Елена Ковтун
«Путешествие в Страну Знаний». Конспект ООД в подготовительной группе с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТНР «СОЛНЫШКО»
на тему: «Путешествие в Страну Знаний».
Дата проведения: 20.12.2024 г.
Тема: «Путешествие в Страну Знаний».
Программное содержание:
Задачи:
Коррекционно-развивающие: Развивать общие речевые навыки. Развивать умение детей загадывать и разгадывать загадки. Развивать длительный плавный выдох, диалогическую речь, фонематическое восприятие, логическое мышление, умение обобщать предметы одним словом, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость. Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.
Образовательные: Закреплять понятия детей о звуке, букве, слове. Упражнять в умении делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки. Совершенствовать навыки звукового, звукобуквенного и слогового анализа слов. Упражнять детей в умении составлять слова из букв. Закреплять понятие, что такое предложение; упражнять в составлении и чтении предложений из 3 слов. Совершенствовать навыки анализа предложений. Автоматизировать и дифференцировать сонорные звуки [Л], [Ль], [Р], [Рь] в чистоговорках и в игре. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствовать навык чтения.
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность. Продолжать формировать умение работать в коллективе терпеливо, выслушивать вопросы логопеда и ответы товарищей, поощрять активность и самостоятельность. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Материалы и оборудование: письмо-приглашение от Королевы Знаний, карточки со схемами предложений, полоски для составления схем предложения, предметные картинки к загадкам, чистоговоркам, фонограмма песни «Дорога добра», фишки для звукового анализа слов, карточки с разбросанными буквами по теме: «Дикие животные», карандаши, разрезные картинки для составления предложений, мяч, обруч, бутылочки с тертым пенопластом, призы для детей.
Предварительная работа: разучивание подвижной игры «Снеговик», пальчиковой гимнастики «Снежок», загадок о предметах.
Словарная работа: гласный, согласный, предложение, твердый, мягкий.
Индивидуальная работа: с Вероникой, Андреем, Женей – совершенствовать умение составлять предложения из слов, совершенствовать навык чтения.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня у нас гости: ваши мамы и педагоги детского сада, мы покажем всем чему мы научились и подарим хорошее настроение. Я предлагаю поприветствовать друг друга и наших гостей.
Дети. Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой – друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Логопед. Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.
Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и письмо. Давайте прочитаем письмо.
«Мои дорогие друзья! Я Королева Знаний. Я приглашаю вас в Страну Знаний! Я хочу узнать, чему вы научились на занятиях. Вас ждут интересные, сложные задания. Если выполните задания, вас ждет награда. Желаю удачи!»
Логопед: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?
А отправится в путешествие тот, кто давайте разомнемся: сядет тот, кто правильно ответит на мои вопросы.
2. Игра с мячом «Вопрос-ответ».
Вопросы: Что такое буква? (это то что мы пишем и читаем) Что такое звук? (то что мы говорим и слышим) Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными) Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э). Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими). Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим) Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым) Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным). Какое правило мы используем при делении слов на слоги? (сколько в слове гласных столько и слогов).
Логопед: Молодцы! А теперь мы можем отправляться в путь!
Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
Звучит песня «Дорога добра». Дети под музыку проходят по дорожке из массажных ковриков к обручу с картинками.
Логопед. Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. Ребята, а что это?
3. Игра «Отгадай слово и найди картинку».
На полу в обруче разложены «клены» и «дубы» рисунками вверх. Дети присаживаются вокруг обруча. Логопед предлагает детям по очереди загадать загадки. Дети должны отгадать слово и найти соответствующую картинку. Отгадав слово, ребенок находит соответствующую картинку. Затем проговаривает слово в разном темпе, меняя интонацию (радостно, удивленно, прохлопывает слово по слогам.
Загадки: Разноцветное коромысло над лесом повисло. (Радуга).
Две дощечки на снегу, с ними вместе я бегу. (Лыжи).
Чудо птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (Ракета).
Пишем ей в тетрадку буквы по порядку. (Ручка).
В шкурке желтой, кислый он, называется… (Лимон).
Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. (Лиса).
