Наталья Панкратьева
Путешествие в мир экономики со сказочными героями. Формирование экономических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»
Джанни Родари
Наступает время, когда дети начинают проявлять интерес к деньгам. Хорошо чтобы к этому моменту взрослые были готовы поддержать это начинание и смогли оказать необходимую поддержку на старте их финансового развития.
Публикация «Путешествие в мир экономики со сказочными героями, Формирование экономических представлений у дошкольников» размещена в разделах
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
За свою педагогическую деятельность я перечитала множество сказок и выделила для себя сказки с экономическим содержанием. В них экономическое содержание раскрывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативные, познавательные навыки. Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка. Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации адекватного возрасту общения, а педагогу - творчески строить процесс экономического воспитания, опираясь на имеющийся опыт детей.
Цель работы: Создание условий для формирования элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры.
Задачи:
• Сформировать у детей первичные экономические понятия и умение применять их в конкретных условиях;
• Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями;
• Воспитать уважение к людям, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Воспитывать бережливость.
Планируемые результаты:
• Владеют понятием «экономика», умеют выделять экономическое содержание из художественных произведений.
• Умеют устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.
• Умеют выделять цепочку трудовых действий, осознают взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».
• Знают понятие «бартер», умеют определять выгодность бартера, самостоятельно совершают обменные операции.
• Владеют понятиями «выгода» и «убыток». Определяют выгодность сделки.
• Знают понятия «купюра», «банк», умеют совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу.
• Владеют понятием «реклама», осознают взаимосвязь «реклама – продажа».
• Используют понятия: «капитал», «бизнес», «купля», «продажа». Умеют выделять деловые качества у героев художественных произведений.
• Сформированы нравственные качества личности: бережливость, экономность, щедрость, ответственность, трудолюбие, честность.
• Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.).
Используемые методы:
• Игровой, т. к. этот метод вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
• Словесный. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.
• Наглядный метод. В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.
В обучении детей основам финансовой грамотности использую следующие технологии:
1. ИКТ технологию
2. Лин – технологию (технология бережливости).
3. Игровые технологии
4. Технология проблемного диалога
5. Технология «Развитие творческого мышления» Работаем по сказке
Предлагаю Вам варианты занятий по обучению основам финансовой грамотности дошкольников по авторским и русским народным сказкам.
«Федорино горе»
К. Чуковский
Цель: расширение представлений о домашнем труде, формирование понимания необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательного отношения к лени, неопрятности.
Краткое содержание. Жила-была старуха Федора. Все в ее доме было поломано, побито да помоями облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там лягушку; а заглянешь в ушат – тараканы кишат. Оттого-то от нее и убежала вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет она. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел; сварила бы баба щи, да кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее, любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она. Засмеялися кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!» Будут, будут у Федоры и блины и пироги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна!»
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории : труд, результат труда.
Вопросы к детям:
• Почему домашняя утварь убежала от Федоры?
• Каким образом Федора их вернула?
• Как Федору отблагодарили за труд?
• Какую домашнюю работу вы знаете и выполняете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, обидчивость, старательность, аккуратность, чистоплотность, бережливость.
Вопросы к детям:
• Почему от Федоры убежала домашняя утварь?
• Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку?
• Почему беглецы вернулись к Федоре?
• Кого называют бережливым, трудолюбивым?
Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.
«Как старик корову продавал»
С. Михалков
Цель: формирование понятия и значения рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.
Краткое содержание. Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».
Материал: презентация сказки
Экономические категории : реклама, покупатели, продавцы, товар.
Вопросы к детям:
• Почему старик целый день не мог продать корову?
• Как старик представлял свой товар?
• Каким образом паренек привлек покупателей?
• Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?
• Почему мужик передумал продавать корову?
• Что такое реклама? Где вы видели рекламу?
• Для чего нужна реклама?
Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.
Вопросы к детям:
• Какими качествами обладал паренек?
• Почему паренек помог старику?
Вывод: Старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не дает молока. Паренек был предприимчивый, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.
«Про мышь зубастую да, про воробья богатого»
В. И. Даль
Цель: Расширение представлений о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитание чувства справедливости.
Краткое содержание: Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему.
Материал: иллюстрации к сказке.
Экономические категории : выгода, убыток.
Вопросы к детям:
• Для чего мышь схитрила?
• Почему воробей обратился к царю?
• Каким образом царь разрешил проблему воробья?
• Как вы думаете, что важно иметь человеку, чтобы получить выгоду: хитрость, смекалку или умение обмануть?
