Урываева Инга
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе
Тема: "Космическое путешествие"
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Цель: Расширять представления детей о многообразии космоса.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
• Пополнить, расширить, активизировать словарного запаса детей.
• Повторить и закрепить звук «Р».
• Упражнять детей в умении воспроизводить ритмический рисунок на слух.
• Закрепить умение детей в подборе имен прилагательных к существительному.
• Упражнять детей в умении составлять распространенные предложения.
Развивающие :
• Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
• Развитие связной речи : составлять распространенные предложения; стимулировать детей к речевым высказываниям.
• Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
• Развивать умение логически и последовательно излагать мысли.
• Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком «Р».
Воспитательные:
Продолжать воспитывать культуру речевого общения.
• Воспитывать внимание, любовь к окружающему миру.
• Воспитывать любовь к Родине.
Используемые технологии:
• Игровые.
• Здоровьесберегающие.
• Личностно-ориентированные.
Методы и приемы:
• Практические: погружение в игровую ситуацию.
• Наглядные: рассматривание иллюстраций.
• Словесные: беседа, чтение стихотворений.
• Игровые: (дидактические игры, подвижная игра, хоровое и индивидуальное проговаривание слов, беседа-диалог, речевые игры).
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением планет.
Аудиозапись.
Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» ; «Кто был первым космонавтом?» ; «Планеты Солнечной системы»;» «Что такое звезды?»).
3. Разучивание с детьми стихов;
4. Проведение занятий по рисованию, лепки, оригами «ракета»;
5. Чтение рассказов из книги Н. Носов «Незнайка на Луне».
6. Рассматривание иллюстраций на тему «Космос».
Ход ООД:
1 Организационный этап
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас. Только оно будет не простое, а космическое. Готовы?
А на чем мы полетим в космос?
Дети: На ракете!
Воспитатель: Какой первый звук в слове РАКЕТА? А что мы с вами обязательно наденем?
Дети: Скафандр!
Воспитатель: А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Мы скафандр надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
2. Основной этап
Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.
Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты,
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета,
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
Первая планета Меркурий. (Показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты. (Дети произносят слово Меркурий и находят звук «р»).
На каждой планете вы будете выполнять задания. Готовы?
Задание 1: Д/и «Скажи наоборот»
День -…ночь
Ярко - …темно
Солнце -…луна
Улетать - …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
Темная -…светлая
Холод-…жара
Воспитатель: Молодцы, ребята! С первым заданием справились. Отправляемся с вами к следующей планете.
(Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку).
Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (Показываю изображение планеты).
Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его.
(Дети произносят название Венера и находят звук «р»).
Вы готовы к выполнению следующего задания?
Задание 2: «Отгадайте загадки»
Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный …телескоп
Телескопам сотни лет,
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …астроном
Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …луна.
До Луны не может птица,
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это -
Делать быстрая …ракета.
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …космонавт.
Космонавт сидит в ракете,
И глядит на все на свете -
Видит, в космосе нора -
Это черная …дыра.
А галактики летят,
В рассыпную, как хотят.
Очень здоровенная,
Эта вся вселенная!
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
(Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку).
Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к третьей планете под названием Марс. Планета Марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда.
Давайте произнесем ее название и запомним его.
(Дети произносят слово Марс и находят звук «р»).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам космическую физкультминутку.
Физминутка.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны).
Воспитатель: Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.
А вы знаете, кто был первым космонавтом? (Ответы детей).
12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю. А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.
Ребята, послушайте стихотворение, которое так и называется
«Юрий Гагарин».
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В. Степанов)
(аудиозапись, как Ю. А. Гагарин полетел в космос).
(Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку)
Воспитатель: Мы приближаемся к четвертой планете Юпитер. (Показываю изображение платены). Давайте произнесем ее название и запомним его.
(Дети произносят слово Юпитер и находят звук «р»).
Над этой планетой нависла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить следующее задание.
Задание 3: Речевая игра «Составь предложение».
Корабль, на, летит, космический, Луну.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, нам пора нам отправляться дальше!
(Дети перелетают на другую планету под космическую музыку).
Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к пятой планете Сатурн. (Показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
(Дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»).
Задание 4:Д/и «Образуй множественное число».
Ракета - …ракеты;
Комета - …кометы;
Планета - …планеты;
Космонавт - … космонавты;
Созвездие - … созвездия.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в космическом пространстве часто наблюдается такое явление,как «падение» звезд, что порой напоминает звездный дождь. Представьте себе, что капли этого дождя, стали стучать по корпусу нашего космического корабля. Я предлагаю вам внимательно послушать, а затем повторить ритм дождя.
/ /// // /; // // // ///; / / // / / /; / // /// /.
(прохлопывают ритмический рисунок).
Воспитатель: Ну что ж ребята, молодцы! Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней очень холодно и сухо. (Показываю изображение планеты). Давайте произнесем название планеты и запомним его.
(Дети произносят слово Уран и находят звук «р»).
Задание 5: Речевая игра «Назови ласково».
Звезда - …звездочка;
Облако-…облачко;
Солнце -…солнышко;
Самолет -…самолетик;
Вертолет -…вертолетик.
(Дети перелетают на другую планету под космическую музыку).
Воспитатель: Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть, нужно выполнить еще одно задание.
Задание 6: Д/и «Четвертый лишний»
Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета, Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет
Воспитатель: Молодцы ребята, с заданием справились.
А теперь, послушайте стихотворение, и вы узнаете, на какую планету мы сейчас полетим. А называется оно «Космонавт».
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(В. Степанов).
Воспитатель: Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
Отгадайте загадку и вы узнаете, какой это спутник.
Только лучше звезд видна,
В небе полная … (Луна).
Воспитатель: Ребята, осталось нам с вами выполнить последнее задание перед отлетом домой.
Задание 7: Игра-викторина «Угадай-ка».
Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
Человек, который летает в космос (Космонавт).
Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы)
Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
Воспитатель: Ребята! Вы сегодня Молодцы! Справились со всеми заданиями. Но наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться на Землю.
Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
Ну вот ребята, мы снова дома!
А в заключении нашего занятия я предлагаю вам немного отдохнуть, и поиграть в подвижную игру.
П/игра «Планеты, стройся!»
Каждый из вас будет планетой. Вы летаете в космосе. По сигналу «Планеты, стройся!» вы занимаете свое место в Солнечной системе.
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун (он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом и девятая планета под названием Плутон. (Кружатся вокруг Солнца).
Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось? А что было самым трудным?
Используемая литература:
1. Сборник детских стихотворений В. Степанов
2. В. В. Гербова «Развитие речи детей в старшей группе»
3. Большая энциклопедия дошкольника