Светлана Кузнецова
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по русской избе»
▼ Скачать
Занятие рекомендуется для работы с детьми в дошкольных учреждениях и адресована воспитателям.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На мой взгляд именно система знаний по культуре своего народа поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие по русской избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по русской избе»
Цель: закрепить представления детей о жизни русского народа в старину.
Задачи:
- закрепить названия предметов обихода;
- вызвать эмоциональный отклик в душе детей от воспоминаний о прошлом;
- воспитывать уважение к истокам русского народа, к его прошлому.
Оборудование: комната русского быта, музыкальное сопровождение, сундучок.
Ход занятия:
Воспитатель: Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли».
Проходите, устраивайтесь по удобнее. Догадались, куда вы попали?
Дети: В русскую избу.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Здесь старинные предметы, их сейчас не встретишь.
Воспитатель: Умницы, какие вы наблюдательные, да догадливые!
«Гости на дворе – хозяевам радость!» Посидим рядком, поговорим ладком!
«В доме тепло и на сердце легко!» Как вы думаете, о чем я говорю?
Дети: О печке!
Воспитатель: Правильно! А почему печь занимала в горнице почетное место?
Дети: Она обогревала хозяев, кормила, служила постелью, лечила от болезней.
Воспитатель: Какие молодцы! Правильно, без печи – изба не изба!
(Показывает сундучок) А вот у меня сундучок с секретом, в нем живут загадки, а отгадки вы найдете в этой комнате.
Загадывает загадки:
1) На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (Полотенце).
2) Черный конь скачет в огонь. (Кочерга).
3) Фока воду кипятит и как зеркало блестит. (Самовар).
4) Новая посуда вся в дырах. (Решето).
5) Сидят 2 галочки на палочке. (Ведра с коромыслом).
6) Огня не боится, в нем каша томится. (Чугунок).
Дети отгадывают загадки и показывают предметы быта, коротко рассказывая об их назначении.
Слышится плач ребенка.
Воспитатель: Ой, кто это плачет? Ребенок проснулся. Ну-ка, подскажите, как успокоить маленького.
Дети: Накормить, покачать, спеть колыбельную.
Воспитатель: Давайте споем тихонько.
Воспитатель вместе с детьми поют колыбельную кукле.
Воспитатель: Маленький заснул под вашу колыбельную, а мы тихонько дальше поведем рассказ. Комната в русской избе называлась горница. Печь делила горницу на 2 основные части: на левую и правую. С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь она делала домашние дела. Какие?
Дети: Готовила пищу, мыла посуду, стирала.
Воспитатель: Как женщину называли в старину?
Дети: Баба.
Воспитатель: Правильно, поэтому место за печкой называлось – бабий кут, т. е угол.
В другой стороне горницы – правой, стоял обеденный стол, вверху висела икона и стояли лавки. Это место называлось красный угол, т. е красивый. Здесь принимали гостей. И сами хозяева обедали, решали семейные вопросы. Что лежало на полу?
Дети: Половики, их хозяйка сама ткала.
Воспитатель: Правильно! А для чего в горнице стояли большие кованые сундуки?
Дети: Они использовались вместо шкафов и тумбочек, в них хранили одежду, белье, документы.
Воспитатель: Ой, какие вы разумные дети. Столько много знаете о прошлом!
Сейчас поиграем в игру «Скажи по – старому!»
Дом-изба, комната-горница, угол-кут, шторы – занавески, шкаф-сундук, ковер –половик, кровать-полати.
Молодцы! На этом наше путешествие закончено.