Белянова Мария
Программа занятий по развивающим играм «Мы — умнички»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа занятий по развивающим играм «Мы – умнички» (в сокращении)
Игра обладает существенными признаками: целью, соответствующим содержанием, деятельностью ее участников. При использовании игры как дидактического средства приобретения и формирования определенных умений и навыков, игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия. Игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития. И, наконец, игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир.
Публикация «Программа занятий по развивающим играм „Мы — умнички“» размещена в разделах
Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет, состоит из 8 занятий, каждое из которых включает 5 заданий. Интервал между занятиями определяет педагог (родитель) самостоятельно. Представляю Вашему вниманию фрагмент программы из двух занятий, остальные Вы можете подобрать по Вашему усмотрению, или по образцу
Задания 1 (разное – одинаковое, такое – не такое) направлено на умение анализировать. Благодаря такой тренировке у ребенка вырабатывается способность воспринимать любой предмет не только в целом, но и видеть в нем отдельные части.
Задания 2 развивают у ребенка умение обобщать и классифицировать увиденные данные.
Задания 3 совершенствуют зрительное восприятие, произвольное внимание и логическое мышление.
Задания 4 закрепляют у ребенка такие понятия как: «шире – уже», «выше – ниже», «над – под» и т. д.
Задания 5 направлены на ориентацию в пространстве. Перемещая воображаемый персонаж, ребенок учится концентрироваться, отрабатывая при этом знания понятий «верх – низ», «право – лево» и т. д.
ЗАНЯТИЕ 1
Задание 1 (Количество вопросов определяет педагог (родитель) в зависимости от подготовки и/или настроения ребенка)
Вопросы детям:
1. Что у автобуса № 2 такое и не такое, как у автобуса № 3?
2. Что у автобуса № 1 такое и не такое, как у автобуса № 5?
3. Что у автобуса № 6 такое и не такое, как у автобуса № 12?
4. Что у автобуса № 4 такое и не такое, как у автобуса № 11?
5. Что у автобуса № 6 не такое, как у автобуса № 7?
6. Что у автобуса № 1 такое, как у автобуса № 10?
Задание 2
Вопросы детям:
1. Что напутал художник?
2. Объясни свой выбор
Задание 3
Вопросы детям:
1. Какая карточка лишняя?
2. Объясни свой выбор
Задание 4
Задание 5 (Количество вопросов и длину «маршрута» определяет педагог
(родитель) в зависимости от подготовки и/или настроения ребенка)
Вопросы детям (предварительно объяснив, что существуют короткие и длинные дорожки, т. е. прямые и диагональные, и мы перемещаемся только на один шаг) :
1. Водитель автобуса № 1 поехал по короткой дорожке вниз, затем по короткой дорожке направо и затем по короткой дорожке вверх. На месте какого номера автобуса он оказался? (2)
2. Водитель автобуса № 5 поехал по короткой дорожке влево, затем по короткой дорожке вниз и затем по длинной дорожке вниз и вправо. На месте какого номера автобуса он оказался? (11)
3. Водитель автобуса № 6 поехал по длинной дорожке вверх и влево, затем по короткой дорожке вниз, затем по короткой влево. На месте какого номера автобуса он оказался? (4)
4. Водитель автобуса № 7 поехал по длинной дорожке вниз и вправо, затем по короткой вверх, затем по длинной вверх и влево. На месте какого номера автобуса он оказался? (4)
5. Водитель автобуса № 3 поехал по короткой дорожке вниз, затем по короткой влево, затем по длинной вверх и вправо. На месте какого номера автобуса он оказался? (вернулся на свое место)
ЗАНЯТИЕ 2
Задание 1 (Количество вопросов определяет педагог (родитель) в зависимости от подготовки и/или настроения ребенка)
Вопросы детям:
1. У какого башмака есть что-то общее с башмаком № 1?
2. У какого башмака нет ничего общего с башмаком № 1?
3. У какого башмака есть что-то общее с башмаком № 2?
4. У какого башмака нет ничего общего с башмаком № 2?
5. У какого башмака есть что-то общее с башмаком № 3?
6. У какого башмака нет ничего общего с башмаком № 3?
Задание 2
Вопросы детям:
1. Что напутал художник?
2. Объясни свой выбор
Задание 3
Вопросы детям:
1. Какая карточка лишняя?
2. Объясни свой выбор
Задание 4
Задание 5 (Количество вопросов и длину «маршрута» определяет педагог
(родитель) в зависимости от подготовки и/или настроения ребенка)
Вопросы детям (предварительно объяснив, что существуют короткие и длинные дорожки, т. е. прямые и диагональные, и мы перемещаемся только на один шаг) :
1. Башмак № 2 прошел по длинной дорожке влево и вниз, затем по длинной дорожке вправо и вниз, затем по короткой дорожке вверх. К какому башмаку он присоединился? (5)
2. Башмак № 3 прошел по короткой дорожке вниз, затем по короткой дорожке еще раз вниз, затем по длинной – вверх и влево. К какому башмаку он присоединился? (5)
3. Башмак № 4 прошел по короткой дорожке вверх, затем по длинной дорожке вниз и вправо, затем по длинной – вверх и вправо. К какому башмаку он присоединился? (3)
4. Башмак № 8 прошел по длинной дорожке вверх и вправо, затем по короткой дорожке влево, затем по длинной – вниз и влево. К какому башмаку он присоединился? (пустой круг № 7)
5. Башмак № 2 прошел по длинной дорожке влево и вниз, затем по длинной дорожке вправо и вниз, затем по короткой – вверх. К какому башмаку он присоединился? (5)
Список использованной литературы:
1. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2002. — 176 с.
2. Зак А. З. «Будем смышлеными» : развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет / А. З. Зак. – Москва : Аркти, 2003. – 104 с.
3. Гринченко И. С. «Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе».- Учебно-методическое пособие. — М. : Центр гуманитарной литературы, 2002. — 78 с.
4. Степанова О. А. «Игровая школа мышления» : методическое пособие / О. А. Степанова. (Игровые технологии). - М. : Сфера, 2003. - 128с.
5. dob@1september.ru Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка (Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А. И. Герцена. – М. Дошкольное образование. - N05 (150, 1-14.02.2005.