Любовь Болдырева
Путешествие по карте «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные промыслы России
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 17 комбинированного вида «Земляничка»
Конспект организации совместной деятельности с детьми
Тема: Путешествие по карте "Народные промыслы России"
В рамках реализуемого проекта "Народные промыслы России"
Выполнила: Болдырева Л. В.
воспитатель, высшая кв. категория
ГО Богданович 2021г.
Пояснительная записка
Публикация «Путешествие по карте „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Дата проведения:
Место проведения:
Время проведения:
Количество детей:
Занятие по познавательному развитию разработано в соответствии с ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет.
Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности: познавательной, коммуникативной, двигательной, художественной.
При организации совместной деятельности педагогов и детей использовался принцип интеграции образовательных областей (ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическая развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Речевое развитие»).
Используемые методы: метод вопросов, мотивирование детской деятельности,
и приемы: рассказ воспитателя и детей, беседа, создание ситуации выбора, фантазирования, поддержки детской инициативы - были направлены на повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности.
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ.
Тема: Путешествие по карте "Народные промыслы России"
Возрастная группа: 6 - 7 лет
Форма совместной деятельности: путешествие по карте
Форма организации: групповая, индивидуальная
Учебно-методический комплект: Толстикова О. В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013.
Технология Н. А. Коротковой "Путешествие по карте".
Средства:
наглядные- макет карты
литературные - стихи о народных промыслах
музыкальные - фонограмма русских народных мелодий : "Барыня", "На горе то калина. ", хороводная.
Оборудование - русские народные костюмы, иллюстрации народных промыслов, запись русских народных мелодий
Достижение образовательных результатов
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность: создаются ситуации для проявления детской инициативы и самостоятельности; дети самостоятельно выбирают роспись.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру: воспитатель поддерживает конструктивное общение детей во время занятия.
Ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами игры: на занятии создаются ситуации для фантазирования, развития воображения.
Ребенок владеет устной речью: дети участвуют в беседе с воспитателем.
Ребенок владеет основными движениями: имитация езды на поезде; полета на самолете; во время физминутки дети выполняют различные хороводные движения.
Ребенок способен к волевым усилиям: дети проявляют волевые усилия в процессе рассказывания о народных промыслах.
Цель: Знакомство детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Образовательные
1. Пробудить интерес к народному промыслу. Обобщить знания и умения: умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
2. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;
3. Расширять словарь по теме «Народные промыслы».
Развивающие
1. Способствовать развитию связной речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений.
2. Способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия.
3. Развивать интерес детей к разнообразию русских народных промыслов.
4. Способствовать развитию диалогической речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.
Воспитательные
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
Воспитывать умение слушать друг друга до конца, не перебивая.
Оформление
- карта "Народные промыслы России";
- выставка иллюстративного материала «Народные промыслы».
Предварительная работа:
- беседа с детьми о народных промыслах,
рассматривание с детьми предметов декоративно-прикладного искусства,
- проведение занятий по изучению каждого промысла; рисование элементов узора каждого вида росписи,
- расписывание предметов узорами народного творчества.
- чтение и заучивание стихотворений о народных промыслах
- игры в «Лото», (разные варианты) «Собери картинку», д/и «Угадай по описанию», «Расскажи про свой узор», «Зимние узоры»
- Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни.
Работа с родителями:
- помощь в оформлении выставки "Народные промыслы"
Музыкальное оформление:
русские народные мелодии : "Барыня", "На горе то калина. ", "Калинка - малинка", хороводная.
Материал:
1. Компьютер.
2. Картинки с элементами росписи (хохлома, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись, филимоновская игрушка)
3. Предметы с хохломской, дымковской, городецкой росписью, Павлово-Посадские платки, русские матрёшки.
Ход занятия
1 часть. Организационно-мотивационный момент
(Под звуки записи "Барыня", входит воспитатель)
Воспитатель:
Заходите, заходите,
Открывайте ворота,
К нам на выставку спешите,
Пропустить ее нельзя!
Что угодно здесь найдете:
И посуду, и игрушки,
И платочки все в цветах!
Много нового поймете
О народных мастерах!
Выбегают дети танцуют.
Егор Л.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
Ото всех дверей, ото всех ворот
Проходи скорей, торопись народ.
