Татьяна Шелковникова
Конспект НОД «Путешествие в Уссурийскую тайгу»
Непрерывная образовательная деятельность построена на программе Маркиной "Экология Приморского края"
Цель: Познакомить детей с редкими и лекарственными растениями Уссурийской тайги, подчеркнуть важную роль растений в природе, научить узнавать некоторые виды растений по внешним признакам и вкусовым качествам. Дать четкое представление о различии между глобусом и картой. Закрепить у детей понятия: Родина, планета Земля, Россия, горы Сихотэ-Алинь, река Уссури. Развивать воображение детей.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в Уссурийскую тайгу“» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать экологическую культуру и любовь к природе, умение внимательно слушать своих товарищей и воспитателя, создавать положительный эмоциональный фон.
Развивающие задачи: развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать, совершенствовать координацию движений.
Образовательные задачи: способствовать расширению словарного запаса детей, создавать условия для обобщения знаний детей о хвойных деревьях, учить видеть характерные особенности тайги, воспринимать красоту природы, передавать окраску и строение хвойных деревьев.
Задачи по развитию речи: обогащать словарь детей прилагательными, упражнять в словообразовании.
Предварительная работа: Чтение литературы о тайге, целый цикл подготовительной работы по накоплению конкретных представлений детей о тайге и её обитателях, наблюдения на прогулках и экскурсиях, составление рассказов о хвойных деревьях, диких животных, экскурсия в музей Лазовского заповедника.
Методы и приё мы: Демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, тематические экскурсии, игровые методы и приёмы.
Материалы и оборудование: Карта Приморского края, глобус. Презентация, мультимедийное оборудование, голоса птиц и животных, ноутбук, колонки; кедровые шишки, орешки.
Ход НОД
Дети вместе с воспитателем заходят в зал
В-ль: Ребята, я хотела бы сегодня отправится с вами в путешествие. А подскажите, как это можно сделать? (ответы детей)
А куда мы отправимся, нам подскажет этот интересный предмет, похожий на шар. (Рассматриваем глобус)
-Что это такое?
-Интересно, на что похожа наша Земля (шар, арбуз, мяч)
-А есть ли начало и конец у шара и мяча? Есть ли край? Значит, Земля наша бескрайняя
-Дети, а в какие цвета окрашен глобус? (Рассмотреть с детьми глобус. Найти океаны и моря, материки, объяснить, что означают разные цвета. Найти на глобусе нашу страну).
-Дети как называется наша страна?
(Вниманию детей предлагается карта страны. Выясняются ее отличия от глобуса. Находится на карте наш край. Отдельно показывается карта края. Выясняются их отличия друг от друга, о которых может рассказать карта). – Ребята, как называется наш край?
–Почему?
Он расположен на восточной границе, у берегов Тихого океана. И большую часть его занимает горный хребет Сихотэ-Алинь.
По Приморью протекают реки и речушки. Самые большие и полноводные это Уссури, Бикин, Иман.
-Ребята, а кто из вас знает, как называется наша тайга? (Уссурийская)
-Почему? Потому что в этих местах протекает большая река Уссури.
Я предлагаю отправиться сейчас в Уссурийскую тайгу и рассмотреть её поближе.
Повторяйте за мной волшебные слова:
Крутись, вертись
В Уссурийской тайге очутись.
-Какие вы знаете деревья? (ответы детей)
Все они растут в тайге.
Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной. Под большими, высокими –деревья поменьше, внизу кустарник, а в просветах между древесными стволами и ветвями кустарника зеленеют травы. Его широкие резные листья похожи на перья огромных зеленых птиц. Ползет, крадучись, между ними лесная кошка, а листья лишь слегка покачиваются.
-А какой в тайге воздух! Представьте, что стоим мы сейчас с вами на глухой лесной опушке. Закрыли глаза и вдыхаем лесной аромат.
- Чем пахнет в лесу?
