ирина посадскина
Путешествие по экологической тропе как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Посадскина Ирина Леонидовна
Важным и незаменимым компонентом развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации по познавательному развитию детей выступает ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА.
Цель создания экологической тропы : развитие экологического сознания дошкольников.
Публикация «Путешествие по экологической тропе как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи создания экологической тропы :
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы; расширять знания об особенностях живой и неживой природы родного края.
3) Привлечь детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.
5) Повысить педагогическую компетентность родителей в области экологического воспитания детей.
6) Создать условия, обеспечивающие эффективное использование экологической тропы для осуществления эколого-краеведческого образования дошкольников.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Перспективный план
взаимодействия с дошкольниками на экологической тропе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Экологическая тропа на участке детского сада – это оптимальное средство эстетического, умственного, нравственного, экологического и физического развития дошкольников. Особое значение она имеет в городском детском саду. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с природой.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к животным и птицам. Ввести ребенка в мир природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи детского сада.
Озеленение участка обогащает воздух кислородом, обеспечивает тепловой микроклимат, защищает территорию от пыли и шума, создаёт декоративный барьер между групповыми площадками. Специалисты утверждают, что фитонциды (летучие защитные вещества, выделяемые растениями, способны убивать болезнетворные бактерии и очищать воздух (до 70 %) от пыли.
Цветы – это удивительно разнообразные по форме, цвету, ароматам растения. Цветы вызывают радость и умиротворение. На участке детского сада должно быть много цветов – детский сад должен стать цветущим садом. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.
Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, к экспериментированию. Одной из эффективных форм педагогической работы, обеспечивающей личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком – являются опыты. Таким образом, можно говорить об уникальном развивающем, воспитательным и образовательным воздействием экологической тропы на взаимодействующего на ней ребёнка – дошкольника.
Объект экологической тропы : деревья и кустарники
МЛАДШАЯ ГРУППА
1. Наблюдения
Наименование Время года Оборудование Методическое обеспечение
Рассматривание плодов и семян деревьев и кустарников в период золотой осени
Рассматривание осеннего дерева
За берёзой
Сравнение дерева с кустарником
За деревьями Осень, лето Коробочки с семенами, плодами, листьями
Деревья: берёза, каштан, клён
Кустарники: сирень П. Г. Саморукова «Как познакомить дошкольников с природой» стр. 9, 80
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 29, 42
М. В. Лучич «Детям о природе» стр. 14,18,29
2. Чтение художественной литературы
К. Чуковский «Чудо-дерево»
С. Козлов «Такое дерево» Осень-лето Художественная литература, иллюстрации В. В. Гербова «Книга для чтения 2-4 года» стр. 163, 199
3. Дидактические и подвижные игры
П/И «Деревья и ветер», «В лесу зимой», «В лесу весной», «Деревья», «Целое и части», «Волшебники», «Один-много» Осень-лето
Зима-Весна Сюжетные картинки
(см. вклейку, рис. 3,8,9,10) Т. В. Ковригина «Комплексные занятия» стр. 257
М. Г. Борисов «Деревья и кустарники» стр. 10, 11,12,13,14