Воспитатель:
Земля наша Русская испокон веков славилась своими доблестными мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Ребята, а давайте отправимся в путешествие по карте НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.
2. Актуализация
Воспитатель: У нас есть карта Народные промыслы России. Смотрите, сколько обозначенных пунктов на ней? Мы с вами совершим путешествие по этой карте. А вы расскажете о народных промыслах. только вот времени у нас мало, надо быстро добираться до этих пунктов. Как же нам быть?
(Дети выдвигают предположения. Отвечают на вопросы. Рассказывают о народных промыслах. Выбирают образцы народных промыслов. Дети предлагают выход из ситуации - выбор транспортного средства для каждого остановочного пункта.)
Воспитатель: Начнем наш маршрут с большого торгового села Хохлома.
Настя
Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотую Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.
Вопросы:
Почему хохлому называют золотой? Что расписывают этой росписью? Из чего сделаны эти изделия? Какие цвета использует художник в этой росписи? Какие элементы присутствуют в этой росписи? Называется это растительный орнамент.
Воспитатель: А теперь нас ждет Городец.
Таня
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовут.
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Вопросы:
Почему называют городецкая роспись? Что расписывают этой росписью? Откуда взяты элементы в росписи? В настоящее время мастера расписывают мебель, посуду этим красивым узором.
Воспитатель: Дальше по нашему маршруту Дымковская слобода.
Ярик
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
Вопросы:
Что это за игрушки?
Из чего сделаны эти игрушки?
Какие элементы использовал художник в дымковской
росписи? Какие используют цвета?
3. Динамическая пауза
Воспитатель: Ребятки, а что за ярмарка без игр и веселья, а хотите поиграть, потанцевать? Хоровод «На горе-то калина»
4. Актуализация
Воспитатель: отдохнули? Куда же теперь нам надо?
Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. Теперь нас ждут городе Сергиев посад, где есть фабрика матрешек.
Егор Ш.
Здравствуй, милая матрешка,
Символ русской красоты!
Статна, хороша одёжкой,
Всем нам симпатична ты!
И в Загорске, и в Майдане,
У умельцев-мастеров
Появилась ты, матрешка,
Что достойна лучших слов!
Вопросы:
Что это за игрушка-Матрешка? Из чего делают матрешку? Какие цвета используют при росписи?
Чем интересна эта игрушка?
Воспитатель: и последняя остановка - город Павлово - Посад.
Это город в Подмосковье, в котором много лет назад местные мастерицы начали заниматься изготовлением необыкновенно красивых платков и шалей.
Вопросы:
Скажите, а какие узоры встречаются на платках?
Воспитатель: изумительно красивые платки были настолько популярны, что существовал танец с платками,
в котором дамы могли демонстрировать свою красоту, грацию, осанку.
Фоновая музыка Хороводная
- Девочки-красавицы, примерьте платки, пройдитесь по кругу, покрасуйтесь перед мальчиками. (девочки идут по кругу, демонстрируя платки).
Воспитатель: Молодцы, девочки, вы показали нам всю
красочность Павлово-Посадских платков!
5. Открытость
Воспитатель: Гости дорогие, вы сегодня с нами узнали много нового о народных промыслах. А теперь по старинному русскому обычаю наши мальчики на память подарят сувениры.
Кристина
Богата и привольна Родина моя,
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль,
И павловский посад,
Загорская матрешка
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по карте НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. Чем вам понравилось это путешествие? Где еще мы не побывали?
6. Практическая работа
Воспитатель: Ой, беда, беда, господа, пока мы с вами путешествовали, у нас все образцы народных ремесел перемешались. Что же теперь делать?
1. Дети предлагают разобрать образцы народных ремесел.
Жостово, Гжель, Филимоново.
Вопросы:
Что общего между филимоновской и дымковской игрушкой? Чем они отличаются?
Какой материал используют для подносов?
Какую посуду расписывают гжельской росписью?
2. На картах "Русские промыслы" есть пробелы - надо найти подходящие недостающие элементы.
3. Закрепление: показать карточки - дети должны отгадать, какой это промысел.
7. Заключительный этап.
Воспитатель: Молодцы, справились с таким трудным заданием. (Даётся оценка работы, закрепление промыслов).
8. Итог занятия.
Что нового узнали во время путешествия?
Что вам понравилось?
Вы хорошо потрудились и повеселились.
С нами выставка прощается.
А вы получаете сладкие призы.