Оказывается, по аромату таежного воздуха можно определить время года. Ведь в каждое время года, даже в определенный месяц, тайга пахнет по-особенному. Очень пахучи хвойные деревья, листья березы, клена, липы, маньчжурского ореха, листья многих таежных трав.
Много в лесу деревьев высоких и красивых, с толстым прямым стволом. Ветви их пушистые от длинных иголок. И круглый год зеленые.
Ему немало сотен лет.
В тулуп зелёный он одет.
Хотя в глухой тайге растёт,
Ему всегда большой почёт.
Ведь и для взрослых, для ребят
Он очень шишками богат.
А в шишках, что ни говори,
Орешки вкусные внутри. (Кедр)
(Детям показываю ветку кедра-сосны корейской)
-Что это за дерево?
-Чем пахнут кедровые иголки?
(Дети нюхают веточку и определяют, что она пахнет смолой. Рассматриваем шишку, капельки застывшей смолы на ней)
Смола у кедра и других хвойных деревьев волшебная. В старину ее называли живицей. Если ею помазать резаную рану, то рана не загноится и быстро заживет. А если в кедровом бору подольше походишь – от простуды вылечиться сможешь. Не любят микробы гриппа аромата хвои, простудные микробы погибают.
Люди в старину любили из древесины кедра строить. По-особенному легко они чувствовали себя в таких домах.
Есть в тайге великаны, которым по 500 лет. Еще и наших бабушек на свете не было, а эти кедры были почти такими же, как сейчас. Много видали они на своем веку. А сколько тайфунов они выдержали!
-Дети, вы слышали такое слово? Что оно означает?
Это китайское слово. В переводе на русский язык –большой ветер. Но это не только большой, очень сильный ветер, это и дождь сплошной, потоками, от которого страшные наводнения бывают.
Много интересного могли бы порассказать нам старые кедры, надо только постараться услышать среди лесного многоголосья их шепот. А кому-то, может быть, их голос покажется тихим звоном, особенно если прижаться к нему ухом и затаиться.
На верхних ветках кедра большие шишки вырастают. Осенью в них орехи поспевают.
-А вы любите такие орешки?
-Дети, а вы замечали, что если съешь горсть очищенных кедровых орешков, то совершенно не хочется больше есть?
Оказывается, орешки не просто вкусны, но еще и очень полезны, и сытны, так как в них очень много масла. Эти замечательные плоды кедра любит не только человек, но и зверье лесное.
(попробовать по 1 кедровому орешку)
-Дети, а кто из лесных обитателей не прочь полакомиться плодами кедра?
Узнаем это из дидактической игры:
«Чей след?»
(Белка, бурундук, медведь, кабан, птицы)
Звук рычания медведя
Показать детям слайд гималайского медведя
Белогрудый мишка
Очень любит шишки.
Где тайга кедровая,
Там его столовая
Этого медведя еще часто называют черным или белогрудым.
-Почему?
-Дети, а еще какого медведя, живущего в нашей тайге, вы знаете?
-Верно, бурый (показать слайд бурого медведя) Он тоже не прочь полакомиться вкусными орешками.
-Дети, а что умеет делать этот медведь?
Хоть и косолапый, но этот мишка очень ловкий и хитрый. А самые большие любители кедровых орешков среди птиц –кедровки (слайд)
-Почему кедровку часто называют помощником лесовода?
В заключении игровой момент.
д/и «Животные живут, не живут у нас.»
д/и «Посчитай зверей на картинке».
Животные рады, что вы их всех нашли и просили передать вам лесные гостинцы.
Рычание тигра и картинка тигра.
Видео тигра на прогулке.
В-ль: Ребята, похоже мы потревожили слишком много животных, которые живут здесь, и нам пора возвращаться домой.
Скажем наши волшебные слова:
Крутись вертись, и в детском саду опять очутись.
Итог занятия. Анализ.
Приложение:
Презентация https://cloud.mail.ru/public/JYvm/brjEyM4J5