З. А. Ефанова «Комплексные занятия» стр. 97
4. Беседы
«Деревья на нашем участке»
«Деревья в снегу»
«Листопад, листопад, засыпает старый сад» Осень, лето,
зима Деревья: берёза, каштан, клён
Кустарники: сирень Т. В. Ковригина «Комплексные занятия» стр. 43, 121, 184
5. Рисование с натуры
«Листочки и почки»
«Деревья на нашем участке» Весна, лето, осень Краски, кисти, бумага, вода Т. В. Ковригина «Комплексные занятия» стр. 121, 257
СРЕДНЯЯ ГРУППА
1. Наблюдения
Наименование Время года Оборудование Методическое обеспечение
За деревьями и кустарниками, елью. «Люблю я пышное природы увяданье» Осень-лето, весна
Зима Деревья: берёза, каштан, клён, ель
Кустарники: сирень О. А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» стр. 54, 58, 62, 65 Т. В. Лучич «Детям о природе» стр. 36,43,46
В. А. Степанова «Листок на ладони» стр. 47
2. Рисование с натуры
Наименование Время года Оборудование Методическое обеспечение
«Кисть рябинки, гроздь калинки», «Сказочное дерево» Осень, лето, весна Краски, кисти, бумага, вода И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 46
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 37
3. Чтение художественной литературы
Наименование Время года Оборудование Методическое обеспечение
Японская сказка «Ивовый росток»
А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»
И. Бунин «Листопад», Л. Квитко «Жалоба деревьев»
С. Чёрный «Загадки» Г. Сапгир «Садовник» Весна, осень, лето Художественная литература, иллюстрации В. В. Гербова «Книга для чтения 4-5 лет» стр. 45,50,53,67,68,74
4. Опыты
Наименование Время года Оборудование Методическое обеспечение
«Ветер расселяет деревья по новым местам»
«Корень имеет тонкие волоски по которым впитывается вода», «Жёлуди-семена дуба»
«Корень-устойчивость дерева»
«В розовом ростке спрятан целый дуб»
«Дерево умеет плавать» Весна, осень-лето Семена деревьев, подкрашенная вода, марля, Жёлуди, ящик
Коробка с песком, модели дерева, ёмкость с водой Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми» стр. 151, 152
Горбатенко «Комплексные занятия» стр. 49
5. Беседы
Наименование Время года Оборудование Методическое обеспечение
«Как узнать растение? (дерево, куст)»
«Посади дерево»
«Золотой клён»
«Деревья»
«Описание деревьев» Осень-лето Деревья: берёза, каштан, клён
Кустарники: сирень О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 107
Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей» стр. 96
С. В. Машкова «Позновательно-исследовательские занятия на экологической тропе» стр. 39
З. А. Ефанова «Комплексные занятия» стр. 96,100
6. Рассказ
Наименование Время года Оборудование Методическое обеспечение
«Прохождение экологической тропы»
«Экологическая тропа весной» Осень
Весна Объекты экологической тропы : берёза, рябина, пень О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» стр. 13, 44
СТАРШАЯ ГРУППА
1. Наблюдения
Наименование Время года Оборудование Методическое обеспечение
«Рассматривание веток ели и сосны»
«Рассматривание веток берёзы, тополя, сирени»
«Знакомство с тополевой аллеей»
«За пнём дуба» «За черёмухой» «Тополя, тополя»
«За деревьями» «За рябиной» «За осиной»
«За тополем» «За ивой» «За берёзой» «За почками берёзы» «За елью» «За сосной» Весна, лето, осень, зима Ветки, шишки,
Ленточки
Деревья: ель, сосна, берёза, тополь, черёмуха, рябина, осина, ива
Кустарники: сирень П. Г. Саморукова «Как познакомить дошкольников с природой» стр. 132, 139
С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия» стр. 68
М. Н. Сигимова «Познание мира растений» стр. 82,129,151
М. В. Лучич «Детям о природе» стр. 56,67,72,80
Кравченко «Прогулка в детском саду» стр. 20,61,69, стр. 27,57,74, 31,38,80,33,54,65, 30,45,76,43,46,55,59
2. Беседы
«Экскурсия к старому пню»
