Залина Касимова
Путешествие по развивающим играм
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающие игры нового поколения во всестороннем развитии дошкольника»
Цель :
- повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми,
- знакомство с игровой развивающей технологией В. В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тема нашей встречи: «Развивающие игры нового поколения во всестороннем развитии дошкольника».
Публикация «Путешествие по развивающим играм» размещена в разделах
Интеллект -
Сложное интегральное образование,
включающее разные познавательные
процессы и функции (мышление,
память, внимание, воображение,
речь) в их взаимосвязи.
П. Я. Гальперин
Приоритетным направлением работы нашего ДОУ является всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
«Путешествие по развивающим играм»
Ход:
«Дерево ожидания»
Цель: развивать умение определить прогнозируемый результат встречи.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм, познакомимся с некоторыми из игр В. В. Воскобовича и составим рекомендации-памятки по работе с ними.
Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру.
Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.
Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.
«Купите билетик»
(Вхождение в игру.)
Цель: интеллектуальная разминка.
- Сейчас небольшая интеллектуальная разминка. Для того, что бы отправиться в путешествие по развивающим играм, вам необходимо «купить билеты». В своей работе на занятиях с детьми вы используете круги Эйлера. И я вам предлагаю выбрать себе билет следующим образом:
( Вопросы типа: это не квадрат и он не синий и т. д.)
После ответов на вопросы педагоги делятся на две команды: опытные педагоги и педагоги молодые.
«Играя – учимся,
Играя – познаём!»
Теоретическая часть
«Педагогическая кухня»
Цель: уточнение системы знаний педагогов в области игры дошкольников.
- На ваших билетах написаны номера вопросов, а на столе перед вами лежат сами вопросы по теме игровая деятельность дошкольников (вопросы прилагаются).
После того как воспитатели ответили на вопросы:
- Как вы думаете – а всякая ли игра может быть развивающей?
- Настоящая женщина из ничего может сделать прическу, салатик и скандал.
- А настоящий педагог умеет организовать развивающую деятельность детей, используя различные предметы, находящиеся «под рукой», поставить задачу и решить ее.
- Предлагаю перейти к практической части нашего путешествия…
Практическая часть
1. «Каша из топора»
Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.
Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.
В сундуке следующие предметы:
- Картон, ножницы,
- Прищепки и лист А-4,
- Спички или деревянные палочки,
- ПУСТО
После презентаций игр обобщаю:
Развивающие игры до года
По сути, любая игра является для малыша развивающей : потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции младенца, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику.
В период с года до трех лет ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
2. «Мастер-класс»
Цель: знакомство и практическая работа педагогов с играми В. В. Воскобовича.
- Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Затем появились и методические сказки.
К достоинствам развивающих игр В. В. Воскобовича можно отнести:
Широкий возрастной диапазон участников игр.
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач:
Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы;
Узнает и запоминает цвет или форму;
Учиться считать, ориентироваться в пространстве;
Тренирует мелкую моторику рук;
Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Вариативность игровых заданий и упражнений.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Цели и задачи технологии.
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Универсальность использования
Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В. В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга», «Развитие» и т. д.
Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми - "Геоконт" и "Квадрат Воскобовича".
Китайская мудрость гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
- Вашему вниманию предлагается элемент мастер-класса, который проведет воспитатель подготовительной группы Н. В. Соболева, использующая в своей работе с детьми «Квадрат Воскобовича».
(Участника и гостям семинара раздаются «Квадраты Воскобовича»)
- А сейчас я познакомлю вас еще с одной игрой из технологии «Сказочные лабиринты» - «Геоконт».
В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка - "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». На игровое поле "Геоконт" нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.
В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творческие способности.
Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели. Но знакомство с играми как вы, наверное, уже поняли, начинается с сюжетно-ролевых игр.
- Предлагаю начать знакомство с «Геоконтом» с подвижной развивающей игры «Паутинка».
(Сидя в кругу, выполнение заданий паука Юка.)
3. «Педагогическая вертушка»
Цель: Обобщение полученных знаний, объединение усилий коллектива при создании рекомендаций.
Задание: составление памятки.
- А сейчас, вам необходимо будет собраться с мыслями, вспомнить все, что вы знаете, что узнали нового и использовать эти знания для оставления памятки-рекомендации, которая пригодится вам в дальнейшей работе с детьми по применению развивающих игр. Перед вами лист ватмана, передавая его по кругу вам необходимо написать свою рекомендацию и передать соседу, который ее дополнит и передать дальше всем участникам.
(Педагоги работают, затем кто-то один зачитывает)
- А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в работе с родителями «Как играть в развивающие игры дома»и для родителей «Советы родителям по выбору игрушек для детей».
4. «Дерево ожидания»
(рефлексия)
Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.
Практическая часть:
Предлагаем вам «Игротеку».
Для того чтобы отправиться в путешествие по развивающим играм, вам необходимо «купить билеты». Вытяните из барабана бочонок с номером стола и занимайте места. По сигналу мы делаем пересадку и меняемся местами по часовой стрелке.
Стол № 1 «Счетовозик» - Молимонова Наталья Евгеньевна
Стол № 2 «Палочки Кюизенера» - Некрасова Елена Викторовна
Стол № 3 «Блоки Дьенеша» - Шакулина Оксана Владимировна
Стол № 4 «Коврограф «Ларчик»» - Григорьева Елена Анатольевна
Рефлексия
“Пять строчек по правилам”. Синквейн
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
1 строчка – это название темы
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы.
4 строчка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме.
5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Например:
1. игра
2. веселая, развивающая
3. воспитать, развить, учить
4. Игра развивает детей.
5. Развитие