Лопатина Лариса
Конспект НОД «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, умение делать умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализация и расширение словаря по теме «Осень».
- Развитие координации речи с движением.
- Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений, речевого дыхания, силы голоса, логического мышления.
- Упражнение в умении образовывать относительные прилагательные.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
- развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в лес“» размещена в разделах
- воспитывать у детей бережное отношение к природе
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегающие:
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, развитие речи, социализация.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная
Оборудование:
Слайдовая презентация. Листочки из картона для дорожки. Видеозапись «Звуки осеннего леса». Конверт с письмом и заданиями от Осени. Сосновые шишки на каждого ребёнка по одному, корзина от Осени.
Методические приё мы:
Загадки, беседа, рассматривание иллюстраций, подбор графических схем (моделирование). Лексико-грамматические упражнения, сюрпризный момент.
Ход проведения досуга:
Организационный момент – развитие слухового внимания и логического мышления.
Ребята, сегодня я получила письмо. Хотите узнать от кого? Отгадайте загадку.
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен,
Кто я такая?
Педагог: Да, ребята, это письмо от осени.
Педагог: Сегодня мы отправимся за лесными дарами. Отгадайте, что вы увидите? Загадываю загадки:
-Весной веселят, летом холодят, осенью питают. Зимой согревают.
-В лесу под ёлкой крошки – только шапки да ножки.
- Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи
После каждой отгаданной загадки на проекторе появляется картинка-отгадка.
Педагог: Где можно встретить все эти предметы?
Дети: В лесу.
На проекторе изображение леса. Слышны лесные звуки.
Педагог: Давайте туда отправимся. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
Включается музыка (аудиозапись «Лесные звуки»). Ребята идут по осенним листочкам, разложенным змейкой на полу.
Беседа: Вот мы и пришли в осенний лес.
Упражнение «Вдохни свежий воздух» - дифференцирование ротового и носового выдоха
Педагог: Вот мы и в лесу. Вдохните чистый лесной воздух. Вдох через нос, выдох через рот - 3 раза.
Речевое дыхание: Хорошо! Как хорошо! Как хорошо в лесу!
Упражнение «Вой ветра» - развитие силы голоса.
Педагог: Вы слышите звуки леса в лесу? Покажите, как он дует.
Дети: в-в-В-В-в-в… На одном выдохе – усиление и ослабление звука.
Педагог: Как хорошо в лесу. А зачем люди ходят в лес?
Дети: ….
Педагог: Давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
Открываем. Ребята, кто что услышал?
Дети: ….
Педагог: Вот как нас встретил лес – зашумел, зашуршал, загудел.
- Посмотрите сколько опавших листочков в лесу. Давайте присядем на этот осенний ковёр. А зачем деревья сбрасывают листву?
Дети: деревья готовятся к зиме.
Педагог: Да, сбрасывая листву, деревья защищают себя. А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
Педагог: Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?
Физкультминутка.
Вначале проведём разминку.
Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись.
Три, четыре - приседай, быстро ноги разминай.
Ветер по лесу летал, ветер листики считал:
Лист кленовый, лист дубовый, лист берёзовый
Резной, лист осины, лист рябины – вот какой
Букет лесной.
Приглашаю вас поиграть.
Игра в кругу «ДА или НЕТ»
Я буду задавать вопросы, если ответ «да» надо хлопнуть в ладоши, если «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
Молодцы. Справились с 2 заданиями.
Присаживайтесь на свои места.
Упражнение «Подбери слова» - активизация и расширение словаря
Педагог: Чем богат лес осенью?
Дети: Грибами, ягодами, орехами, целебными травами.
Педагог: Что происходит осенью с листьями деревьев?
Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, облетают, осыпаются, сохнут.
Педагог: Какие листья в лесу?
Дети: Осенние, красные, разноцветные, жёлтые, коричневые, оранжевые, овальные, круглые, легкие, сухие.
Упражнение «С какого дерева листик?»- образование относительных прилагательных
Педагог: В лесу много разных деревьев. На какие 2 вида делятся все деревья?
Дети: Лиственные и хвойные.
Педагог: Соберите листочки и скажите, с каких деревьев они упали и как называются.
Педагог: Откуда упал твой лист?
1й ребё нок: Мой листик упал с берёзы, он берёзовый.
2й ребё нок: Я поднял тополиный листик, он упал с тополя и т. д.
Упражнение «Листья» - развитие координации речи с движением
Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся на носочках,
руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся Приседают, движения руками
И под ногами шуршат, шелестят, вправо, влево
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.
Исследовательская деятельность:
Педагог: Положите листья под ёлочку. Вас встречает белочка. Она принесла для вас шишки. (появление белочки на проекторе)
Вос. -ль: А на каких деревьях растут шишки? Дети:…
Вос. -ль: Белка шишку сорвала,
В ней орешки не нашла.
Лежит шишка под сосной.
Очень скучно ей одной.
Возьми её и поиграй,
А во что, сам угадай!
Предлагаю потрогать шишку.
-Какая шишка, с какого дерева? Дети:….
Ребята, вы догадались о чем мы с вами будем говорить?
Дети:….
Вчера мы с вами начали эксперимент. Давайте расскажем о нем. А помогут вам графические карточки.
1й этап эксперимента. -Что мы делали с шишкой?
Дети:
- Шишку рассмотрели, понюхали, покатали между ладоней, попробовали согнуть чешуйки.
почему они не сгибались?
Дети: они высохли и стали твёрдыми (она созрела, чешуйки раскрылись, и семена вылетели.)
2й этап эксперимента.
Дети: Опустили шишку в теплую воду.
Что произошло с ней? (она плавала на поверхности, потому что была легкая)
- оставили её в воде на сутки.
Воспитатель: Хотите узнать секрет сосновой шишки?
Дети: Да.
Воспитатель вносит тазик с намоченными шишками и предлагает достать их из воды.
Воспитатель: А сейчас отберите графические карточки для этой шишки. Что с ней произошло?
3й этап эксперимента.
Дети:
-Шишка изменила форму, почему? (пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид)
-За счет поглощения воды шишка стала тяжелой и утонула, объем воды в ванночке уменьшился.
Восп. -ль предлагает нарисовать алгоритм действий в блокнотах.
Итог исследования.
- Сухая шишка легкая, жесткая, не тонет в воде.
- Шишка, погруженная в воду, поглощает её, становится тяжелой и мягкой, опускается на дно.
- При сравнении сухой и влажной шишки видно, что объем влажной шишки уменьшился наполовину, а вес увеличился за счет поглощения влаги.
Воспитатель: Вы замечательно справились со всеми заданиями, Осень приготовила для вас сюрприз (корзинка с яблоками).
Анализ занятия по познавательно-исследовательской деятельности
«Путешествие в лес» в подготовительной группе.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, умение делать умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.
Методы и приемы:
Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
Наглядный (слайдовая презентация);
Практический (д/ игра «С какого дерева листок», д/игра «Подбери слова», подбор графических карточек, эксперимент, моделирование)
Игровой (динамическая пауза, игра «Да или нет», загадки);
Предварительная работа: наблюдения в природе; ведение календаря природы; работа по мнемотаблицам; чтение произведений об осени; рассматривание картин, иллюстраций, слайдовых презентаций; составление рассказов; слушание музыкальных произведений; 1 и 2 эксперимент.
Структура занятия:
Вводная часть - организация детей;
Основная часть - обобщение знаний;
Заключительная часть - подведение итога.