СМАГИНА ГАЛИНА ВАЛЕНТИНОВНА
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста «Путешествие в зимний лес».
Цель: формирование познавательной и речевой активности у детей посредством игровой и продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания о зиме.
Расширять знания о животных леса и их образе жизни.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Формировать знания о синице, особенностях ее обитания зимой.
Обогащать словарный запас.
Развивающие :
Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать умение отвечать на вопросы распространенным предложением.
Вызвать интерес к дидактическим играм на развитие речи.
Активизировать мышление, внимание и память.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родной природе, к лесным животным, к птицам, желание о них заботиться.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: Беседы на тему «Дикие и домашние животные», рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование: втулки, кисти, салфетки, веревка, корм: семена и зерна (пшено, семечки, хлопья овсяные, дробленый горох, мед. Иллюстрации зимнего леса, фермы, картинки домашних и диких животных, презентация, фартуки, медали.
Приветствие перед занятием : Дети по одному заходят в группу, выбирая любую картинку для приветствия: сердце, ладошка, нотка (картинки заранее лежат на столе в группе). Затем дети встают в круг для приветствия гостей и друг друга.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? Какие осадки бывают зимой? Как вы думаете какой цвет любит зима?
Дети рассуждают.
Раздается стук.
Воспитатель: Ой ребята, кто-то пришел к нам в гости. Давайте посмотрим кто же это?
Дети и воспитатель подходят к экрану.
Включается презентация, где зимушка зима здоровается с ребятами и объясняет, что нужно сделать: «Здравствуйте, ребята! Вы догадались, кто вам пишет? Правильно, это я – Зимушка - зима! Я хожу по большим городам, по заснеженным лесам. И вдруг наткнулась на беду, найти животных не могу! Всё в лесу перемешалось и куда-то подевалось! Вы, ребятки, помогите и животных отыщите, всех верните в лес скорей. Очень жду от вас вестей!»
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Зимушке - зиме?
Ответы детей
Воспитатель: Тогда в путь. «Мы в ладоши хлоп, хлоп. Мы ногами топ, топ, повернулись, покрутились, в сказочном лесу мы очутились!» (дети повторяют движения под музыку).
Основная часть
1 задание
Воспитатель с детьми подходят к столу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто изображен на картинках?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, это животные. А какие это животные?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, давайте подайдем к мольберту. Как вы думаете где живут дикие животные?
Ответ детей
Воспитатель: А где живут домашние животные?
Ответ детей
Воспитатель: Давайте диких животных отправим в домой в лес, а домашних на ферму.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Продолжаем наше путешествие. Давайте отправимся в гости к диким животным. Но для этого нам нужно взять животных с собой. (Ребёнок сам выбирает какое животное ему взять)
Воспитатель: Ребята, посмотрите животные оставили для нас подсказки - их следы. Как вы думаете чей это след? (указываю на след кабана)
Ответ детей
Воспитатель: Правильно, это кабан, давайте проследуем по его следам и узнаем где он живет. Ребята, это дом кабана. Дом кабана называется гайно. Дикие кабаны—очень чистоплотные животные. В зимнее время дом кабана бывает застлан мягкой травой и листьями.
Воспитатель: правильно, давайте проведем лису по ее следам. И узнаем с вами ее ли это домик. (Аналогично выполняем со стольными животными)
Дети выполняют занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. А теперь я предлагаю нам немного размяться!
Физкультминутка: «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам – прыг, прыг, прыг. (прыжки на месте)
Вот лиса идёт по лесу, (имитируем движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (пожимаем плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (повороты головы вправо-влево, руки на поясе)
Тянет лисонька свой нос,
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягиваем руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
Воспитатель: Ребята, продолжим наше путешествие!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились! Но посмотрите, здесь остался еще один след! Как вы думаете, чей это след?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, ребята это птичий след. Как вы думаете, какая птица этот след оставила? Хотите узнать?
Ответы детей
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку!
«Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются…» (Синица)
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, эта синичка. В зимнее время птицы перебираются из лесов человеческому жилью. Ребята, как вы думаете, почему птицы с наступлением холодов перебираются ближе к людям?
Ответы детей
Воспитатель: Тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. В зимнее время птицы также питаются яйцами и личинками зимующих насекомых, добывая их из щелей и коры деревьев, но этого мало для них. Под снегом сложно отыскать корм. Если синиц не подкармливать зимой, они погибнут от голода. Чем мы можем помочь синицу?
Ответы детей
Воспитатель: Чем можно накормить синицу?
Ответы детей
Воспитатель: Чтобы помочь синице пережить зиму, люди заготавливают для нее подкормку: несоленое сало, семена тыквы, подсолнечника, арахиса. Делают и развешивают кормушки.
Можно насыпать в кормушку хлебные крошки и сухарики, зерна пшена, проса, сушеные ягоды рябины, привязать несоленое сало. Не рекомендуется использовать рис или гречу: после попадания в птичий желудок они разбухают и доставляют боль птицам.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем для синице кормушку из подручных средств. Для этого вернемся в детский сад «Мы в ладоши хлоп, хлоп. Мы ногами топ, топ, повернулись, покрутились, в сказочном лесу мы очутились!» (дети повторяют движения под музыку).
Ответы детей
Заключительная часть
Изготовление кормушки
Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в сад. И можем приступить к изготовлению кормушки.
Воспитатель: Ребята, перед вами на столах находится все, что нам понадобится для работы: втулки, кисти, салфетки, веревка, емкость с медом и, конечно, корм: пшено, семечки, хлопья овсяные, дробленый горох.
Дети рассматривают, что у них на столах.
Воспитатель: Давайте приступим к работе, одеваем с вами фартуки и проходим за столы. (Помогаю детям одеть фартуки)
Дети одевают фартуки.
Воспитатель: Ребята, берем в руки втулку и с помощью кисточки обмазываем ее медом с наружной стороны. Не забываете оставить дырочки для ниточки свободными.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, слой должен быть достаточно густой, чтобы зерна и хлопья немного утопали в нем. Затем берем основу нашей кормушки и кладем на тарелку с кормом, а сверху присыпаем зерном.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Осталось в дырочки вставить ниточку и кормушка готова.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Готовые кормушки мы с вами сегодня повесим на территории детского сада для нашей птице.
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Скажите, где мы с вами побывали? Что вы нового узнали? Что вам больше всего понравилось на занятии? О каких животных и птице мы сегодня говорили? Что запомнилось?
Ответы детей
Прошу детей посмотреть на доску где включается обращение птицы.
(Синица благодарит детей за помощь и взамен дарит медали)
Слова птицы: Ребята взамен я тоже хочу вас поблагодарить, на окна я оставила для вас подарок. Надеюсь, вам он понравится!
Воспитатель предлагаю подойти ко окну и открыть коробку с медальками.
Вы сегодня молодцы. Были очень внимательными и активными.
Самоанализ детей
Воспитатель: Кому было интересно в сказочном лесу и легко выполнять задания, возьмите серебристую снежинку. Кому было скучно, кто испытывал затруднения, возьмите белую снежинку. А кто бы хотел вернуться в сказочный лес, возьмите голубую снежинку и прикрепите на картину «Зимний лес».
Воспитатель: Что тебе понравилось? Почему бы ты хотел вернуться в сказочный лес? А тебе почему было трудно?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу! Но, вы не забывайте птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!