Ирина Тарасенко
Конспект занятия «Путешествие в Древнюю Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Дать представление об укладе жизни древних славян,
воспитывать интерес к истории Родины, уважение к предкам.
Задачи:
- Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу. - Воспитывать усидчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. Создать хорошее настроение, принести детям радость, новые впечатления.
- Расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси. познакомить с названием одежды русского богатыря: (кольчуга, шлем, сапоги, оружия русского воина (копье, щит, лук, колчан, меч).
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Древнюю Русь“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- Формировать умение считать до5, закрепить обратный счет. Закреплять название геометрических фигур, размер, цвет, количество.
- Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Активизировать словарь: сильный, храбрый, отважный, бесстрашный, смелый, мужественный, могучий.
- Дать представление о былинах и сказителях. Воспитывать положительное отношение к фольклору через русские народные мелодии, чувствовать характер и ритм музыки.
- Воспитывать любовь и уважение за наших предков - защитников Родины, уважение к их мужеству.
Виды совместной деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Предварительная работа: чтение сказок, про русских богатырей, рассматривание картин В. Васнецова.
Ход занятия : Дети строят «машину времени», заходят в дом древних славян, ведут разговор о богатырях (одежде и оружие). Строят макет древнего поселения. Хоровод. Беседа о дубе. Разукрашивание дубового листочка.
Ход НОД:
1. Воспитатель:
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую.
- Ребята, а вы заметили, что на мне необычная одежда? В такой одежде ходили наши предки, славяне. И сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие и заглянуть в то время когда жили на земле наши предки, в прошлое. На чём можно туда добраться? (ответы детей). Будем строить машину времени.
Детям раздаются карточки – цветные квадраты с изображением на них разнообразных геометрических фигур, разного количества. Предлагается схема-макет «машины времени», по которой они её собирают из блоков.
Мы машину времени построили,
Двигатель волшебный разогрели,
И по времени теперь мы понесём я,
В гости там к прабабушке зайдём,
И Добрыне руку там пожмём.
Даём обратный отчёт 5,4,3,2,1 – пуск (звучит музыка, загораются разноцветные огоньки).
2. Воспитатель: - Вот мы и в прошлом.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы все вы знать могли
О делах родной земли.
-Давайте с вами пройдём и заглянем, на что это похоже? Предположительно так выглядело жилище наших предков, славян.
Почему, так темно? В то время электричества и стекла не было, и на маленькие окошки натягивали бычий пузырь, через который в избу попадало мало солнечного света. Освещали избу лучиной – тонкой длинной щепой сухого дерева, а для укрепления горящей лучины служил – светец (от слова свет). Воспитатель наглядно показывает, как сделать лучину и укрепляет её в светец. В избе при лучине наши предки занимались домашним хозяйством, рукоделием, пели песни, рассказывали сказки.
3. Воспитатель: - Посмотрите, кто там идёт? (все выходят из «избы», воспитатель берёт в руки гусли).
- В поселение пришёл старец-сказитель, а это значит, что сегодня он поведает нам былину – песенное сказание о подвигах богатырей. Так люди в старину узнавали о героях, ведь тогда не было ни радио, телевизора, газет, поэтому ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о подвигах, о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
- Кто такие богатыри? (кто землю русскую защищает от врагов)
- Каким, должен быть русский богатырь? (сильным, могучим, смелым, отважным, храбрым, добрым)
- А он с голыми руками ходил на врагов? ( ответы детей: доспехи, щит, меч, кольчуга, копьё, лук, стрелы, колчан)
Дружно встанем раз, два, три
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо-
Получается на славу (движения по тексту)
4. Воспитатель:
-Ребята, мы с вами побывали уже в одной избе, а теперь я предлагаю вам построить макет - древнего, славянское поселение. Славяне - это славный, хороший, добрый народ. Им нужно было где-то жить, и поэтому места для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.
Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему славяне в древности селились в лесах и вблизи рек. Затем обобщает ответы детей и объясняет, что в лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках - ловить рыбу. Они разводили домашних животных, а, расчистив участок леса, выращивали хлеб.
- Каждая семья выбирала себе место для строительства жилья на бескрайних просторах нашей Родины (стелет на стол зеленую скатерть, место такое желательно было выбрать на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Рядом должны быть леса (выставляет макеты деревьев на стол). Есть такая пословица «У леса жить – голодным не быть» (фигурки диких животных). Рядом с жилищем обязательно должна быть река или озеро (ставит на стол тарелочку с водой).
- В семьях было много детей, дети создавали свои семьи, людей становилось все больше. Стали появляться деревни и села, заводили домашнее хозяйство (фигурки домашних животных и птиц) всем вместе было легче вести хозяйство и помогать друг другу, ведь родные люди, родственники всегда помогают друг другу (дети выставляют на стол несколько макетов деревянных домов). Каждое поселение огораживали забором (вокруг домов ставится плетёный забор). А за забором был ров, наполненный водой (вокруг забора раскладывает ров с водой). Вот мы огородили наши дома, и получилась крепость, укрепленный славянский городок. Из таких городков и уезжали богатыри защищать свою Родину, землю русскую.
На Руси жил мужественный, трудолюбивый, добрый и славный народ, который мог в свободное время и песни петь, и хороводы водить.
Хоровод «Ой, ты Порушка-Пораня».
5. Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, чтобы оружие в руках богатырей было сильным, богатыри обращались к Богу с молитвой. Уходя в поход, они подходили к дубу, брали с собой листочек и горсть родной землицы.
- Дуб, какое дерево? (ответы детей).
Дуб- могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям. Давайте и мы, как наши предки совершим этот обряд.
У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх) Дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
6. Художественное творчество. Дети раскрашивают заготовки «листочек дуба».
7. Ой, ребята нам пора в садики возвращаться. Идём к «машине времени», даём обратный отчёт 5, 4, 3, 2, 1 (космическая музыка).
8. Воспитатель: - На чём мы с вами путешествовали?
- Где мы побывали?
- Что, делали?
- Что, запомнили?