Елена Двуреченская
Путешествие по экологической тропе
▼ Скачать + Заказать документы
Экология – наука об окружающей среде и взаимодействии с ней человека. И изучать эту науку необходимо с раннего детства. Поэтому перед работниками ГДО МБОУ СОШ № 2 стоит немаловажная задача организации экологического образования детей детсадовского возраста.
Цель нашей работы – воспитание экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы. Для достижения поставленной цели мы используем различные формы и методы работы: экологические беседы, конкурсы и викторины знатоков природы, защиту проектов, экологические праздники и природоохранные операции и др. Одной из интересных форм экологического воспитания является создание экологической тропы.
Публикация «Путешествие по экологической тропе» размещена в разделах
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. Дети имеют возможность представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
При организации экологической тропы детского сада мы обследовали территорию поселка и вместе с ребятами выделили разнообразные и наиболее интересные объекты.
Создание тропы мы начинали с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане изобразили подробный план территории детского сада и близлежащей территории. На плане отметили те места, которые содержат интересные природные объекты.
Путешествие по тропе начинается непосредственно со здания детского сада. Это объект «Наш дом». Далее тропинка ведет ребят на территорию садика и за ее пределы. Здесь были выделены следующие разнообразные объекты растительного и животного мира: «Рябинушка»; «Пенек»; «Лесной доктор»; «Березка»; «Цветочная клумба»; «Ежиная семейка»; «Муравейник»; «Зеленая аптека»; «Грибная полянка».
Мы также постарались расширить разнообразие ландшафта созданием небольшого искусственного водоема «У царевны Лягушки». Получился небольшой прудик, окаймленный природным камнем и камышами, его облюбовали лебеди, тоже сделанные умелыми руками воспитателей. Главным обитателем ребята выбрали Лягушку-царевну, она появилась в результате конкурса «Сделай сам», в котором приняли участие и родители воспитанников.
Количество точек меняется по мере появления интересных и увлекательных растений, птиц, животных.
Воспитатели в группах составили картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех объектов в виде рисунков: дятла, дерева, ежа, муравейника и т. д. Вместе с ребятами мы выбрали хозяина нашей тропинки – Лесовичка и его помощников – Мудрую Сову и Сороку – белобоку. Мудрая Сова рассказывает детям о происходящих в природе сезонных изменениях, знакомит с особенностями живых и неживых природных объектов, задает детям вопросы. Сорока – белобока приносит на своем хвосте экологические новости – о погоде, о лесных жителях, о происшествиях на экологической тропе и др.
Воспитатели оформили паспорта всех точек тропинки, в которых отразили рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указали их целебные свойства, у живых объектов – особенности питания и ухода. В приложении к паспорту ребята вместе с родителями собирают загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.
Занятия, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:
- использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;
- развивать сенсорные качества каждого ребенка;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
- проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
Кроме того, на экологической тропе мы организуем разнообразную трудовую деятельность. Малыши не только наблюдают за птицами, но и кормят их зимой, моют кормушки и поилки, поддерживают водный режим.
Также во время экскурсий по тропе ребята собирают семена разнотравья для подкормки птиц зимой. А собранные опавшие листья, шишки, веточки служат материалом для изготовления разнообразных поделок, которые ребята выставляют ежегодно на осенней ярмарке.
Главным показателем экологической воспитанности дошкольников является их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков. Возле каждого объекта экологической тропинки мы вместе с ребятами выставили таблички «Охраняется детским садом». Ребята следят за состоянием объектов, убирают мусор. Совместно с родителями мы проводим экологические природоохранные акции: «Кормушка»; «Скорая помощь» раненому дереву, разрушенному муравейнику; «Посади дерево».
Разработана структура опытно - исследовательской деятельности на экологической тропе. Ребята исследуют, какие условия нужны растениям и животным для жизни, куда девается мусор в почве, кто живет в траве, сколько цветков посетит пчела за одну минуту, сколько разнообразных растений произрастает на экологической тропе, зачем лягушке зеленый цвет и т. д.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Экологическая тропа в детском саду - интересная форма работы по экологическому воспитанию.