МААМ-картинки

Конспект занятия «Путешествие по лесным тропам»

Вера Димитриевна Шурдикова
Конспект занятия «Путешествие по лесным тропам»
▼ Скачать + Заказать документы

Путешествие по лесным тропам

Цель: Закрепление знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес», формирование представления о лесе, как доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой.

Задачи:

• Учить различать лиственные и хвойные деревья, узнавать и правильно называть лекарственные травы, грибы;

• Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу;

• формировать умение видеть красоту родной природы;

• формировать моральные и эстетические убеждения;

• воспитывать любознательность, пытливость в процессе общение с природой;

• воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;

• развивать наблюдательность детей, познавательную активность, творческие и коммуникативные способности, речь учащихся.

Предварительная работа: экскурсия в парк, беседа о лекарственных растениях, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран.

Ход занятия

Звучит песня «Доброта» (Барбарики)

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами об удивительном лесном царстве. Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие по лесным тропинкам. Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.

(Показ презентацию «Мы друзья природы»)

Учитель:  Закройте все глаза и сосчитайте до пяти. Раз – два – три – четыре – пять. Посмотрите, мы оказались на лесной полянке. Какая она красивая. Давайте сделаем глубокий вдох и скажем, чем может пахнуть в лесу?

Ответы детей.

Учитель:  Кругом высокие деревья и кусты. Под ногами лесной ковёр из разнотравья. Как много красивых цветов. И все это делает чистым, свежим, ароматным наш воздух. Ребята, почему лес называют легкими планеты?

Ответы детей. Потому, что растения очищают воздух.

Учитель:  Лес не только очищает воздух, лес – это еще и природная аптека, он лечит человека, дает нам силу и здоровье. Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о растениях, которые в нем растут. Какие деревья растут в нашем лесу?

Ответы детей.

Учитель:  Сосна, кедр, лиственница, ель – хвойные деревья. Почему они так называются? Ответы детей. Лес, в которых растут эти деревья, называются хвойным. (Показ иллюстраций.)

Сосновый бор - светлый и сухой лес. Когда идёшь по сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные свечи возвышаются над головою стволы деревьев. Летом в них можно собирать ягоды – бруснику, чернику. Растут там и грибы – боровики, маслята, сыроежки. На высоких старых соснах селятся, строят гнёзда, хищные птицы – ястребы, орлы.

Еловый лес – тёмный, мрачный, сырой. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Прячутся там и зайцы, белки остаются зимовать из-за шишек, вьют гнёзда рябчики и хлопотливые дрозды.

Береза, осина, рябина, как назвать эти деревья одним словом? (Лиственные). Почему они так называются, как вы думаете? Лес, в котором растут названные деревья, называется лиственным. В таких лесах собирается множество певчих птиц. На полянах цветут цветы, зреют ягоды, много грибов. Лес, в котором растут разные деревья и лиственные, и хвойные называется смешанным. (Иллюстрации.)

Учитель: Ребята, я приготовила для вас вопросы, попробуем ответить на них? Все деревья, как и люди, могут болеть, и даже погибают. От чего? Кто может поселиться под корой дерева?

Ответы детей. Жук-короед.

Учитель:  Кого называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов?

Ответы детей. Дятла, он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры.  

Учитель:  От чего еще могут болеть деревья?

Ответы детей. Если кто-то порезал кору или сломал ветви у дерева.

Учитель: Для чего нужна дереву кора?

Ответы детей. Кора защищает дерево от мороза, ветра, от солнца.

Учитель: Ребята, зачем же растениям нужны корни?

Ответы детей. Через корни дерево «пьет» воду и получает питательные вещества из земли.

Учитель: : Откуда берутся деревья?

Ответы детей. Из семян.

Учитель:  А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие загадки: Отгадывание загадок

Дружбу водит он с лисой,

Для других — ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый (волк).

——

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами,

За жуками и мышами… (Еж).

——

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора (заяц).

——

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет… (медведь)

——

Кто, ответьте поскорей,

Самый хитрый из зверей?

Кто всем курочкам гроза?

Это рыжая …. (лиса)

Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери, посмотрите на иллюстрации - Лекарственные травы.

Физкультминутка

Выросли деревья на поле

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки.

Даже толстые стволы,

Наклонились до земли.

Вправо – влево, взад – вперёд

Так деревья ветер гнёт.

Он и вертит их, и крутит

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Руки вверх.

Руки в стороны.

Потягиваемся вверх, поднимая руки.

Покачиваем руками из стороны в сторону.

Наклоны всем корпусом. Повороты туловища.

Учитель:  Лес – зеленая больница, лес – как сказочное царство: тут кругом растут лекарства, в каждой травке, в каждой ветке, и микстура, и таблетки. Почему лес называют зелёной больницей?

Ответы детей.

Учитель: Потому что лес богат лекарственными растениями, которые издавна люди использовали в медицине. Вот некоторые из них: одуванчик, мать и мачеха, первоцвет весенний, ромашка.

 Одуванчик не только салатное, но и лекарственное растение. В его длинных листьях много витаминов.