Подкованы ноги, бежит по дороге. (Лошадь).
Зернышки она клюёт, яйца вкусные несет. (Курица).
Сверху шкурка золотая, в центре косточка большая. (Абрикос).
Золотист он и упруг, всем полезен круглый (Лук).
4. Игра «Подбери рифму».
Ла-ла-ла – к нам … приплыла (акула)
Ыр-ыр-ыр – со стола украли….(сыр)
Ру-ру-ру – в школу (ручку) я беру.
Лю-лю-лю – я леплю … (лису).
Логопед. Молодцы, ребята! Перед тем, как продолжить наше путешествие по стране знаний давайте немного отдохнем.
5. Подвижная игра «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, что катят перед
Кати по снегу свой снежок. собой снежок.
Он превратился в толстый ком, Останавливаются, «рисуют»
И станет ком снеговиком. двумя руками ком.
Его улыбка так светла! Делают упражнение «Улыбка».
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывая голову
Но солнце припечет слегка – ладонью, показывают нос.
Увы! И нет снеговика! Медленно приседают, разводят руки.
6. Упражнение «Вьюга».
Логопед предлагает детям взять пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. На крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.
Логопед. Дети, а сейчас отгадайте загадку:
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо
Дети. Это вьюга.
- Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.
7. Игровое упражнение «Составь предложение». Логопед. Присаживайтесь за столы. А вот и следующее задание. Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, и более слов, которые дружат между собой) Вывесить схему предложений. Что это такое? Это схема предложений. Логопед. У вас на подносиках разрезные картинки. Составьте из них предложения, Прочтите предложения. Составьте схемы к этим предложениям. Выполнение задания детьми. Логопед: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А почему первая полоска в схеме предложения с трубой? (это начало предложения - пишется с большой буквы). Что мы ставим в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено)
Молодцы, вы отлично справились с заданием, я горжусь вами!
8. Пальчиковая гимнастика «Снежок». (Дети выполняют упражнение стоя у столов).
Раз, два, три, четыре, Сжимают и разжимают кулаки.
Мы с тобой снежок слепили. Изображают, как лепят снежок.
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают ладошками.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят указательным пальцем.
Раз – подбросим, два – поймаем, Показывают руками.
Три – уроним и сломаем! Ломают ногой.
9. Игровое упражнение «Составь слово».
Логопед. Ну, что ж отдохнули, королева Знаний вам прислала карточки с заданиями - это последний шаг в этом путешествии. На столе карточки с буквами. Но в стране Знаний разыгралась сильная вьюга. И разбросала буквы в словах. Соедините буквы карандашом так, чтобы получилось слово. Затем запишите это слово в клеточки внизу карточки. Прочитайте слова, которые у вас получились.
Дети: ЛИСА, ВОЛК, ЗАЯЦ, БЕЛКА, КАБАН, ЛОСЬ, ОЛЕНЬ.
Логопед. Молодцы! А как одним понятием можно объединить все эти слова?
Дети: Дикие животные.
Логопед. А сейчас, возьмите фишки и составьте звуковой анализ этих слов.
Логопед. Сколько звуков в твоем слове? Сколько гласных звуков в твоем слове? Сколько согласных звуков в твоем слове? Сколько слогов в твоем слове? Есть ли мягкие согласные в твоем слове?
Логопед. А сейчас выйдут ко мне дети, название животного, которых заканчивается на гласный звук. (лиса, белка). Выйдут на ковер дети, в названии животных у которых два слога. (заяц, кабан, олень). А теперь, выйдут дети, в названии животных у которых один слог. (волк, лось)
Молодцы, ребята! Вы многому научились! А теперь, возвращаемся в детский сад. Закрываем глаза. Один, два, три – Королева Знаний в группу нас верни!
10. Подведение итогов занятия.
Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все задания Королевы Знаний вы выполнили. А что же мы интересного узнали во время путешествия? (Ответы детей). А что вам больше всего понравилось? Что для вас оказалось самым трудным? А мне очень понравилось, как вы себя вели во время путешествия, как уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями Королевы Знаний! И Королева Знаний приготовила для вас сюрприз.