Светлана Тютрина
Пути преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Пути преодоления нарушений фонематического анализа и
синтеза у дошкольников с ОНР
Анализ результатов диагностического обследования дошкольников с общим недоразвитием речи позволил выявить недостаточный уровень сформированности мыслительных операций анализа и синтеза. Их несформированность приводит к трудностям овладения навыками фонематического анализа и синтеза. Исходя из этого, требуется расширение рамок традиционной коррекционно - логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у дошкольников с ОНР и включение пропедевтического этапа, направленного на формирование мыслительных операций анализа и синтеза.
Публикация «Пути преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Содержание коррекционно-логопедических занятий по развитию фонематических процессов определяется двумя этапами.
1-ый этап - пропедевтический. Его цель: формирование базовых мыслительных операций и развитие продуктивных типов понятийного мышления.
В рамках данного этапа работа осуществляется по следующим основным направлениям:
1) развитие наглядно-действенного мышления;
2) развитие наглядно-образного мышления;
3) развитие понятийного речевого и образного типов мышления.
2-ой этап - основной. Его цель: развитие фонематических процессов.
Направления работы:
1) формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне;
2) формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне:
• Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)
• Развитие фонематического анализа и синтеза.
1-ый этап
Коррекционная работа по развитию базовых мыслительных процессов способствует переходу от практического действенного способа решения мыслительных задач к внутренним умственным действиям.
На начальных стадиях работы ребёнка учат решать интеллектуальные задачи в практической деятельности (развивают наглядно-действенное мышление).
Педагог помогает ребёнку осознать связь между действием и достигнутым результатом. Важно, чтобы дошкольник накопил богатый опыт осуществления анализа и синтеза (разобрать – собрать) в практической деятельности.
Знакомство с окружающим миром сопровождается постановкой простых интеллектуальных задач: сообразить (Как достать? Как сложить? Как собрать из частей целое, сравнить (больше, меньше, короче, длиннее, установить в действиях связи (в тепле снег тает, мокрый песок лучше лепится, обобщать. Ребёнка обучают рациональным действиям, приё мам проверки правильности решения задач: поставить рядом, измерить, соотнести, сгруппировать по заданному образцу. Стимулируют выполнение символических действий и использование предметов-заместителей.
В процессе коррекционной работы педагогами ДОУ используются упражнения игрового характера, в которых от ребёнка требуется разрешить возникшую практическую задачу.
Развитию наглядно-действенного мышления способствуют задания и упражнения с конструктором, спичками или счё тными палочками:
1. Сложить фигуру по образцу.
2. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
3. Дом составлен из 10 спичек. Нужно повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички.
В дальнейшем новые продуктивные формы мышления опираются на образы, наглядные представления о вещах и отношениях.
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструктором, спичками, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или собственному замыслу ребёнка.
Позднее особое внимание уделяют развитию понятийного речевого и образного типов мышления. Развивают умение действовать в уме путём оперирования образами, наглядными схемами, осуществлять мысленное расчленение на составные части и группировку в соответствии с задачей. Формируются умения пользоваться символами, знаками, условными обозначениями, выполняющими замещающую функцию.
2 – ой этап
Логопедическая работа на этапе формирования восприятия устной речи на фонетическом уровне проводится по двум направлениям.
1. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.
Методом слогов у детей формируют навык аудирования (направленного восприятия звуков речи, способствующий развитию умения слушать и слышать речевой материал.
В работе используют слоговые таблицы, включающие слоги типа: СГ, ГС, СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС. Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну и научиться разговаривать на волшебном языке. На столе перед детьми конструируют фигурки волшебных человечков. Логопед называет слоги, а дети их воспроизводят. Если ребёнок неправильно воспроизводит предъявленный слог, то волшебный человечек убегает. Остальные дети исправляют ошибку ребёнка, волшебный человечек возвращается.
2. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искажённо произнесённого звука.
а) распознавание дефектного произношения, отличающегося
от собственного.
Развитие слухового контроля ведётся параллельно с формированием правильного артикуляционного уклада, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинетических ощущений.
Учитель - логопед читает детям стихотворение и затем выясняет, какой звук они чаще всего слышали. Уточняется артикуляционный уклад данного звука. Экранируя лицо и чередуя правильное и дефектное произношение, логопед произносит слоги различной структуры с этим звуком, с различными гласными; слова, в которых заданный звук встречается в различных фонетических условиях. Ребёнок, услышав дефектное произношение звука, поднимает флажок, сигнализирует об этом.
б) распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному.
Учитель - логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребёнка или просит детей, имеющих такой же, как у ведущего дефект, назвать свои картинки.
Работа по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне осуществляется в двух направлениях.
1. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем).
Работа по этому направлению проводится в следующей последовательности:
а) уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
б) выделение звука на фоне слога (из ряда слогов выделить слог с заданным звуком, выложить фишку);
в) выделение звука на фоне слова (на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его).
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Система логопедической работы учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, а также условия выделения звука (определённое положение звука в слове, характер звука, количество звуков в звуковом ряду). В связи с указанным выше, предусматривается определённая последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза :
а) ряд гласных звуков (ау, иуа, ауэи);
б) слоги без стечения согласных ( закрытые: ор, ыс; открытые: ро, сы);
в) слоги со стечением согласных (урс, вла);
г) слова без стечения согласных:
- односложные слова, состоящие из открытого слога (сад, луг);
- двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов (лапа);
- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (сахар, кубок);
-трехсложные слова (берёза, сарафан).
д) слова со стечением согласных:
-двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов (марка, кошка);
- односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова (стол, крот);
- односложные слова со стечение согласных звуков в конце слова (куст, мост);
- двусложные слова со стечение согласных звуков в начале слова (крыша, дрова);
- двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и
середине слова (клумба, стекло);
е) трёхсложные слова со стечением согласных (крапива, лодочка, скамейка).
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется поэтапно:
-работа с опорой на материализацию (использование вспомогательных
средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек);
-опора на речевое проговаривание (при назывании слов);
-на основе представлений (без опоры на вспомогательные средства и проговаривание).
Предлагается следующая последовательность упражнений:
а) определение наличия заданного звука в слове;
б) вычленение первого и последнего звука в слове,
в) определение местонахождения заданного звука;
г) определение последовательности и количества звуков в слове;
д) определение места звука по отношению к другим звука.
Проводимая в ДОУ комплексная коррекционно - логопедическая работа, включающая в себя формирование базовых мыслительных операций, способствует успешному усвоению навыков фонематического анализа и синтеза. Последовательное формирование базовых мыслительных действий и поэтапное развитие фонематических процессов может быть использовано в качестве составной части программы подготовки детей к овладению грамотой.