«Знакомство с деревом долгожителем»
«Деревья и кустарники нашего двора»
Рассматривание картины И. Левитана «Берёзовая роща» Зима, осень. лето Модели деревьев, кольцевые спилы деревьев, Картинки с изображением деревьев и кустов Картины С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия» стр. 86,49
Н. В. Лободина «Комплексные занятия» стр. 68, 91
3. Рисование с натуры
«Ветка калины», «Деревья и кусты нашего двора»
«Большие и маленькие ели», «Лес в осеннем уборе»
«Какие они разные деревья и кусты»
«Праздничный наряд осенних деревьев и кустов» Осень, весна, лето Краски, кисти, вода, бумага, цветные мелки В. Н. Волчкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 14
Н. В. Лободина «Комплексные занятия» стр. 91, 161
Н. А. Курочкина «Дети и пейзажная живопись» стр. 87, 78, 34
4. Рассказ
«Необыкновенная «одежда» берёзы»
«Дуб» «Калина»
«Шиповник» Осень, лето Деревья: берёза, дуб
Кустарники: калина, шиповник М. Н. Сигимова «Познание мира растений» стр. 58,123, 168, 186
4. Чтение художественной литературы
Л. Мей «Двойным зелёным строем»
Н. Некрасов «Говорила рябина рябине…»
«Загадки» Весна
лето, осень Художественная литература, иллюстрации В. В. Гербова «Книга для чтения 5-7 лет» стр. 99
О. А. Воронкевич
«Добро пожаловать в экологию» стр. 142, 135
Н. А. Курочкина «Дети и пейзажная живопись» стр. 78
5. Дидактические игры
«Деревья и кустарники»
«Дуб и дубок» «Измени слово»
«Назови ласково» «Слова наоборот»
«Узнай о чём говорю» Осень, лето, весна Дидактическая картина, сюжетные картинки (см.
вклейку, рис. 5, 21) Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» стр15
М. Г. Борисенко «Деревья и кустарники» стр. 9,22, 23
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1. Наблюдения
Название Время года Оборудование Методическое обеспечение
«За рябиной» «За ивой»
«За тополем»
«За хвойными и лиственными деревьями»
«За деревьями и кустарниками»
«За деревьями» «За шиповником»
«Зимняя прогулка к тополям» Осень, лето. весна, зима Рябина, ива, тополь, ель, сосна, шиповник, сирень И. В. Кравченко «Прогулки в детском саду» стр. 96,141,179, 117,170,174, 125, 133,145, 155
М. В. Лучич «Детям о природе» стр. 97,103,106,109,113,116,119,122,124
М. Н. Сигимова «Познание мира растений» стр. 176
С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия на экологической тропе» стр. 81
2. Рисование с натуры
«Осеннее дерево»
«Ветка рябины»
«Весенняя ветка»
«Берёза» «Осень на опушке, краски разводила» «Черёмуха» Осень, лето, весна Листы, краски, кисти, вода Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 43, 47
Н. В. Лободина «Комплексные занятия» стр. 77, 313
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования»(часть2) стр. 51, 5 (часть1, 11, 16
3. Беседы
«О русской берёзе»
«Старый пень» Весна, лето, осень Ветки деревьев Н. В. Лободина «Комплексные занятия» стр. 371
С. В. Машкова «Познавательно - исследовательская деятельность на экологической тропе» стр. 138
4. Рассказ
«Загадки хвойного леса»
«Разновидность берёз»
«Особенности липы» Осень-лето М. Н. Сигимова «Познание мира растений» стр. 7, 56, 112
5. Дидактические игры
«Лиственные и хвойные деревья»
«Назови нужное слово»
«Дополни предложение»
«Что происходит»
«С какого дерева ветка» Осень, лето, весна Предметные картинки (см. вклейку, рис. 22) М. Г. Борисенко «Деревья и кустарники» стр. 25, 26, 27
Н. В. Лободина «Комплексные занятия» стр. 64
6. Чтение художественной литературы
Л. Мей «Двойным зелёным строем»
«Загадки»
Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» Весна, осень, лето Художественная литература, иллюстрации В. В. Гербова «Книга для чтения 5-7 лет» стр. 99
В. А. Степанова «Листок на ладони» стр. 93
Н. В. Лободина «Комплексные занятия» стр. 162
Объект экологической тропы : дорожки здоровья