятьего) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях системаработы, построенная на знании возрастных особенностей развития,определяющих поведение ребенка в процессе привыкания его к условиямобщественного воспитания. Для этогоготовлю подборку специальных игр, которые помогают ребенку справиться сстрессовой ситуацией в период привыкания: разнообразные игры спеском и водой. Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Так как адаптация детей совпадает с теплым временем года, можно больше находится на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и теплом водой.
Для многообразных и увлекательных игр используется небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки, гигиенические безопасные красящие и пенящиеся (детские шампуни) вещества. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики.
Также, лекарство от стресса – смех. Поэтомув своей работеиспользуюразличные игры-забавы, говорящих кукол, театрализованную деятельность. Для этого в группе есть пальчиковые, настольные и кукольные театры (сиспользованием персонажей из самых знакомых детям сказок «Колобок», «Репка»,«Курочка Ряба», «Теремок»). С этой же целью использую игры с воздушнымишарами, мыльными пузырями. В создании положительного эмоционального фонамне помогают пособия: «Веселый зонтик» и «Волшебный обруч». Если ребенкузахочется отдохнуть от коллектива сверстников и побыть одному, продумываюместо для уединения. Для этого в группе есть чудесный домик «Теремок». Япредлагаю ребенку побыть в нем, тем самым снимаю напряжение у малыша,предотвращая негативные проявления и т. д.
В период адаптации педагогиМБДОУ №15 «Иман» прилагают максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. налаживается тесный контакт с родителями.
Таким образом, благодаря совместным скоординированным действиям адаптация детей детского сада № 15 «Иман» проходит относительно благополучно. У большинства детей отмечается стабильное эмоциональное состояние, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми; хорошо кушают, спят; легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.
От того, как прошла адаптация в детском саду, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Это определяет, как он будет устанавливать контакты, взаимодействовать с людьми, будет ли он самостоятельным, уверенным в себе, или тревожным, безынициативным.