Социально-нравственные качества: хитрость, чувство справедливости.
Вопросы к детям:
• Почему воробей обвинил мышь?
• Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью?
Вывод: Мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю зверей. Царь справедливо разрешил проблему воробья.
«Хаврошечка».
русская народная сказка
Цель: формирование положительного отношения к людям, качественно выполняющим любую работу.
Краткое содержание: Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька.
Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем.
Материал: настольный театр «Крошечка-Хаврошечка».
Экономические категории : труд, обязанности.
Вопросы к детям:
• Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?
• Какую работу она выполняла по дому?
• Чем были заняты хозяйские дочери?
• Каким образом коровка помогала Хаврошечке?
• Какие пословицы о труде вы знаете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову.
Вопросы к детям:
• Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?
• Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?
• Как восторжествовала справедливость?
Вывод: Плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровушка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала замуж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.
Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?»
«Как коза избушку построила»
русская народная сказка
Цель: Знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели.
Краткое содержание: Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветками.
Материал: коврограф, силуэты сказочных героев.
Экономические категории : потребности, возможности.
Вопросы к детям:
• Почему коза решила строить дом?
• Какой потребностью это было вызвано?
• Для чего коза с козлятами ушла от старухи - горюхи?
• Почему деревья отказали козе?
• Какая опасность угрожала козлятам?
• Почему коза принимала советы деревьев?
• Где коза построила дом?
Социально-нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость.
Вопрос к детям:
• Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее?
Вывод: коза ушла от старухи - горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.
«Мужик и медведь»
русская народная сказка
Цель: Формирование представления о характере труда сельского жителя; развитие умения предвидеть результат труда, смекалку.
Краткое содержание: Посеял мужик репу. Пришел к нему медведь и говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.
Материал: проектор, ноутбук (для просмотра мультфильма «Мужик и медведь»)
Экономические категории : труд, выгода, товар, договор (уговор, прибыль.
Вопросы к детям:
• Чем занимался мужик в поле?
• Каким образом он поделил урожай?
• Зачем мужик повез репу в город?
• Почему мужик посеял на следующий год рожь?
• Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость, смекалка, чувство справедливости.
Вопросы к детям:
• Как мужик сохранил урожай?
• Какое качество помогло мужику обмануть медведя?
• Справедливо ли поступил мужик с медведем?
Вывод: Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.
«Три поросенка».
Английская сказка
Ситуация 1
Цель: Формирование у детей представлений о рациональности выбора материала.
Краткое содержание:
Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили как-то поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф-Наф советует строить дом из кирпича.
Вопросы к детям:
• О чем спорили поросята?
• Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?
• Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?
• Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на севере, на юге?
• Как можно назвать слово «материал» по-другому?
• Какое слово запишем в экономический словарик? (ресурсы)
Ситуация 2
Цель: Расширение представлений детей о рациональном использовании денег.
Краткое содержание:
Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, но были очень довольны.
Вопросы к детям:
• Как можно назвать израсходованные поросятами деньги? (сбережения)
• Израсходованные деньги – это доход? Расход? Прибыль?
• Что такое расход?
• Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?
• Какое слово запишем в экономический словарик? (расход)
Ситуация 3
Цель: Формирование понимания необходимости расчета доходов, умения выполнять простейшие расчетные операции установления соответствия доходов и расходов.
Краткое содержание:
Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.
Доход: 25
Виды
расходов Величина
расходов Экономия
Продукты
Питания
Одежда
Обувь
Оплата
Электричество
Оплата
телефон
?
Вопросы к детям:
• Как можно назвать деньги, потраченные поросятами?
• Какие бывают расходы?
• Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег : Д > Р, Д < Р,
Д = Р.
• Почему?
Ситуация 4
Цель: Формирование понимания источников денежных накоплений; развитие умения экономить.
Краткое содержание:
Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.
Вопросы к детям:
• Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?
• Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление? Подарок, сбережение?
• Что такое денежное накопление (сбережение? Когда оно появляется?
• Какое слово запишем в экономический словарик? (сбережения)
Используемая литература:
1. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику : Учебное пособие - СПб, 2001. - 130 с.
2. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. - Ростов н/ Д: Феникс, 2018. – 45 с.
3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок : Практическое пособие. - М. : АРКТИ, 2006.- 88 с.
4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М. ,
5. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Издательство. ВЕНТАНА-ГРАФ
6. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников Москва 2019.
7. Интернет – ресурсы.