 Мать и мачеха: Растет вдоль дорог, тропинок. Собирают весной. Настой из её цветов и листьев употребляется при простудных заболеваниях.

Первоцвет весенний: Богат витамином С. Из цветков и листьев получается прекрасный лекарственный весенний салат.  

Ромашка: В медицине используют цветки. Отваром лечат простудные заболевания. Заваривают успокаивающий чай.

Игра «Найди что лишнее?» 

1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные.

2. Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

1. Клен, рябина, ель, осина (ель);

2. Липа, тополь, ива, яблоня (ива);

3. Береза, дуб, клен, смородина (смородина);

4. Яблоня, груша, слива, рябина (рябина).

Учитель: Ребята, а какие грибы вы знаете (изображение грибов все съедобные, один не съедобный).

Ответы детей.

Учитель: А если вы в лесу увидите несъедобный гриб, как вы поступите? Пройдете мимо или растопчите? Объясните, почему в лесу нельзя сбивать, растаптывать несъедобные грибы?

Ответы детей.

Учитель:  Несъедобные грибы служат для животных лекарством и пищей. Все растения и животные леса живут в мире и гармонии, они нужны друг другу, для животных лес это не только дом, но и аптека, и столовая. А вы знаете, чем питаются в лесу звери?

Ответы детей.

Учитель:  А чем вы могли бы помочь лесу? Какие правила поведения на природе вы знаете?

Ответы детей.

Учитель:  А теперь у нас «Гонка за лидером»

1. Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом (лиса).

2. Птичий домик (гнездо).

3. Дерево – символ нашей Родины (береза).

4. Ночная птица (сова).

5. Нос птицы (клюв).

6. Ребенок кошки (котенок).

7. Курица мужского рода (петух).

8. Кто спит под своими ушами (заяц).

9. Какую траву даже слепые знают (крапива).

10. Зимнее логово медведя (берлога).

11. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Что за птица? (сорока).

12. Колобок, обросший иголками (ежик).

13. Кто из обитателей болота стал женой Ивана – царевича? (лягушка).

14. Из какого дерева делают спички? (осина).

15. Что снесла курица? (яйцо).

16. В воде купался, сухим остался (гусь).

17. Какая рыба в праздники надевает шубу (селедка).

18. Кто бежит задними ногами вперед (заяц).

19. У кого уши на ногах? (у кузнечика).

20. Что теряет лось каждую зиму? (рога).

21. Что случается с пчелой после того, как ужалит? (умирает).

22. Двоюродные братья зайцев (кролики).

23. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест).

24. Кто может пить ногой? (лягушка).

25. Кто спит вниз головой? (летучая мышь).

26. У кого самый чуткий «нос» (у бабочки).

Учитель: Мне понравилось что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе.  Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. Давайте закроем глаза и сосчитаем до пяти. Раз – два – три – четыре – пять, вот и в классе мы опять.

Итог занятия: Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника. Не сорвали цветов, не напугали птиц и зверей, не нарушили тишины и гармонии леса. Пусть мир, в котором мы живём, остаётся голубым и зелёным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Арманд Н. (1985). Наша планета. Москва: Мир.

Бондаренко Т. (2004). Экологические занятия с детьми. Воронеж: ТЦ Учитель.

Горькова Л. (2010). Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Москва: Вако.

Зенина Т. (2006). Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. Москва: Педагогическое сообщество России.

Калашников В. (2005) Чудеса природы на земле и в воздухе.  Москва: Белый город.

Коломина Н. (2003) Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва: Творческий центр

Николаева С. (2000) Экологическое воспитание младших дошкольников.  Москва: Мозаика-Синтез.

Николаева С. (1999) Юный эколог.  Москва: Мозаика-Синтез.

Лучич М. (1989) Детям о природе.  Москва: Просвещение

Маханева М. (2004). Экологическое развитие детей. Москва: Аркти.

Молодова Л. (1999). Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар

Молодова Л. (1999). Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников.  Минск: Асар.

Интернет-источники картины, фото для презентации: https://yandex.ru/images

Публикации по теме:

«По тропам земли кубанской» туристический слет«По тропам земли кубанской» туристический слет "По тропам земли кубанской" туристический слет для несовершеннолетних. И. Н. Савченко руководитель кружка "Юный турист" Цель:изучение природных.

«Поможем лесным жителям вернуть елочные игрушки. Счет до 10. Сравнение по высоте». Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе«Поможем лесным жителям вернуть елочные игрушки. Счет до 10. Сравнение по высоте». Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Поможем лесным жителям вернуть елочные игрушки». Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Цель: совершенствование навыков счета по.

Конспект беседы «Путешествие к зиме и к лесным зверюшкам в лес» для детей младшей группы Цель: знакомство с некоторыми особенностями жизни лесных зверей в зимний период времени. Задачи: рассказать малышам о местах зимовок, о.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие по лесным тропам»
Опубликовано: 26 декабря 2024 в 11:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие по лесным тропам»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Димитриевна Шурдикова (УИ 3164988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД