Галина Рябишина
Досуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Досуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» Делимся опытом.
Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);
• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;
Публикация «Досуговое мероприятие „Посиделки в русской избе“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Посиделки
- Русская изба
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2020
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
• расширять художественно-творческие способности детей.
На предшествующих занятиях в группе была проведена предварительная работа, в которую вошли: чтение сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки. Также в предварительную работу входило рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари.
Словарная работа: горница, прялка, заслонка, ухват, шайка, коромысло, кушак.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.)
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас пройти со мной в горницу.
Дети идут в горницу, здесь их встречает хозяюшка дома.
Хозяюшка: Милости просим в горницу. Приходите, люди добрые! Будьте как дома.
- Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Горница у меня небольшая. Да красивая какая!
Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Хозяюшка подводит детей к печке:
«Шкаф большой,
Дверцы маленькие,
Кладут белое,
Вынимают черное»
Воспитатель: Дети, а вот печка всегда дает тепло людям, раньше печка часто служила постелью для детей и стариков в больших крестьянских семьях. На больших русских печах крестьяне сами пекли хлеб, ну конечно и готовили пищу, да и сейчас многие люди готовят пищу на печках.
Рассказать и показать - как крестьяне пользовались печью, чем и как доставали хлеб (лопаткой, пищу, приготовленную в чугунах (ухватом, куда клали дрова, чем закрывали печь (заслонкой) и т. д.
Хозяюшка: Сегодня я проведу вас по горнице и познакомлю с домашней утварью.
Дети с хозяюшкой проходят по горнице и знакомятся с утварью.
Хозяюшка показывает каждый предмет и сопровождает небольшим стихотворением, загадкой:
1. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (стол)
2. Били меня, колотили меня, а за стол клали (скатерть)
3. На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел –
Семью кормил. (Горшок)
4. Сам дубовый,
Пояс вязовый,
А нос липовый. (Бочонок)
5. Вес лес в обрез, одно дерево выше всех. (Шайка)
6. Гибкий лес на плечи залез (коромысло)
7. Утка в море – хвост на заборе (ковш)
8. Рогат да не бык, пищу берет да не сыт (ухват)
Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель (хозяюшка): Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.
Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
В старину любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Воспитатель: Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни.
Звучит русская народная песня «Пряха».
Воспитатель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?
Дети:
• У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
• Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься.
• Хорошо прядёшься – весело поётся.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь, послушайте: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.
Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.
Дети садятся на лавки вокруг экрана.
Хозяюшка: Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
– Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила.
– Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!