Александра Кузнецова
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в город Речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе на тему :
«Путешествие в город Речи»
Цель:
Развитие коммуникативных способностей детей в ходе совместной позновательно - игровой деятельности.
Задачи:
1. Способствовать обогащению речи детей качественными прилагательными.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Путешествие в город Речи“» размещена в разделах
2. Формулировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
3. Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.
4. Способствовать ритмической организации речи детей.
5. актуализировать опорные знания и представления детей по теме «Осень».
Дидактический наглядный материал:
Опорные картинки «Осень»; схемы-картинки «Чистоговорки», дома с изображением названий остановок; листочки-фишки; клубок; сумка.
Предварительная работа:
Беседы об осени; чтение художественной литературы; составление описательных рассказов; заучивание чистоговорок; дидактические игры по теме.
Ход:
Организационный момент.
Дети входят в группу.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку.
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в город Речи. А вы хотите отправиться в этот город? (Да)
Но попасть туда можно только произнеся слова:
Закрой глаза и повернись,
В город Речи - очутись.
Давайте произнесем эти слова все вместе. (Произнесение слов детьми). (Звучит музыкальный фрагмент.)
Ну вот, мы с вами и попали в этот необычный город. Дети, обратите внимание, что в этом городе такое же время года, как и нашем. Напомните мне, какое же это время года? (Осень).
А теперь:
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я!
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
А моим помощником будет предмет, про который я сейчас загадаю загадку.
Возле бабушкиных ног прыгал белый колобок,
Он скакал, мелькал, крутился и в носок вдруг превратился? (Клубок)
Догадались, молодцы, а отгадка находится в моей сумочке. А сумочку мы возьмем с собой, в дороге все может пригодиться.
1. (Воспитатель бросает клубок, и он катится к 1 домику).
Катится клубок по разным улицам, мимо больших и маленьких домов. А вот и первая улица: «Пальчиковая».
Присаживайтесь поудобнее и приготовьте свои пальцы и руки. (Повторяется 1 раз - хорошо заученная).
Осень
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Приходи! зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Погляди! ладони на щеки
Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони
Шапки, куртки надеваем имитируем
И ботинки обуваем топаем ногами
Знаем месяцы: ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь
Вот мы с вами поиграли, слова дружно повторяли.
За это получаете из домика в подарок – картинку.
2. Покатился клубок дальше. (Воспитатель бросает клубок, и он катится к переулку «Словарный»).
Игра «Назови какая?» Давайте с вами придумаем слова – признаки к слову «осень». (За каждое слово воспитатель выкладывает фишку.)
Не стесняйтесь, говорите слово – признак назовите.
Молодцы, посмотрите, сколько много слов - признаков вы подобрали к слову «осень». Вот и следующая картинка.
3. Бросаем клубок – катится он дальше. Куда же он прикатился? (Ответы детей).
(Клубок прикатился к следующему домику). А прикатился клубок на бульвар «Рифм». Здесь нас ждут стихи не простые, в них потерялось последнее словечко – рифма. А что такое рифма, помните? (Ответы детей - созвучие концов стихотворных строк, созвучие концов стихов.) Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Хватит кукситься, скучать,
Начинаем мы (играть).
1. Мы у рыжих листьев
Потихоньку спросим:
- Кто же вам раскрасил?
Отвечают: - … (осень).
2. Есть у туч осенних серых
Свой сердитый вождь,
Целый день пускает стрелы-
Серебристый - … (дождь).
3. Такому чудо каждый рад-
Нам осень дарит - … (листопад).
4. Чтобы было нам тепло,
Носим осенью - … (пальто).
5. Птицы в стаи собрались,
Звери в спячку улеглись.
у кого друзья не спросим, к нам пришла, ребята - … (осень).
Молодцы, очень грамотно и правильно вы подобрали слова – рифмы. Вот за это вам еще одна картинка.
4. Покатили клубок дальше? (да). И вот мы с вами оказались на следующей улице
«Портрет осени». Рассаживайтесь на стулья и давайте составим портрет осени. Начнем наш рассказ так: (Составление рассказа об осени с использованием опорных картинок).
Образец рассказа:
Наступила осень. Солнце прячется за тучи. Часто идет дождь. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме: заяц меняет серую шубку на белую, ёжик делает запасы и готовится к спячке. Люди надевают теплую одежду и берут с собой зонты. Взрослые и дети собирают урожай овощей, фруктов, грибов. (Образец воспитателя).
Молодцы вот вам еще картинка.
5. Дальше, в путь. (Воспитатель катит клубок к следующей остановке Площадь «Физкультуры»). А рядом с ней – красивый, осенний лес.
- Дети, вставайте в круг и повторяйте за мной:
Мы вошли в осенний лес: - дети шагают на месте.
Сколько здесь вокруг чудес! - разводят руками перед собой.
Руки подняли и покачали – - руки поднимают вверх и качают ими.
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – - руки согнуть и потрясти кистями.
Ветер срывает листву.
В стороны руки – плавно помашем – - руки в стороны, помахать ими.
Листья по ветру летят.
Вот закружились листочки наши, - кружатся вокруг себя и приседают.
И приземлиться хотят.
Молодцы, вот мы побывали и в осеннем лесу. А я дарю вам следующую картинку.
6. Отправляемся дальше? (Да). Вот и последняя Улочка.
Усядемся на пригорке,
Да расскажем чистоговорки.
(Проговаривает воспитатель, хоровое и индивидуальное повторение).
Посмотрите и вспомните эту чистоговорку (воспитатель выставляет картинку-подсказку) :
По тропинке через кочки
Шли мы в лес по грибочки.
(следующая картинка).
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Молодцы, следующая подсказка:
Встретил в чаще ё ж ежа:
- Как погода, ёж?
Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, молча, два ежа.
Молодцы, получите еще одну картинку.
Наше путешествие по городу Речи подошло к концу. Как вы думаете, клубок поможет нам вернуться обратно в детский сад? (Нет). Чтобы вернуться обратно, нам необходимо вспомнить волшебные слова, помогайте:
Закрой глаза и повернись,
В детском садике очутись.
Давайте произнесем эти слова все вместе. (Произнесение слов детьми). (Звучит музыкальный фрагмент.)
Вот мы и в нашей группе. Скажите, как же назывался город, по которому мы с вами путешествовали? (Город Речи).
- Что мы делали на его улицах? (Перечисление детьми).
- А вы совсем забыли про картинки, которые принесли из этого города! Посмотрите на них, как вы думаете, что можно с ними сделать? (Собрать в одну). Я догадалась, эта картинка, напоминание нам о времени года и городе, в котором мы побывали.
- Дети, осень очень щедра на подарки. Посмотрите, что она вам приготовила. (Дети рассматривают дары осени в корзине).
Воспитатель обращается к гостям:
- Наше путешествие окончено, спасибо за внимание.